Методические рекомендации по подготовке и защите коллективного творческого проекта в начальной школе. «За что мы любим осень?..»
Автор: Рязанцева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №7 г. Ставрополя
Описание. Предлагаю Вашему вниманию описание опыта работы по организации коллективного творческого проекта в первом классе. В статье представлена поэтапная деятельность учителя и учащихся, даны варианты названий команд, примерные тексты некоторых выступлений, приложен необходимый материал для инсценирования. Данная работа может быть полезна педагогам начальной школы при организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС, воспитателям групп продленного дня
Цель: формировать первичный опыт коллективной творческой проектной деятельности
Задачи:
- обобщить представления учащихся о природе осенью
- создать обстановку психологического комфорта
- формировать навыки сотрудничества в команде
- развивать связную речь, образное мышление, фантазию
- формировать умение добывать, отбирать, обрабатывать и преобразовывать информацию
- воспитывать нравственные и эстетические чувства
- обеспечивать условия для тесного взаимодействия школы и семьи
Федеральные стандарты второго поколения ориентируют участников образовательного процесса на деятельностную парадигму. На мой взгляд, проектное обучение занимает особое место в ряду современных образовательных технологий, выделяясь уникальной возможностью реально выявлять и развивать индивидуальные способности каждого ученика. Грамотно организованная проектная деятельность существенно обогащает процесс становления самостоятельной, толерантной, творчески мыслящей, креативной личности.
Под словом «проект» мною понимается специально организованный и самостоятельно поэтапно выполняемый комплекс действий, который должен завершиться созданием исследовательского либо творческого проекта, представленного публично.
В данной статье речь пойдет о моем опыте организации межпредметного долгосрочного коллективного творческого проекта.
Итак, с чего начать? В первой четверти первого класса на занятиях по внеурочной деятельности «Проект» и «Театр» я показала ребятам видеозапись защиты проекта моими выпускниками. Первоклассникам тоже захотелось объединиться в команды и творить! Получилось пять групп по шесть человек (использовали пожелания детей и родителей, советы учителя). Рассказывая о новом для моих воспитанников виде деятельности, я особо подчеркнула, что команды не будут соревноваться друг с другом. Может быть, это звучит наивно, но было решено позвать гостей и показать, что мы - суперкласс 1 «Б»! А это значит, что надо научиться уважительно относиться к чужой точке зрения и аргументировать свою, договариваться между собой. Тема проекта возникла сама собой – очень впечатлили осенние экскурсии в лес, Ботанический сад, просто около школы.
Каждая команда выбрала свое направление деятельности из того, что мы обычно любим: рисовать, мастерить поделки, организовывать игры, решать занимательные задачки, петь. Так завершился первый, мотивационно-организационный этап нашего проектного марафона.
Дальше надо было спланировать деятельность внутри каждой команды: придумать названия, эмблемы, обсудить варианты доказательного ответа на основной вопрос проекта. Вот что у нас получилось (примерные тексты вступительных выступлений):
1). Наша команда – «Золотые листочки»! Осень – самое красивое время года. Мы очарованы багровыми, пурпурными, лиловыми и, конечно, золотыми нарядами деревьев. А еще «золотой» – означает самый-самый лучший, любимый, поэтому называть нас так можно и зимой, и весной, и летом. На эмблеме разноцветные листочки собраны в один красивый букетик. Это значит, мы дружные и всегда действуем сообща! К сегодняшнему празднику нам захотелось нарисовать стенгазету с кроссвордом.
2). Наша команда – «Трудолюбивые пчелки"! На эмблеме изображена пчелка, которая с удовольствием делится со всеми своим медом. И мы трудились для всего класса: из листьев, каштанов, веточек, фруктов и овощей изготовили интересные поделки.
