Картотека речевых игр и звуковых дорожек для автоматизации звука [л]
Автор: Головинцова Оксана Викторовна, учитель – логопед
Место работы: Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Куйбышевского района – детский сад комбинированного вида «Жемчужинка»
Краткое описание. Материал данной статьи будет полезен учителям-логопедам, родителям, воспитателям, участвующим в коррекционном процессе с детьми с нарушениями речи. Возможно использование речевых игр в работе с детьми от 3 лет. Использование иллюстраций облегчает процессы автоматизации и дифференциации звуков. Задания корректируются в зависимости от этапа автоматизации звука в речи ребенка.
Цель использования пособия. Уточнение артикуляционного уклада [л]. Автоматизация поставленных звуков изолированно, в словах, слогах, предложениях. Совершенствование фонематического восприятия [л]. Дифференциация звуков [л] - [р] в слогах, словах.
Правила использования. Последовательность автоматизации возможно изменять в зависимости от этапа работы со звуком, от возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Речевой материал применяется в групповых и индивидуальных формах работы.
1.Игра «Вертолет учится летать»
Цель: автоматизация [л] изолированно.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л-л-л-л-л...
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем непрерывно произносит: л-л-л-л-л..
2.Игра «Вертолет в небе»
Цель: автоматизация [л] изолированно или в слогах.
Вертолет в небе летит,
И моторчик наш гудит: л, л, л, л, л...
Взрослый обращает внимание ребенка на положение артикуляционных органов во время выполнения задания.
Ребенок ставит указательный палец на первое облачко, делает вдох, затем отрывисто произносит: л, л, л...
3.Игра «Клоун Тима»
Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных).
Клоун с грустными глазами,
На арене выступал.
Веселил людей словами,
Тем что падал — развлекал.
Клоун был в душе поэтом,
Он стихи читать мечтал.
Только зал не знал об этом,
И весёлых шуток ждал.
(Марковцев Ю.)
Чтобы рассказывать стихи, нужно научиться их читать. Поможем клоуну?
Если ребенок начинает дорожку от клоуна, то произносит прямые слоги: ла, ло, лу. Если ребенок начинает проходить дорожку от гласных, то произносит: ал, ол, ул.
4.Игра «Кот Манул»
Цель: автоматизация [л] в слогах (прямых и обратных), словах.
Мышата весело живут
Ловко сало крадут.
Кот Манул зевнул, заснул –
Кота мышонок обманул.
Какие слова со звуком [л] встретились в этом стихотворении?
Поможем мышатам попробовать сало?
Ребенок начинает дорожку от кота: ла, ло, лу, лы. Можно предложить ребенку повторять слова со звуком [л] из стихотворения, при условии сохранности остальных звуков в слове. Заучивание стихотворения стимулирует автоматизацию звука [л].
5.Игра «Мила - помощница»
Цель: автоматизация [л] в слогах, словах, чистоговорках, стихах.
Мила маме помогала,
Хоть мала, а помогала.
Песни пела, песни пела.
Ала, ола, ула, эла.
1)Взрослый предлагает спеть песенку Милы, одновременно ребенок двигает указательным пальцем по дорожке.
Если ребенок находится на этапе автоматизации [л] в предложениях, то можно заучить стихотворение.
2)Поиграем с Милой в мяч?
Мила ловко ловит мяч. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к мячу.
3)Поиграем с Милой в пирамидку?
В пирамидку поиграла - ала, ола, ула, ала. Ребенок произносит предложение и двигает указательный палец по дорожке к пирамидке.
6.Игра «Лёва и Бараш»
Цель: дифференциация [р] - [л] в слогах, словах.
Весело, весело, весело гулять
На полянке, на полянке благодать!
Заигралась, закружилась детвора
А ведь домой идти уже пора.
Будем Леве и Барашу помогать,
Нужно им дорожку показать.
(Головинцова О.)
Взрослый предлагает ребенку помочь Леве и Барашу вернуться домой, но с одним условием: нужно четко и правильно произносить слоги (слова).
1) Ра-ла...., ро-ло... , ру-лу... , ры-лы... , ал-ар..., ол –ор.., ул-ур..., ил-ир...
2) Рак-лак, лучи-ручьи, столы-топоры, получать –выручать.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическая игра для детского сада про животных
Стихи с логопедическими упражнениями
Материал для родителей по закреплению знаний детей по лексической теме «Овощи
Зимние скороговорки и стихи для автоматизации и дифференциации звуков