Конспект образовательной деятельности с детьми старшей группы на тему «Незнайка и его друзья» в рамках тематической недели: «Путешествия»
Разработала: воспитатель Панфутова Оксана Сергеевна.
Это занятие будет интересно воспитателям, старшим воспитателям детского сада для работы с дошкольниками старшего возраста. Может использоваться и как НОД по экологическому воспитанию и как развлечение. Этот НОД объединяет в себе развитие по всем образовательным областям.
Цель: обобщение знаний о понятиях живая и неживая природа, рукотворный мир; формирование предпосылок УУД.
Задачи:
Образовательные
- Продолжать учить работать по схемам;
- Систематизировать умения производить знаково-символические действия, кодирование предметов и их свойств;
- Продолжать учить ставить и самостоятельно решать поставленную задачу, добиваться цели, ставить гипотезы;
- Закреплять умение контролировать своё действие в соответствии с конкретной задачей;
- Закреплять навыки прямого и обратного счёта, знание дней недели и геометрических фигур;
- Продолжать учить решать задачи, знать её структуру, и отличать её;
- Формировать познавательную и социальную мотивацию;
- Способствовать свободному общению с взрослыми и детьми.
Развивающие
- Развивать умение высказывать предположения, сравнивать, выделять признаки предметов;
-Развивать умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- Развивать умение формулировать собственное мнение и позицию;
-Развивать потребность дошкольников в общении с взрослым и сверстниками;
- Воспитательные:
- Воспитывать дружеские взаимоотношения;
- Обогащение музыкальных впечатлений.
Материалы и оборудование:
- карта путешествия;
- два комплекта разного цвета от 1 до 7 для эстафеты «Живая неделя»;
- альбомные листы для мольберта – для рисования символов и для оживления «предметов»;
- наборы карточек на каждого ребёнка на тему: «Живая и неживая природа, рукотворный мир»;
- лист ватмана в клетку, листы в клетку;
- карандаши, клей, кисточка для клея;
- компакт-диски, разноцветные круги (большой и маленький) на каждого ребёнка, аль-бомный лист для складывания;
- экран.
Подготовка к проведению образовательной деятельности
1. Рассматривание картинок - алгоритма для уточнения знаний у детей по описанию предметов;
2. Рассматривание карты путешествия.
3. Рассматривание схем для уточнения работы с ними, для закрепления основных базовых форм оригами, складывание их;
4. Составление эмблем для ОД. Описание геометрических форм;
5. Сюжетно-ролевая игра: «Клуб путешествий»;
6. Рассматривание сюжетных картинок по теме: «незнайка и его друзья»
Работа в ходе режимных моментов:
1. Выполнение поделок различной сложности (самостоятельно);
2. Игры по закреплению ФЭМП;
3. Слушание детских песенок о дружбе;
4. Чтение Носова «Незнайка и его друзья»;
5. Беседы о бережном отношении к природе.
Работа с родителями:
1. Предложить родителям поучаствовать в оформлении группы на тему: «Путеше-ствие в Цветочный город»;
2. Мотивировать родителей на проведение опыта с детьми дома, сделать фотографии по нему, составить по нему схему – составить книжку;
3. Оказание помощи в оформлении уголка игр: изготовить дидактические игры по ФЭМП и по экологии;
4. Подготовка консультаций: «Формирование элементарных математических пред-ставлений в старшей группе детского сада», «Оригами – это интересно», «Учим любить природу».
Проведение образовательной деятельности
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и подарим им улыбку.
А теперь всё внимание на меня. Скажите ребята, а вы любите путешествовать?
Ответы детей.
Воспитатель: Я предлагаю отправиться всем вместе в Цветочный город. Там ждёт нас много занимательных, интересных заданий. Хотите?
Ответы детей.
Воспитатель: В эту книгу вы войдёте –
Сразу в сказку попадёте.
Звучит мелодия из фильма: «Там на неведомых дорожках».
Дети занимают свои места, проходя через макет книги.
Воспитатель: На чём можно отправиться в путешествие?
Ответы детей
Воспитатель: А на чём путешествовать будем мы, вы узнаете, когда выполните задание.
Дети выполняют задание на листе в клетку.
Воспитатель: Что у нас получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, получился воздушный шар. Вы не забыли, что мы в сказке? Значит, с нами может произойти всё, что мы хотим.
Нам нужно сконструировать воздушный шар. Ваши предложения, что нам может понадобиться для конструирования?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы молодцы! Так и сделаем.
Дети из стульчиков и большого конструктора выполняют постройку.
