Анализ анкетирование "Семейное чтение".
Автор: Козырева Оксана Викторовна, МАДОУ "ДС 19 г. Благовещенска", воспитатель.
Описание материала: Материал будет полезен воспитателям и библиотекарям детских библиотек, учителям начальных классов. Анкетирование предназначено для родителей детей средней группы, для старших дошкольников. Особенно важно проведение анкетирование - то, что наступил 2015 год Литературы.
Цель: выяснение отношение родителей к семейному чтению.
Задачи:
Определить роль родителей в развитии интереса семейного чтения детей.
Выявить проявляют ли интерес к художественной литературе и журналам.
Воспитывать бережное отношение к книге.
Анализ анкетирования
Родители должны были ответить на 22 вопроса анкеты. В анкетировании приняло участие 23 родителя.
Анкетирование родителей по данной проблеме показало, что не все родители читают детям книги. Чаще читают по инициативе ребенка.
На 1 вопрос «На ваш взгляд, существует ли необходимость прививать у детей интерес к чтению, или эта тема не актуальна в наше время?» - большинства родителей ответили, что необходимо вдохновлять у детей интерес к книгам и картинкам все 100 %.
На 2 вопрос «По Вашему мнению, как можно привлечь ребенка к чтению?» были даны такие ответы: вместе с ним читать, заинтересовать книгой, покупать больше новых книг, читать книги каждый день.
На 3 вопрос: "Семейное чтение – это...": 2 семьи (9 %) ответили, что литература, интересующая всех членов семьи или её части. 8 семей (34 %) ответили - семейное чтение – это обсуждение, прочитанное всей семьей или некоторыми членами. Для 12 семей (52 %) стало, это чтение вслух, интересующее всех членов или отдельную группу семьи, которое содействует познавательному развитию личности ребенка, а также является одной из форм – досуга.
На 4 вопрос: "Внимательно ли с удовольствием слушает ваш ребёнок, когда ему читают вслух?" Все родители ответили утвердительно – Да. Все родители желают, чтобы их ребёнок подружился с книгой и любил слушать их с большим интересом.
На 5 вопрос «Задаёт ли Ваш ребёнок вопросы, если ему непонятны слова, или какая либо ситуация в произведении». Для 17 семей (74 %) дан был ответ «да». 3 семьи (13 %) ответили, редко задаёт вопросы. Остальные ответили, редко любит, чтоб его слушали и чтобы он отвечал на вопросы. Сама по ходу чтения объясняю ребёнка.
На 6 вопрос: «В состоянии ли он рассказать историю, описать какой – либо случай, произошедший с ним?». 17 семей (74 %) ответили утвердительно «да». 3 семьи (13 %) ответили «нет». А остальные ответили: часто пересказывает мультики или отрывки из книг. Кратко повторяет предложения, ранее произнесенные.
На 7 вопрос: «Обсуждаете ли Вы с ребенком прочитанные книги, просмотренные мультфильмы?», 18 семей (78 %) обсуждают прочитанное, стремятся пересказать прочитанное, выделить то, что им понравилось. Для 5 семей (22 %) детей делятся своими эмоциями, приобретенными от чтения, просмотра кинофильма с другими. Обсуждают поступки героев и их поведение.
На 8 вопрос: «Вспомните книгу Вашего детства, которая произвела на Вас неизгладимое впечатление?». Этот вопрос многих родителей заставил задуматься, а некоторые с большим трудом упоминали свои любимые книги детства. В результате были названы следующие произведения: «Тимур и его команда» А. Гайдар. Рассказ «Честное слово», «Маленький принц», «Остров сокровищ», «Приключения Буратино», сказки Братьев Гримм, «Королевство Кривых зеркал» В. Губарев, «Покоритель зари или плавание на край света», «Король Лев», «Алиса в стране чудес», стихи Маршака, «Чиполино», «Бемби», «Незнайка», «Карлсон», «Пепин длинный чулок», «Волшебник Изумрудного города», «Дети подземелья». И остальные 5 семей (22 %) не помнят книг своего детства.
На 9 вопрос: «Ваш ребенок – читатель, зритель, слушатель». 15 семей (65 %) ответили – ребенок и слушатель и зритель. 6 семей (26 %) – только слушатель.
На 10 вопрос: "На вопрос о наличии или отсутствии трудностей в проведении семейного чтения":
1. 26 % родителей ответило, что проблемы испытывают в выборе книг.
2. 9 % в технике чтения
3. 4 % в методике проведения чтения
4. 61 % не переживают проблем, ведь семейное чтение не практикуется в семье. По данному вопросу родители имеют необходимость в консультативной помощи по проблемам: литературы по возрастным категориям, правилам проведения чтения.