3). Наша команда – «Хитрые лисята»! Мы не просто хитрые, мы хитроумные, а это значит – сообразительные, смекалистые, находчивые. На эмблеме у нас старый мудрый лис, который запутался в собственном хвосте. Надеемся, что вы не запутаетесь, выполняя сегодня наши заковыристые задания.
4). Наша команда – «Солнечные зайчики»! Мы несем всем окружающим свет и добро, мы веселые и непоседливые. Мы подготовили для вас шуточное музыкальное задание… Погода осенью переменчива, то солнышко, то дождик. Поэтому сейчас мы исполним грустную, но очень красивую песенку про это чудесное время года.
5). Наша команда – «Меткие ежики»! Мы стараемся ставить перед собой правильные цели и учимся их достигать. Сегодня мы хотим, чтобы у каждого из вас получилось попасть точно в яблочко! Мы решили провести несколько конкурсов.
Принципиально важным для меня было, чтобы на этапах планирования, принятия решения и выполнения проекта родители не подменяли собой детей. Конечно, без их помощи мы не обошлись (помочь отобрать информацию, распечатать материалы, подобрать реквизит), но рисовали, мастерили, придумывали задачки, проводили игры и, разумеется, репетировали песни сами дети. И были этим очень горды. В стороне не остался ни один ученик. Иногда мнения членов команды не совпадали, и тогда я советовала: «Пытайтесь договориться, выслушайте каждого, возможно, предложение друга окажется в данный момент более интересным, а в следующий раз подойдет и ваша идея». Кстати, команды делились между собой материалами, предложениями – ведь все работали на общий результат.
И вот наступил самый волнующий момент – День Защиты Проекта. Вот такие памятки были заранее выданы всем командам, членам жюри.
Ход защиты проекта «За что мы любим осень?..»
I.Вступительное слово учителя, представление жюри.
II. Выступление команд
1. «Золотые листочки»
2. «Хитрые лисята»
3. «Трудолюбивые пчелки»
4. «Меткие ежики»
5. «Солнечные зайчики»
III. Обсуждение в командах вопроса «За что мы любим осень», ответ (по 1 представителю).
Перерыв (5-7 минут, по необходимости, дети переодеваются)
IV. Театрализованное представление «Однажды осенью…»
1. Сценка «Яблоко» («Золотые листочки»)
2. Сценка «Заяц-симулянт» («Хитрые лисята»)
3. Сценка «Капуста» («Трудолюбивые пчелки»)
4. Сценка «Жадина» («Меткие ежики»)
5. Сценка «Мечтатели» («Солнечные зайчики»)
V. Обсуждение вопросов «Чему мы учились, готовя проект? Что понравилось?» в командах, ответ (по 1 представителю).
VI. Выступление жюри. Вручение сертификатов участникам проекта.
VII. Угощение (пироги с овощной начинкой, фруктово-ягодный сок).
Презентация творческого проекта – это всегда праздник. Ребята получили удовлетворение от интересной деятельности и стремятся представить свои достижения. Учитель, координатор и главный советчик, испытывает волнение и гордость за своих воспитанников. Но на время защиты проекта я осталась в стороне и предоставила слово детям. Сначала команды знакомились (смотри текст выше), потом сразу же представляли результаты своей деятельности.
I. Кроссворд, составленный и оформленный «Золотыми листочками».
Если правильно вписать слова по горизонтали, то по вертикали получится слово, означающего человека, в жизни которого происходят огромные перемены в первый день осени.
По горизонтали:
1. По ней так прекрасно бегать под мелким дождиком в новых резиновых сапогах! (Л
ужа)
2. Сладкое, румяное, с веточки достану я. (Ябло
чко)
3. Щука хвостом махнула, лес погнула! (Вет
ер)
4. Платье потеряла, пуговки остались. (Ряби
на)
5. В горах – камнепад, в небе – звездопад, а в лесу -… (Л
истопад)
6. «Белые кораблики по небу плывут…» (Обла
ка)
По вертикали: ученик
"Золотые листочки" завершили свое выступление чтением стихотворения:
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Пожелтел орешник, и зарделись клены,
В пурпуре орешник, только дуб зеленый.
