Вне времени и пространства
Описание материала: предлагаю Вашему вниманию творческую работу. Данный материал подходит для работы с учащимися 9-11 классов при подготовке к написанию прозаического произведения небольшого объема и свободной композиции, выражающего индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Будет полезен учителям литературы при изучении «Севастопольских рассказов» Л. Н. Толстого, учителям истории при изучении темы «Крымская война 1853-1856гг., также классным руководителям при проведении мероприятий, направленных на воспитание гражданственности и патриотизма.
Цель: воспитание интереса к истории своей страны, воспитание патриотизма и чувства гордости за свой народ.
Задачи: показать истинный героизм русских солдат и матросов в обороне Севастополя;
способствовать проявлению чувств сопереживания, сочувствия, отрицания насилия, неприятия зла;
развивать творческие способности школьников и навыки работы с художественным текстом.
Автор: Оксана Геннадьевна Дмитриева, учитель русского языка и литературы
Место работы: МКОУ ШР "ООШ №11"с. Введенщина Иркутской области.Эссе
Свернув на Исторический бульвар, я застываю в изумлении. Перед взором открывается величественная панорама Севастополя. Остро запахло морем. Реальность мгновенно исчезла, растворилась в мареве воспоминаний… «Светлое весеннее солнце взошло с утра над английскими работами, перешло на бастионы, потом на город - на Николаевскую казарму и, одинаково радостно светя для них, теперь спускалось к далекому синему морю, которое, мерно колыхаясь, светилось серебряным блеском.» Странно… Почему-то в памяти всплыли именно эти строки. Таким увидел город подпоручик Толстой в мае 1955 года. Не перестаю преклоняться перед величием и твёрдостью духа этого человека, человека с большой буквы, который сам подал рапорт о переводе в действующую армию и участвовал в обороне Севастополя с 7 ноября 1854 года.
Оглядываюсь… Вот стоит человек. Пронзительным взглядом смотрит на аллеи, тонкой нитью извивающиеся и уходящие куда-то вперёд. Но что-то в его взоре говорит, что, возможно, перед глазами сейчас предстала глинистая гора, изрытая траншеями, наполненными такой жидкой, желтой, вонючей грязью. Или может быть открылась душераздирающая картина, где в крови и грязи лежит матрос. У него вырвана часть груди. На лице выражение страдания, свойственное человеку в таком положении. Но вот оно сменяется выражением восторженности и высокой, невысказанной мысли. Дрожащим голосом он говорит товарищам: "Простите, братцы!" Великая, великая душа. Он просит прощения за то, что не уберёг себя, что оставляет братьев своих, что уже не сможет драться с врагами за честь и славу русского оружия.
Поднимаюсь в гору. Незримый свет наполняет сознание. Я сейчас вне времени и пространства… И чётко понимаю, что только здесь, в Севастополе, можно до конца прочувствовать тот ужас, и вместе с тем восхищение, которые сквозят из каждой строчки «Севастопольских рассказов». Вот, наверное, здесь, на батарее, сидит кучка матросов, где посередине площадки, до половины потонув в грязи, лежит разбитая пушка. И кажется, недалеко от себя уже слышишь удар ядра, со всех сторон свистят пули, жужжащие, как пчела, быстрые и визжащие, как струна.
Вот здесь был когда-то Язоновский редут. Поворачиваю направо, туда, где находился четвёртый бастион, страшное, действительно, ужасное место. Именно здесь командовал артиллерийской батареей Лев Николаевич Толстой. И кажется мне, что сквозь время вижу «землянки, в которые, согнувшись, могли влезать только два человека». Вижу матросов черноморских батальонов, «которые переобуваются, едят, курят трубки, живут…». Невдалеке видится мне офицер, он «спокойно свертывает папиросу из желтой бумаги, сидя на орудии, и рассказывает, как пятого попала бомба в матросскую землянку и положила одиннадцать человек». А вот и другой офицер, этот расскажет про то, «как на его батарее только одно орудие могло действовать и из всей прислуги осталось восемь человек, и как все-таки на другое утро, он палил (моряки все говорят палить, а не стрелять) из всех орудий».
Кто же они, эти люди, которые предстают перед нами, стоит только ступить на пропахшую кровью землю Севастополя? Простые русские люди. Такие же, как я, как мои друзья. Как и любой русский, мы горячо любим свою Родину и, ни на секунду не раздумывая, встанем под пули за свой дом, свою семью, клочок земли, дарованный нам судьбой в наследство. Перелистывая страницы Севастопольских рассказов, теперь я понимаю, что именно Толстой стал для меня духовным учителем. Именно он показал мне истинную твердость духа, подлинный патриотизм и взрастил веру в высокое предназначение любого русского человека. Несомненно, что так же, как полтора столетия назад, когда русские воины отдавали свои жизни, защищая Родину, сегодня любой русский человек, считающий себя мужчиной, повторит подвиг великого писателя, истинного воина - Льва Николаевича Толстого.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе учителя русского языка и литературы. Нужен ли сегодня учитель...
Эссе учителя русского языка и литературы. Оценка
Эссе учителя русского языка и литературы
Эссе учителя русского языка и литературы. Профессия учитель