На 11 вопрос: "Имеется ли у вас домашняя библиотека, и как она выглядит?". Радует, то что у 11 семей (48 %) семей имеют в доме библиотеку, фильмотеку – это несколько книжных полок. 3 семьи (13 %) –имеют книжный шкаф. 5 семей (22 %) – имеют стеллаж с книгами. И остальные 4 семьи (17 %) имеют другую.
На 12 вопрос: "Есть ли у Вашего ребёнка уголок с книгами?". 23 семьи (100 %) ответили, что у всех имеется уголок с книгами.
На 13 вопрос: "Часто ли Вы читаете ребёнку книги?". Обнаружено ограниченность во времени для семейного чтения между родителем и ребёнком у 7 семей (30 %) уверяют, что чтение осуществляют перед сном, текущий факт свидетельствуют дети. Многим семьям удобно, когда дитя может самостоятельно начать играть на компьютере, заняться просмотром мультфильмов. Для 2 семей (9 %) родители читают каждый день. Для 11 семей (48 %) родители читают по просьбе ребёнка. И в одной семье (4 %) читают иногда, больше внимание восполняют семейное чтение, когда ребёнок болеет дома. Как видно, лишь половина уделяют этому вопросу должное внимание, не считают это важным.
На 14 вопрос: «Назовите любимые книги Вашего ребёнка?»: У самых маленьких читателей - детей дошкольников любимые произведения сказки: Русские народные сказки – «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок», «Заюшкина Избушка». Также стихи А. Барто, К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр». А.Н. Толстой «Буратино», В. Сутеев сказки, А. Резников «Приключение Кота Леопольда», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо?», С. Михалков «Три поросёнка», Э. Успенский «Простоквашино» и другие.
На 15 вопрос: «Назовите, пожалуйста, несколько недавно прочитанных Вами ребёнку произведений?». Даны были такие ответы родителей: «Гуси – лебеди», «Гадкий утёнок», сборники детских сказок, «Русалочка», «Львёнок и черепаха», «Золушка», «Муха – Цокотуха», «Цветик – Семицветик», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Спящая Красавица», «Дядя Стёпа» и другие.
На 16 вопрос: «Может ли Ваш ребёнок назвать недавно прочитанные с вами книги? Утвердительно ответили «Да» 13 семей (56 %), «не знаю» 10 семей (43 %).
На 17 вопрос: «Сколько поколений собирает эту библиотеку?». Родители предпочли такие ответы: 4 семьи (17 %) это три поколения, 5 семей (22 %) это два поколения, 7 семей (30 %) это первое поколение, и 7 семей (30 %) нет ни одного поколения.
На 18 вопрос: «Последняя книга, купленная Вами? И детский журнал?». Были даны родителями разнообразные ответы: журнал «Винни и его друзья», народные сказки, «Большая энциклопедия дошкольника», журнал «Свинка Пеппа», журнал «Лунтик», сборник стихов «Новогодний подарок», «Черепашка Ниндзя», сборник Великие сказки Мира, Ф. Одоевский «Мороз Иванович», Б. Житков «Что я видел», журнал «Барбоскина», стихи А. Барто, рассказы Николая Носова и другие.
На 19 вопрос: «Имена, каких писателей и поэтов знает Ваш ребёнок?». 12 семей (52 %) ответили, что ребенок не знает имена писателей и поэтов. 11 семей (48 %) ответили: Н. Носов, С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А.С. Пушкин, В. Маяковский, В. Сутеев, С. Михалков.
На 20 вопрос: «Может ли Ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки, произведения?». 6 семей (26 %) ответили «нет», 17 семей (74 %) ответили «да».
На 21 вопрос: «Как вы считаете, в каком возрасте ребёнок должен научиться читать?». 6 семей (26 %) ответили к пяти годам. 5 семей (22 %) ответили к 6 годам. 8 семей (34 %) к семи годам. 4 семьи (17 %) ответили каждый в своё время.
На 22 вопрос: «Что даёт современному ребёнку чтение книг?». Родители солидарны с мнением, что книга несет все самое доброе и хорошее, а именно: «развивает память, мышление», «расширяет кругозор ребенка», «способствует интеллектуальному развитию ребенка», «учит правильному мышлению и логическому мышлению», «способствует познанию мира», «учат думать, размышлять, дают знания», «чтение хороших книг воспитывает Человека».
Вывод.
Чтобы привлечь внимание родителей к семейному чтению и дальнейшему развитию речевой активности детей, необходимо расширить работу с родителями по данной теме.
Рекомендуем посмотреть:
Неделя детской книги в младшей группе
Почему дети не читают?
Роль родителей в приобщении ребенка к чтению
Как привить детям любовь к чтению