Утешает осень: «Не жалейте лета!
Посмотрите – роща золотом одета!»
(З. Федоровская)
II. Нестандартные задачи, составленные «Хитрыми лисятами». (Подойдя к делу очень ответственно, «Лисята» не только проинсценировали свои задачки, но и принесли два ведра грибов, правда, шампиньонов.)
1) Маленький Лисенок собирал грибы и повстречал старого мудрого Лиса.
- У меня в корзинке 6 грибов, а у тебя сколько? – поинтересовался Лисенок.
- И у меня столько и еще два раза по столько и еще 2 гриба, да только половина – несъедобные.
Сколько же съедобных грибов в корзине у старого лиса?
(10 грибов)
2) Мама-Лиса интересуется:
- Хватит ли мне грибов, собранных Лисом и Лисенком вместе, если я хочу 5 засушить, 5 засолить, 5 сварить и 5 пожарить?
(Нет, не хватит, 20<16. Совет Лисе: можно для ее целей использовать по 4 гриба.)
III. «Трудолюбивые пчелки» украсили весь класс своими дизайнерскими находками – паучками из каштанов на паутинках из веточек. Очень понравились гусенички из яблок и еж из тыквы (смотри фото). Радугу и ветку рябины, выполненные в технике «квиллинга», подарила «Пчелкам» команда «Золотые листочки». Поскольку поделки были изготовлены заранее, во время защиты проекта «Трудолюбивые пчелки» не только кратко рассказали про них, но и провели конкурс загадок про щедрость осени, демонстрируя отгадки вынутыми из корзины овощами и фруктами.
IV. «Солнечные зайчики» сначала исполнили грустную «Песенку про осень»…
Осень постучалась к нам золотым дождем,
И, увы, с неласковым солнечным лучом.
Затянул печальную песню листопад,
И под эту песенку засыпает сад.
А рябина-ягода, словно огонек,
Согревает, радует пасмурный денек.
В лужицах, как лодочки листики кружат.
Серые, холодные тучи вдаль спешат.
Птицы песни звонкие больше не поют.
В стаи собираются и летят на юг.
Вечерами тихими дождик моросит,
Песню колыбельную по стеклу стучит...
(Слова: Т. Прописнова. Музыка: И. Смирнова.)
…А потом всех присутствующих развеселило вот такое музыкальное задание. На всем известный мотив «Песенки крокодила Гены»
(Музыка: В. Шаинский) каждая команда (дети с родителями) исполнила песню с другими словами. Вот такими:
«Гав-гав-гав, гав-гав-гав-гав…», «Мур-мур-мур, мур-мур-мур-мур…», «Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю-хрю…» и т.д.
V. «Меткие ежики», стремясь оправдать свое название, сначала призвали представителей от каждой команды попасть дротиком в мишень, где в центре был рисунок яблока (дартс). Вторым заданием было – угадать овощ или фрукт, съев его с завязанными глазами. Кому-то достался кусочек сладкой груши, а кому-то и зубчик чеснока…
После выступления всех команд постарались дать ответ на главный вопрос проекта
«За что мы любим осень?». Выступления звучали примерно так (мы их не заучивали, но в процессе подготовки проекта неоднократно обговаривали):
- Обожаю осень за ее яркий красивый наряд!! Хочется рисовать, фотографировать… («Золотые листочки»)
- Именно осенью, в ее самый первый день, мы пришли в школу! Я люблю учиться, выполнять интересные задания, люблю свой класс … («Хитрые лисята)
- Осень – самая щедрая пора! Сколько плодов, грибов, ягод! («Трудолюбивые пчелки»)
- Мы любим осень за особое настроение, когда то немножко грустишь, то радуешься… («Солнечные зайчики»)
- Осенью нередко выпадают погожие деньки, и тогда мы с удовольствием гуляем. В группе продленного дня мы разучили много подвижных игр… («Меткие ежики»)
После каждого высказывания поворачивается лицевой стороной табличка-лучик на магнитной доске:
красота, щедрость, настроение, школа, заряд бодрости. Это ключевые, итоговые слова нашего проекта.
