Конспект итогового мероприятия по проектной деятельности на тему: «История родного хутора кубанского» (Казачья изба)
Цель проекта:
Формирование представлений о жизни и быте наших предках казаков, о их традициях.
Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социально -коммуникативное», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Задачи:
1. Познакомить детей с избой-жилищем казачьей семьи, с предметами старинного русского быта (ухват, чугун, прялка, печь, прялка, посуда, коромысло, зыбка, ухват и т. д.); обогатить словарь детей народными загадками, новыми словами (ухват, чугун, прялка и т. д.)
2. Развивать связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи народных игр; вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
3. Закреплять знания о способах и приемах лепки (раскатывание, скатывание, оттягивание, сглаживание, вдавливание, прижимание, защипывание) .
Методы и приёмы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихотворений, загадки, прослушивание музыки, вопросы) ;
Наглядные (рассматривание иллюстраций, старинных вещей) ; Практические (дидактическая «Что было, что стало», хороводная игра «У Маланьи, у старушки») .
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта: печь, сундук, стол, старинная посуда, прялка, утюг, веретено, зыбка, самовар и т. д; русский народный костюм для хозяйки; музыкальное сопровождение, соленое тесто, мука, сито, яйца, доски для лепки, скалки, стеки.
Ход занятия.
Воспитатель входит в избу с детьми, рассаживаются на лавки.
Хозяйка в избе, под русскую народную музыку приветствует гостей.
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель: Хозяюшка, мы пришли побеседовать с вами о русском быте, как жили наши предки казаки и их семьи в деревне.
Хозяйка: Что ж, садитесь поудобнее.
Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину,
Я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!
Кубанский народ славен дружбой и силой. Про наш народ говорят, что он радушный и гостеприимный. Предки наши строили жилище из дерева, и называлось оно избой. В избу входили, кланяясь. Знаете почему? (Ответы детей) .
Дверь в избу была низкой, а порог высоким, чтобы меньше дуло. Гостям приходилось на входе кланяться, не то шишку можно набить.
Хозяйка: Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. А ещё песни пели и загадки сочиняли.
Хозяйка: Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками).
1. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват) .
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга) .
4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар) .
5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло) .
6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг) .
8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти) .
Хозяйка: Ребята, вам понравились мои загадки?
Хозяйка: Комнату в избе называют «горницей». Посреди горницы ставили печь. Она служила источником тепла и света.
Воспитатель: Наши дети знают стихотворение про русскую печь.
Ребенок: Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная? Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи! Чем избу обогреть? Когда на улице холодно, то в доме и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей) А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь) Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова) Да, печь и накормит и обогреет. А случалось, и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки? Оказывается печь еще и сушит. Пока вещи сушатся, мы с вами поиграем в игру.
Проводится игра «У Маланьи, у старушки»
У Маланьи, у старушки, (дети движутся по кругу, держась за руки)
Жили в маленькой избушке.
Семь сыновей.
(Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», «большой» нос и уши, показывают усы и т. д.) Присаживаются на корточки. Повторяют за ведущим любое смешное движение.
Все без бровей,
Вот с такими ушами,
Вот с такими носами,
Вот с такими усами,
С такой головой,
С такой бородой.
Ничего не ели,
Целый день сидели,
На нее глядели,
Делали вот так…
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Хозяйка: Молодцы! А я продолжу вам рассказывать о жизни русского народа.
Мужчины на полях работали, а хозяюшки хлеб да пироги пекли.
Ребята, самое главное на столе – это хлеб! А выпекали его в русской печи. И говорили о хлебе так: «Хлеб всему голова! »
Воспитатель: Хозяюшка, а наши дети знают стихотворение о хлебе.
Ребёнок: Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Ребенок: Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
Ребенок: В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Хозяйка: Молодцы! Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками, караваем. Давайте и мы с вами сейчас что-нибудь испечем. Многие мамы дома пекут пирожки, булочки, хлеб. Из чего они пекут? (Тесто, мука) Мы тоже приготовим пышное тесто. Муку просеем ситом, добавим яйцо, соль и сахар по вкусу. Пока наше тесто подходит, мы возьмем уже готовое соленое тесто. Как вы думаете почему оно желтого цвета? (Добавили желтую краску). А тесто, которое мы только замесили, почему желтого цвета? (Цвет дало яйцо)
Из соленого теста мы можем приготовить, слепить хлеб, булочки, пирожки, баранки. Ну и славно потрудились вы, пришла пора и отдохнуть: игра «ВАРЕНИЧКИ» Под музыку «Варенички» дети из двух команд перекладывают деревянными ложками вареники из чугунка в миску. Выигрывает команда, выловившая большее количество вареников.
Хозяйка: Ну и как на Кубани водится, гости без угощения не обходятся. А я для вас , булочки испекла, пышные да румяные. А теперь мне так хочется вас угостить вкусными булочками, да чайком из самовара.
(Под весёлую музыку Хозяйка угощает детей хлебом и наливает чай из самовара) . Дети пьют чай с пирогом. Уходя, прощаются, произносят пожелания этому дому: «Дай Бог счастья тому, кто в этом дому», «чтоб поля зеленели и скотина не болела».
Рефлексия:
- Вам понравилась изба?
- К кому в гости мы ходили?
- Кого мы встретили?
- С кем вы играли в игру у «Маланьи, у старушки»?
- Какое у вас, сейчас настроение?
- Кому понравилось наш поход в гости к хозяюшке в казачью избу потопайте, а кому не понравилось похлопайте?
Шпаргалка
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Вот он хлебушек душистый,
Вот он тёплый, золотистый.
В нём здоровье наше, сила,
В нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
Воспитатель: Ребята, а давайте покажем хозяюшке, что мы тоже много знаем о том, как жили раньше люди. Поиграем в игру «Что было, что стало»
(Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают)
1. Раньше носили лапти, а сейчас (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь… (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а теперь… (на кровати)
4. Раньше в сундуках одежду хранили, а сейчас… (в шкафу)
5. Раньше воду из колодца носили, а теперь… (льётся из водопровода)
Ох, ребятушки, а загадок в моей горнице видимо-невидимо. Хотите послушать? (достаёт шкатулку с загадками) .
1. Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает.
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват) .
2. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголёк,
Кашу сварит… (чугунок)
3. Чёрный конь,
Скачет в огонь. (кочерга) .
4. Выпускает жаркий пар,
Древний чайник (самовар) .
5. Воду дед носил с утра,
Каждый раз по два ведра.
На плечах дугой повисло,
Держит вёдра (коромысло) .
6. Сама не ест,
А людей кормит. (ложка)
7. Ходит каток,
По паре порток. (утюг) .
8. Эту обувь не забыли,
Хоть давным-давно носили.
Влезут дети на полати,
У печи оставят… (лапти) .
Русской печки нет добрее,
Всех накормит, обогреет,
Варежки сушить поможет,
Деток спать она уложит.
Угощение гостей выпечкой из русской печи.
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий досуга в детском саду в старшей группе «День приветствий»
Конспект тематического досуга в старшей группе на тему «Птичка-сестричка»
Сценарий общешкольного мероприятия с презентацией: Казацкие посиделки
Аппликация своими руками для детей подготовительной группы. Казачки Дона
Похожие статьи:
Досуги и развлечения в детском саду в старшей группе
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила поведения за столом
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила жизни
Конспекты занятий в старшей группе детского сада