Применение интерактивных плакатов на занятиях по физическому развитию дошкольников в детском саду
Методическая разработка на тему: «Применение интерактивных плакатов на занятиях по физическому развитию дошкольников»
Введение.
В современном мире наша деятельность, так или иначе, связана с компьютерными технологиями, и, к сожалению, дети уже в дошкольном возрасте большую часть времени проводят за различными электронными гаджетами. Это негативно сказывается на двигательной активности детей, на их физическом развитии, следовательно, на здоровье. У детей ухудшается вербальное восприятие. Часто становится проще донести им какую-либо информацию через иллюстрации, картинки и анимации. И это - реальность нашего времени, дошкольники «идут» в ногу с ним и нам, взрослым, приходится с этим считаться.
Эту особенность современных детей мы решили использовать в деятельности по их физическому развитию.
Новое подходы к содержанию дошкольного образования предполагают активное включение во все виды деятельности с детьми информационно-коммуникационных технологий.
Поэтому в нашей разработке мы предлагаем интерактивный плакат, как средство показа и объяснения материала (способы выполнения основных движений детьми). Дети очень хорошо откликаются на такой способ объяснения, так как он яркий, вызывает положительные эмоции, через знакомые дошкольникам образы сказочных героев, мотивирует детей на правильное выполнение движений, на достижение нужного результата. Всё это позволяет повысить у воспитанников интерес к занятиям по физическому развитию, повысить их плотность и эффективность.
Таким образом, цель представленной разработки определена как повышение двигательной активности детей, повышение эффективности занятий по физическому развитию.
Для достижения обозначенной цели необходимо решить следующие задачи:
1) определить блок основных движений, для овладения которыми можно применить интерактивный плакат;
2)разработать интерактивные плакаты с учётом возрастных характеристик воспитанников;
3)подготовить развивающую среду, обеспечивающую эффективную и безопасную деятельность детей на занятиях по физическому развитию.
В ходе занятия использованы основные педагогические методы и приемы - показ и рассказ, а новизна заключается в том, что они совмещены с «Компьютерными технологиями».
Для повышения качества и плотности занятия с применением интерактивного плаката мы выстраиваем деятельность с воспитанниками на основе круговой формы работы (поточный метод), как наиболее эффективном для закрепления и ввода новых основных видов движений дошкольников. Например, можно сделать пошаговые картинки или анимации какого-либо нового для детей основного движения; с помощью стрелок, картинок и других элементов объяснить и показать детям новую подвижную игру. На нашем интерактивном плакате показана схема выполнения упражнения в виде рисунка (схемы), а также есть ссылка на интернет-ресурсы(видео). Если дети уже изучали это движение, то они с легкостью могут выполнять его самостоятельно под визуальным контролем и устными указаниями. В ходе занятия учитываются и индивидуальные особенности воспитанников, оказывается необходимая помощь инструктором и воспитателем, и контроль за безопасным выполнением упражнений.
Все это можно интегрировать с любой другой образовательной областью. Так, например, реализуются задачи образовательной области «Познавательное развитие». Ведь каждое движение (упражнение) «зашифровано» каким-либо животным, и дети должны предположить, что им сейчас нужно будет делать, опираясь на свои имеющиеся знания. Этот прием можно использовать при создании любых плакатов на любую тему.
Разработка нацелена на ближайший и на отдаленный результат. Отдаленный результат, в форме целевых ориентиров мы сможем определить в конце года. Ближайший результат можно определить, ответив на следующие вопросы: «Повысился ли у детей интерес к занятию?», «Насколько заинтересовал, «замотивировал» детей интерактивный плакат?», «Повысился ли общий эмоциональный фон на занятии?».
При подготовке и проведении данного занятия используется следующий методический инструментарий:
1. Педагогические технологии: игровые, здоровьесберегающие, информационно-коммуникационные, технологии сотрудничества.
2. Методы и приемы: демонстрация, указания, показ, объяснения, повторение, вопрос, ответ.
3. Средства реализации: технические средства обучения (ТСО), интерактивный плакат, конспект занятия, спортивный инвентарь и оборудование.
4. Формы реализации: фронтальная, поточная.
Весь педагогический инструментарий учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. Содержание методической разработки отвечает требованиям ФГОС ДО за счет интеграции образовательных областей («Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»).
Для того чтобы обеспечить достижение цели, необходимо этот метод использовать систематически. Для этого нужно разработать необходимое количество интерактивных плакатов на различные темы и различного характера, например, на закрепление двигательных умений и навыков, на разучивание, игровые плакаты и т.д. Педагог должен иметь определенные навыки владения информационно-коммуникационными технологиями. Дополнительная материально-техническая база не требуется. Реализовывать идею можно посредством имеющегося в учреждении инвентаря и оборудования.