Далее следует небольшой перерыв, после которого команды показывают сценки, объединенные в единое представление «Однажды осенью…». Театрализованное представление могло быть проведено и отдельно, но, в моем случае, родителям было неудобно приходить в школу несколько раз. Предлагаю один из текстов инсценировок.
Яблоко (по сказке В. Сутеева)
Автор. Заяц. Ворона. Ежик. Медведь.
Автор. Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели листья, и только на верхушке дикой яблони висело одно-единственное яблоко. В эту осеннюю пору бежал по лесу Заяц и увидел яблоко.
Заяц. Яблоко… но как его достать? Висит высоко – не допрыгнешь!
(Прыгает).
Ворона (летит). Карр-карр.
Заяц. Эй, Ворона! Сорви мне это яблоко.
Ворона. Сейчас!
(Срывает, подает зайцу).
Заяц. Спасибо тебе, Ворона. Ой!
(Роняет яблоко).
Ежик берет яблоко и убегает с ним.
Заяц. Стой, стой, куда мое яблоко потащил?
Еж. Это мое яблоко, оно упало, а я его поймал.
Заяц. Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел.
Ворона. Карр. Напрасно спорите, это мое яблоко, я его себе сорвала!
Кричат по очереди. Мое яблоко! Нет мое, нет мое.
Автор. И уже драка начинается. Ворона Ежа в нос клюнула. Еж Зайца иголками уколол, а Заяц Ворону ногой лягнул.
Медведь. Что такое? Что за шум?
Заяц. Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой, самый умный.
Ворона. Рассуди по справедливости.
Еж. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть.
Автор. И рассказали медведю все, как было.
Медведь. Кто яблоко нашел?
Заяц. Я.
Медведь. Хорошо. А кто яблоко сорвал?
Ворона. Как р-раз я!
Медведь. Хорошо. А кто его поймал?
Еж. Я поймал.
Медведь. Вот что. Все вы правы и поэтому каждый из вас должен яблоко получить.
Все. Но тут только одно яблоко.
Медведь. Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку.
Все. Как же мы раньше не догадались!
Еж. Это тебе, Заяц, ты первый яблоко увидел. Это тебе, Ворона, ты яблоко сорвала. Это мне
(кладет в карман), потому что я поймал яблоко. А это тебе, Михаил Иванович.
Медведь. А мне-то за что?
Еж. А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму научил.
В конце проекта провели
рефлексию на познавательном уровне, Посовещавшись, ответили на вопросы:
«Чему мы учились, готовя проект? Что понравилось?» Лидерами среди ответов стали: «Учились работать в команде и договариваться между собой. А понравилось всё!».
Жюри было добрым. Свое гордое звание
«Суперкласс 1 «Б» мы заслужили. Каждый ученик получил
Сертификат участника творческого проекта. Это были самые первые школьные награды, размещенные в
Портфелях достижений. Сейчас, по прошествии года, их стало гораздо больше…
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа, 1 класс на тему: Снег
Внеклассное мероприятие на осеннюю тематику «У осени в гостях», 1 класс
Беседа для школьников 1 класса на тему: Осень
Сценарий осенней сказки в начальной школе, 1 класс
Похожие статьи:
Праздник Осени в 1 классе. Сценарий
Внеклассное мероприятие на тему Осень для 1 класса. Сценарий
Внеклассное мероприятие в 1 классе. Всемирный день красоты
Внеклассное мероприятие в 1 классе на тему: Всемирный день моря
Праздник в 1 классе «Мы теперь не просто дети - мы теперь ученики»