Беседа для младших школьников на тему "Изменения в природе осенью". Конспект
Автор: Бродская Ольга Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №42 г.Липецка
Описание - беседа ориентирована на учеников 1 класса.
Цель:углублять представления о сезонных изменениях в живой и неживой природе в осенний период.
Задачи:
- показать детям красоту русской осени в живописи;
- закрепить знания детей о приметах осени;
- развивать интерес к закономерностям в природе;
- развивать познавательные способности детей: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, воображение, память;
- продолжать обогащать словарный запас, развивать связную речь;
- продолжать воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Ход беседы
1. Самоопределение к теме беседы
- Отгадайте загадку, друзья, и скажите, о каком времени года мы будем говорить сегодня:
Повязала пестрый фартук
И ведерки с красками взяла.
Ранним утром, проходя по парку,
Листья позолотой обвела. (Осень)
- Верно. Это осень. Сегодня мы поговорим об осени и побудем в гостях у этого времени года. Готовы?!
- А кто знает после какого времени года наступает осень? (Осень наступает после лета)
- Правильно, после лета.
- А вы знаете, как называются осенние месяцы?
- Сколько их? (Их три)
2. Демонстрация репродукции картины В. Поленова "Золотая осень"
- Красота природы во все времена была источником вдохновения поэтов, композиторов, художников. Художники, которые своё творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины пейзажами.
- Посмотрите на картину "Золотая осень". Как вы думаете, какой месяц изобразил В. Поленов? (Художник изобразил сентябрь)
- Правильно, художник изобразил первый осенний месяц - сентябрь, зовут его «запевалой осени» и «златоцветом».
3. Анализ картины В. Поленова "Золотая осень"
- Какие приметы осени вы можете назвать по этой картине? (Травы в лугах, полях и лесах высыхают, желтеют, становится золотистой листва деревьев и кустарников. Листья на деревьях желтеют сначала на вершинах, где воздух холоднее, а потом и на нижних ветках. Первыми становятся золотыми листья берез и лип.)
- Какие еще изменения в природе характерны для этого месяца? (В сентябре дни становятся короче, солнце уже не поднимается в небе так высоко, как летом. Чаще налетают порывистые холодные ветры. Подует ветер, сорвет с ветки листок, и он, медленно кружась, опускается на землю. По утрам стелются над лесными полянами и речными лугами белые влажные туманы.)
- В начале сентября выдаются теплые солнечные деньки. Небо сверкает синевой, на которой сквозят золотыми узорами листья кленов и берез. Воздух чист, прозрачен, и в нем летают серебристые нити паутины. Как называют такие дни? (Такие дни называют «бабьим летом»)
- Бабье лето — это период (около двух трех недели) в начале осени. Характеризуется приятной, тёплой и сухой погодой. «Коли ясно, то и осень прекрасна» — говорит русская народная пословица.
- А какое важное событие произошло в вашей жизни этой осенью в сентябре?
- Конечно, 1 сентября вы пришли в школу, в первый класс.
4. Демонстрация репродукций с картин И.И. Левитана «Октябрь (Осень)»
- Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан. Рассмотрим одну из картин Исаака Ильича Левитана «Октябрь (Осень)».
5. Анализ картины
- Второй месяц – октябрь - середина осенней поры. В старину этот месяц называли «листопадом», потому, что с деревьев опадали увядшие, пожелтевшие листья.
- Какие приметы осени изобразил пейзажист?
- Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа?
- Действительно, осень – многоцветное время года.
- Какое настроение передаёт художник?
- Чем вам особенно понравился этот пейзаж?
- Какие еще изменения в природе характерны для этого месяца? (В октябре часто идет холодный мелкий дождь, небо заволакивают серые облака, травы от дождя буреют, цветы вянут. По ночам бывают заморозки, и лужи затягиваются корочкой льда. Но характер у этого месяца переменчивый: он и плачет, и смеется. За день погода может измениться несколько раз: то солнышко ярко светит, то дождик надоедливо моросит, а то и первые снежинки запорхают.)
6. Демонстрация репродукций с картин Исаака Левитана «Осень. Усадьба»
- Посмотрите на картину "Осень". Как вы думаете, какой месяц изобразил И.И. Левитан? (Художник изобразил ноябрь)
7. Анализ картины
Ноябрь — последний месяц осени. Ноябрь зовут в народе «чернотропом».
- По каким признакам вы догадались, что это ноябрь? (Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Небо в ноябре почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.)
- Хорошо, молодцы!
8. Подведение итогов беседы
- Предлагаю поиграть. Если я говорю неправильно осенние признаки, вы хлопаете в ладоши, если правильно - сидите тихо-тихо. Будьте внимательны.
Осенью становится теплее, чем летом. (Хлопаем)
Осенью становится холоднее, чем летом.
Осенью появляются новые зелёные листья. (Хлопаем)
Осенью листья становятся жёлтыми и красными, потом опадают.
Осенью некоторые птицы прилетают к нам с юга. (Хлопаем)
Осенью некоторые птицы улетают на юг.
Осенью медведь и ёжик просыпаются. (Хлопаем)
Осенью медведь и ёжик засыпают.
Рекомендуем посмотреть:
Творческий проект на тему: Осень в 1 классе
Внеклассное мероприятие на осеннюю тематику «У осени в гостях», 1 класс
Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Осень с презентацией
Сценарий осенней сказки в начальной школе, 1 класс
Похожие статьи:
Праздник Осени в 1 классе. Сценарий
Осенние посиделки. Интересный сценарий для начальной школы