Сюрпризный момент - воспитатель дополняет постройку большим фонариком посередине и шаром из ткани над головами детей.
Воспитатель: Всё готово.
Все вместе рассказывают стихотворение о воздушном шаре.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно шар наш поднимать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Он легко ведь должен весить.
Десять, девять, восемь, семь,
Очень весело нам всем.
Шесть, пять, четыре, три,
Высоко мы от земли.
Два, один – вперёд летим,
Город Цветочный увидеть хотим.
Воспитатель: Набираем высоту. Для этого нам пригодится волшебный фонарь – он подогреет воздух, шар поднимается.
Звучит весёлая музыка.
Воспитатель: Взлетели. Чтобы дорога показалась нам весёлой, предлагаю отгадать любопытные задачки. Вы согласны?
1. Если у этих фигур 4 угла и 4 стороны, как их назовём их одним словом?
2. Задали детям в школе урок:
Прыгает в поле десять сорок.
Девять взлетели, сели на ели,
Сколько осталось в поле сорок?
Ответы детей.
3. Я беру карандаши.
Ты считай, но не спеши.
Красный, синий и зелёный,
Фиолетовый и черный,
И оранжевый и белый
Сосчитай ты их все смело?
Ответы детей.
Воспитатель: Кто сосчитал правильно?
Ответы детей.
Дети под руководством воспитателя задают всей группе задачки и отгадывают их.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы!
4. У Марины целое яблоко
Две половинки и четыре четвертинки.
Сколько яблок у Маринки?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот показался и наш Цветочный город.
Воспитатель с детьми смотрят вдаль.
Воспитатель: Начинаем снижение. Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, воздух в шаре остыл.
Воспитатель выключает волшебный фонарь.
Воспитатель: Удачно приземлились. Предлагаю теперь рассмотреть карту Цветочного города. Что на ней изображено?
Ответы детей.
Стоя дети описывают карту.
Воспитатель: Первая остановка – дом Ромашки.
Воспитатель вешает на карту портрет Ромашки.
Воспитатель: Она приготовила нам задание – Ребусы. По первым звукам нужно отга-дать спрятанные слова. Отгадайте первый ребус.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, дети, о чём можно сказать живая и неживая?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно, это природа. А что такое природа?
Ответы детей
Воспитатель: Природа – это то, что окружает нас. А чем отличается живая природа от неживой?
Ответы детей
Воспитатель: Живая природа – это то, что растёт, дышит, питается и двигается. А не-живая природа – это то, что может существовать без помощи человека. А теперь давайте придумаем символы живой и неживой природы. Ваши предложения?
Ответы детей
Дети стоя возле мольберта придумывают символы, а воспитатель вешает их на доску.
Воспитатель: Вторая наша остановка будет в доме Незнайки.
Воспитатель вешает на карту портрет Незнайки.
Воспитатель: Задание от Незнайки. Дело в том, что он всё время путает, живую и неживую природу. Помогите ему в этом. Садитесь, пожалуйста, на свои места. Ребята, перед вами карточки.
Игра: «Набор картинок»
Воспитатель: Незнайка предлагает вам выбрать картинки, которые, по вашему мнению, могут быть объединены (живая и неживая природа).
Воспитатель предлагает условие задания: расположить картинки в соответствии указанному символу, друг под другом. /Задание на классификацию. (Развивает способность к операции – комбинаторике).
Воспитатель: Проверьте друг у друга как выполнено задание. Сосчитайте, сколько картинок на верхней полоске.
Ответы детей.
Воспитатель: Как, не считая, можно узнать количество предметов на нижней полоске?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Их поровну. Это мы установили путём приложения карточек друг к другу.
А сейчас, давайте послушаем стихотворения о природе. Будьте внимательны. Нужно будет найти в них живую и неживую природу.
1. Воздух, солнце и вода –
Наши лучшие друзья.
Ответы детей
2. Лес, цветы и птицы поют –
Дети природою это зовут.
Ответы детей
Воспитатель: Третья наша остановка будет домик Растеряйки.
Воспитатель вешает на карту портрет Растеряйки.
Он придумал для вас следующее задание: у вас на столах остались карточки (стул, стол, дом…). Почему они остались, подскажите Растеряйке?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно. Они не относятся к живой и неживой природе. Это предметы созданы человеком. Предметы рукотворного мира. Предлагаю придумать символы и к этой группе предметов. Согласны?
Ответы детей
Воспитатель: Ваши предложения.
Ответы детей
В ходе обсуждения под руководством воспитателя, дети придумывают и зарисовывают данный символ на мольберте.