Основная часть.
При создании интерактивного плаката мы соблюдали следующие требования к построению такого вида материала для детей:
- плакат должен быть в меру ярким, привлекающим внимание детей, содержать минимум текста;
- имеющийся текст должен быть крупным, доступным для читающих детей;
- картинки должны быть эстетичными, не искажать реальный образ животного или любого другого предмета;
- все слайды должны быть выдержаны в едином стиле, какой-либо элемент не должен привлекать все внимание к себе, если у него нет такой задачи;
- оформление не должно отвлекать внимание детей от элементов, несущих основную функцию;
- на всех слайдах каждая кнопка - активна.
Представленное занятие проводится фронтальным и поточным методом с детьми старшего дошкольного возраста (Приложение 1). В подготовительной части проводится упрощенная разминка (различные виды ходьбы и бега), затем педагог обращает внимание детей на экран. Далее идет краткий диалог с детьми по первой картинке. (Рисунок 1.1)
Инструктор задаёт краткий вопрос, дети отвечают (допускаются хоровые ответы). Например: «Что вы видите на картинке?» (Джунгли); «Какие это джунгли?» (Спортивные. Читающие могут прочитать); «Кто обычно обитает в джунглях?» (Перечисляют животных). Дети оправляются в путешествие по спортивным джунглям.
Рисунок1.1
В джунглях дети «встречают» различных животных. (Рисунок 1.2)
Рисунок 1.2
Первое животное на пути - лягушка. Необходимо «нажать» на лягушку, чтобы узнать, какое упражнение предстоит выполнить. (Рисунок 1.3)
Рисунок 1.3
Так как занятие на закрепление основных видов движений, то дети должны сами, опираясь на схематичную картинку, правильно выполнить упражнение, без показа педагогом. Для этого необходимо «нажать» на вопросительный знак, после чего на экране появится схема выполнения упражнения. (Рисунок 1.4)
Если устройство подключено к сети Интернет, можно нажать на ссылку на видео, где показана правильная техника выполнения упражнения.
Рисунок 1.4
После этого дети выстраиваются перед первым пунктом, который обозначен яркой стойкой с флажком, а также наклеена аналогичная со слайдом картинка лягушки и номер и приступают к выполнению упражнения. По окончании упражнения, возвращаются к экрану. Для возврата на основной слайд на экране, нужно нажать на «зеленый крестик».
Далее необходимо обратить внимание на стрелочку, кто из животных следующий на пути. Проводим аналогичные действия, такие как диалог, переход к месту выполнения упражнения с обозначением и, непосредственно, выполнение упражнения.
Таким образом, за время всего путешествия встречаются четверо животных, обитающих в джунглях, и в конце пути стрелочка указывает на знак «подарок». При нажатии на него, на экране появится надпись «Подвижная игра» и вопросительный знак, на который необходимо кликнуть (Рисунок 1.5).
Рисунок 1.5
На следующем слайде картинками «зашифровано» название подвижной игры, дети должны угадать его (Рисунок 1.6). (В качестве «подарка» можно взять любимую детьми игру, например, «Охотник и утки»). Далее следует игра, после которой занятие завершается заключительной частью. Занятие следует закончить на положительном эмоциональном настрое детей.
Рисунок 1.6
Заключение.
Наши наблюдения за детьми в течение небольшого промежутка времени показали, что у детей повышается интерес к занятиям по физической культуре, и, что немаловажно, стремление к своим личным достижениям.
Наблюдая за детьми во время занятий, мы отметили улучшение эмоционального настроя детей, проявление особого интереса к упражнениям, стремление к занятиям физической культурой. Интерактивные плакаты можно применять в любой возрастной группе. Для этого необходимо создать плакат, соответствующий возрасту детей и отвечающий рабочей программе.
Занятие можно выстраивать различными методами: фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный. Таким образом, плакат можно выстроить с учетом любых критериев, таких как возраст, тип занятия, метод проведения, тема, образовательная область, количество детей, уровень физического развития детей и другие. Это могут быть плакаты обучающие, закрепляющие, игровые, с технологиями здоровьесбережения и другие. В интерактивные плакаты легко интегрировать различные образовательные области. Эффективность использования таких плакатов зависит от того, насколько педагог владеет компьютерными технологиями.
Периодическое или систематическое использование интерактивных плакатов на занятиях по физической культуре позволит повысить их эффективность в целом. Следовательно, будет реализована приоритетная задача дошкольного образовательного учреждения – сохранение и укрепление здоровья воспитанников.