Воспитатель: Вы замечательно справились и с этим заданием. Просто Молодцы! Те-перь Растеряйка предлагает вам немножко пофантазировать. Нужно будет оживить предмет и назвать: на что он похож из живой природы?
Задание: «Мысленный эксперимент»
Воспитатель: Предлагаю дорисовать предметы рукотворного мира, превращая их в объект живой природы.
Воспитатель: Четвёртая наша остановка будет у Гусли.
Воспитатель вешает на карту портрет Гусли.
Воспитатель: Он предлагает нам немного повеселиться под его весёлую музыку и по-участвовать в эстафете на этой полянке.
Дети выходят из-за столов в середину группы.
Эстафеты: «Живая неделя»
Воспитатель: Предлагаю разделиться на две команды (по форме цветов) и по сигналу «Начали» команды должны построить недельку от 1 до 7.
Ответы детей.
Звучит музыка. Дети по сигналу переворачивают лежащие на ковре карточки с цифрами и строят в правильной последовательности неделю.
Воспитатель: Вы были очень внимательными.
Дети садятся на места.
Воспитатель: Пятая остановка будет домик Знайки.
Воспитатель вешает на карту портрет Знайки.
Воспитатель: Знайке очень хочет проверить вас, знаем ли вы как отличить задачу от загадки, от песни, вопроса-шутки? Расскажем ему?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, в задаче есть условие. А что это такое, объясните, пожалуй-ста?
Ответы детей.
Воспитатель: Условие – это то, что известно, то, что мы уже знаем. Что ещё есть в за-даче?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, в задаче обязательно есть вопрос - это то, о чем спрашивается, что неизвестно и что надо узнать. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, чтобы ответить на вопрос задачи, нужно решить: сложить или отнять.
Значит, у задачи есть что?
Ответы детей.
Воспитатель: Верно. Это решение. Когда решили задачу и правильно ответили на поставленный вопрос, вы нашли…Что?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Ответ. Давайте сделаем вывод, из каких частей состоит задача?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо. В задаче есть: условие, вопрос, решение и ответ.
Если дети затрудняются с ответом, педагог помогает, задавая наводящие вопросы.
Воспитатель: Теперь, когда мы разобрались, что такое задача, мы не сделаем ошибок и точно отличим задачу от загадки, вопроса-шутки и песни.
Сто одежек и все без застежек. Что это? Это задача?
Ответы детей.
Воспитатель: Можно ли сорвать ветку, не спугнув на ней птицы?
Ответы детей.
Воспитатель: Это задача?
Ответы детей
Воспитатель: Жили у бабушки веселые гуси: один - серый, другой - белый. Это задача?
Воспитатель: А если я продолжу: сколько гусей было у бабуси? Что получилось?
Ответы детей
Воспитатель: Получилась задача. Хорошо.
Воспитатель: Шестая наша остановка будет домик Тюбика. Он скоро собирается на День рождение своего друга Пульки и хочет подарить ему портрет его любимца.
Звучит лай собаки.
Воспитатель: Вы, наверно, догадались кто это?
Ответы детей.
Воспитатель приносит из-за двери игрушку собаки.
Воспитатель: Да, это его собака Булька. Давайте составим её портрет, используя алгоритм описания.
Дети по алгоритму (с использованием карточек) описывают собаку.
Воспитатель: Молодцы! Похожа?
Воспитатель достаёт её портрет.
Ответы детей
Воспитатель: Седьмая наша остановка в гостях у Винтика и Шпунтика. Они нам предлагают сконструировать из бумаги воздушный шар.
Дети с воспитателем по схеме собирают корзину для воздушного шара, привязывают к ней верёвочки и диск. По окончании работы воспитатель спрашивает детей: в чём были трудности? Дети рассуждают. Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Поделки у вас получились отличные. Я думаю, маленьким жителям Цветочного города вы тоже очень понравились, за вашу смекалку, старание и внимание во время выполнения заданий. Путешествие по Цветочному городу заканчивается. Что сегодня вам больше всего понравилось?
Ответы детей
Воспитатель: Пора возвращаться. Занимайте наш воздушный шар.
Под музыку дети возвращаются к началу книги.
Воспитатель: Вот мы и вернулись из своего занимательного путешествия. Ещё немного и мы выйдем из нашей волшебной книги, в которой мы сочинили свою собственную историю. Как она будет называться у нас?
Ответы детей
Воспитатель: Вы молодцы, настоящие выдумщики! А теперь покидаем нашу книгу.
Рекомендуем посмотреть:
Творческое выступление по безопасности дорожного движения для старших дошкольников
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы