Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как подготовить и провести тематический вечер для школьников

Методическая разработка для педагогов. «Особенности подготовки и проведения тематических вечеров»
Автор: Безуглая Ольга Борисовна
Преподаватель МОУ ДОД «ДШИ №2 г. Надыма»

Описание работы: в работе рассматривается жанровое и видовое разнообразие тематических вечеров, особенности их проведения с точки зрения режиссуры, а так же рекомендации по подготовке. Материал будет интересен для педагогов организаторов дошкольных, школьных и учреждений дополнительного образования.

Цель: рассмотреть тематический вечер с точки зрения режиссуры;
определить особенности драматургии мероприятия – тематический вечер;
обозначить план действий в подготовке и проведении мероприятия в школе.
Введение
Само понятие «вечер» сложилось от факта приятного и интересного проведения времени, чаще всего вечернего, в коллективе людей, собравшихся по конкретному случаю. Постепенно слово «вечер» приобрело жанровую окраску, развилась такая разновидность массового, тематического отдыха как разного рода вечера.
Вечера различают по содержанию, структуре, методике проведения. Вечера порой классифицируются, исходя из трех основных признаков:
содержательного;
структурного;
жанрового.
Если исходить из содержательного признака, то вечера можно подразделить на следующие виды:
- вечер социально-значимого содержания, - вечер, посвященный юбилею школы, итогам какого-либо объединения, конференции и т.д.,
- вечер морально-этического содержания и значимости, - вечера литературные, музыкальные и т.д., где представлена определенная информация,
- спортивные,
- развлекательные вечера.

Если же рассматривать вечера с точки зрения их структуры, то в зависимости от внутренней логики построения вечера педагоги-организаторы делят вечера еще и на следующие типы:
- вечера тематической направленности
- вечера информационной направленности
- вечера отдыха, развлекательные.
Первый тип вечеров характерен более яркой эмоциональной разновидностью, второй отличает логическая организация материала, а третий - живой, эмоциональный, конкретно-действенный характер.
Вечера отдыха в школе чаще всего бывают игровыми, развлекательными.
Несмотря на разнообразие типов, и жанровой окраски вечеров, у них есть и некоторые общие черты с точки зрения методики организации и проведения.
Одной из специфических черт вечера, отличающих его, например, от концертов, композиций и др., является использование специально продуманных и включенных в канву действия приемов активизации аудитории. Особенно действенны и часто применяемы прием новизны и эффект соучастия.
Для достижения этой цели - организаторами вечера зачастую используется и множество других приемов активизации аудитории: массовое исполнение песни, танца, игры и др., включение в действие подсадного героя в зале, обращение зрителя к участникам вечера по микрофонам, установленным в зале, и многое другое.
Особенности драматургии вечеров
Одно из существенных качеств любого вечера построение его по драматургическим законам на основе сценария или сценарного плана.
Сценарный план - это краткий перечень различных выступлений, концертных номеров и т.д., составляющих основную программу вечера, зафиксированный в определенной драматургической последовательности.
Сценарий чаще всего состоит из отдельных эпизодов. Каждый эпизод подчиняется единой теме, идее и сквозному приему, но и имеет свою законченную структуру внутри целого действия вечера. Каждый эпизод должен быть на своем месте с точки зрения драматургической структуры материала.
- Экспозиция вечера - «экспонирует», предъявляет тему вечера, вводит зрителей в предлагаемые обстоятельства действия.
- Развитие действия - самый долгий отрезок действия по времени, который может состоять из нескольких эпизодов, расположенных по нарастающей.
- Кульминация - момент наивысшего эмоционального напряжения в развитии действия. Это самый яркий эмоциональный эпизод или часть его.
- Развязка это разрешение конфликта
- Финал - это окончательное прояснение всех ситуаций.

Каждый эпизод подчиняется общей драматургической структуре, но имеет и свою внутреннюю драматургическую законченность, и свое развитие, свое нарастание и стремление к разрешению.
Наряду с сюжетной организацией действия используется и бессюжетная, т.е. дивертисментная его организация - иными словами - целое, собранное из частей, мозаичность построения материала. И в том, и в другом случае сценарист должен знать основные приемы монтажа (стыка) разных эпизодов и разнородного материала друг с другом. Наиболее применяемые приемы монтажа в сценариях вечера таковы:
- Параллельный приём сопоставления разнородного материала предусматривает параллельное одновременное развитие и показ двух линий. Например, на сцене идёт параллельный рассказ о событиях на фронте и в тылу в один отрезок времени.
- Контрастный приём монтажа – два отрывка, два материала противопоставляются друг другу. Часто мирное время и материал об этой поре резко противопоставляется известию о наступившей войне, звуком бомбёжки, голосу диктора, произносящему текст о событиях на фронте и т. п.
- Логически последовательный приём монтажа материала предусматривает логический естественный переход из одного отрывка в другой, соответственно логике событий. Текст о войне переходит логически в песню соответствующего содержания и настроения.
- Ретроспективный приём из любого эпизода композиции уводит зрителя в тот или иной эпизод прошлого.
- Приём рефрена или лейтмотива позаимствован как термин у музыки, дословно этот термин означает повторение того или иного отрывка мелодии. В композиции рефреном тоже может стать тот или иной музыкальный фрагмент, мотив. Но им может стать и какое-либо стихотворение, текст, эпизод. Он служит своеобразным напоминанием какой-нибудь важной мысли, какого-нибудь настроения, чувства. Рефреновый мотив или эпизод стыкуется постоянно с другими эпизодами сценария, но это автору по его соображениям нужно.
- Ассоциативный приём - самый сложный, поскольку здесь эпизоды стыкуются друг с другом таким образом, чтобы вызвать у зрителя те или иные ассоциации. Сложен этот приём потому, что зрители в зале имеют очень разный опыт, эмоциональную отзывчивость, культуру восприятия. Но в то же время этот приём даёт и большой простор зрителю для работы собственного воображения, фантазии, поэтому такая работа встречает живой отклик в зале.

Сценарий вечера или его сценарный план являются основным документом для разработки режиссерско-постановочного плана, музыкального и свето - шумового оформления, проведения и организации всех репетиций, приготовления костюмов, декораций, составления сметы расходов для вечера и т.д. Нужно написать сценарий, подготовить выступающих на вечере, а значит, их найти, подготовить их выход на сцену, включить все это в сценарий в определенные эпизоды, согласно развитию действия и драматургическим законам. Важно оформить зал, фойе, другие вспомогательные аудитории, дать рекламу, подготовить афишу, пригласительные билеты и т.д. Важно каждому участнику организационной группы дать конкретные задания по его возможностям и желанию. Очень важно в школе привлекать в состав этой группы и самих ребят, и их родителей.
Особенности подготовки и проведения школьного вечера
Особое место в работе организатора вечера занимает подготовка выступающих на нем.
Существенным компонентом вечера является и разнообразная зрелищная программа, включающая художественные номера, т.д. В том или ином типе вечеров преобладает тот или иной характер зрелищности. В танцевальных вечерах - больше танцев, музыки, в театрализованных тематических вечерах больше театрализованных фрагментов, киноматериалов, в вечерах отдыха - преобладают конкурсы, игры, музыка, танцы.
Каждый вечер требует ряда репетиций с отдельными исполнителями и с творческими коллективами. Каждый номер должен писаться в единое действие, в структуру вечера. При этом важно помнить о том, что собой представляет тот эпизод, в который включается номер, - завязку или кульминацию. Все вместе участники вечера создают своеобразную ткань сценического действия и его развития. Возникает на глазах у зрителя своеобразное действо. Следующий этап после репетиций номеров - сводные репетиции. Их должно быть не менее двух-трех. Только так выясняются проблемы в состыковке материалов и эпизодов и т.д. Затем следуют монтировочные репетиции - световое, музыкальное и другое оформление действия. И в заключение - генеральная репетиция. Лучше, если она не одна, а две-три. Здесь важно почувствовать слаженность всего механизма предстоящего зрелища.
Важно продумать и «окружение» действия вечера: перед его началом и после. Нельзя его резко останавливать - возможны какие-либо викторины, программы, танцы, песни в фойе, угощение и т.д. Можно заканчивать общее действие и в других аудиториях и комнатах, по интересам зрителей.
Предварительная организационная и методическая работа.
1. Организация и проведение по параллелям всех классов смотров юных певцов, сочинителей, чтецов, гитаристов, исполнителей на других инструментах, представителей других творческих жанров с целью выявления победителей по классам. Репертуар приурочить к Новому году. Возможны и другие тематические номера.
2. Конкурс на лучшую стенную газету по параллелям. Выявить лучшую. Стенные газеты используются для оформления праздничного зала, где будет проходить вечер.
3. Активизировать действие и работу постоянных творческих коллекти¬вов - направить выбор их программы в соответствии с направлением общей подготовки.
4. Назначить ответственных из числа преподавателей и школьников разно-го возраста за наиболее важные моменты и эпизоды в подготовке и проведении вечера.
5. Подготовить все технические и светозвуковые средства, их исправ¬ность и готовность к предстоящему празднеству.
6. Назначить дежурных, следящих за порядком и чистотой во время проведения праздника.
7. Раздать ответственным и дежурным сценарный план и план проведения праздника - они должны быть полностью осведомлены о всем ходе представления и всех его отдельных эпизодах и частях.

Кроме социально-педагогической функции любой школьный вечер выполняет
- гедонистическую функцию (вызывает у зрителей чувство наслаждения от зрелища)
- коммуникативную (создает возможности общения молодежи).

Наиболее важная черта вечера, отличающая его от концерта, театрализованного представления включение в его сценарий деталей, фактов и материала местного, конкретного значения. Тот или иной вечер, подготовленный для одной аудитории, для одной школы, очень трудно «оторвать» и «пересадить» в другие условия, в другую аудиторию без поправок и потерь. Каждый вечер интересен и оригинален именно в конкретных условиях.
Каждый школьный вечер требует и продуманного применения разнообразных приемов воплощения материала содержания. Это своего рода художественно-образный комментарий происходящему на сцене и звучащему документальному материалу.
Заключение
Среди разнообразных форм и видов досуговой деятельности школьников: спортивно-оздоровительной, туристско-краеведческой, историко-архивной, трудовой, эстетической и других особое место занимает совместная творческая деятельность детей и взрослых, связанная со зрелищными сценическими формами. Эти формы наиболее интересны для ребят-исполнителей и ребят-зрителей в первую очередь тем, что включают в себя в большей или меньшей степени элементы театрализации, игры. Такие виды досуга развивают художественно-творческие способности детей, укрепляют их взаимоотношения друг с другом, формируют коллектив, способствуют сближению детей, учителей и родителей.
В практике школьного досуга традиционными выступают следующие театрализованные формы: детские спектакли, инсценировки, театрализованные представления, композиции, концерты, конкурсные - игровые и развлекательные программы, вечера, дискотеки и праздники, которые являются своеобразной вершиной работы и сценариста, и режиссёра, и организатора.
У режиссёров, начинающих работать с детьми, могут, в свою очередь, осложниться отношения с актёрами и в первую очередь из-за того, что режиссёра готовили к работе с актёром-профессионалом. Работать с детьми, дано далеко не каждому и об этом лучше самому взрослому человеку сказать себе честно и сделать соответствующий вывод. Мы все от природы наделены разными способностями и вполне спокойно относимся к тому, что, к примеру, можем хорошо рисовать, но у нас нет музыкального слуха, можем петь, но не умеем быстро считать. Но если человеку сказать, что он не имеет от природы необходимые данные к общению, к включению в мир детей, он обидится. И напрасно. Режиссёрам необходимо помнить, что они приходит к детям тоже далеко не полностью подготовленным к работе с ними, несмотря на его профессиональное режиссёрское или актёрское образование. Нужно вооружиться, в свою очередь, не только специальными знаниями по педагогике и психологии, по проблемам творческого и общего развития личности ребёнка в том или ином возрасте, но и терпением, вниманием, умением слушать детей, какими бы они ни были и любить их, несмотря ни на что... Сам же процесс работы постановщика с конкретными детьми и над конкретным драматургическим материалом зависит от многих причин, которые решать приходится, опять-таки, на конкретном месте в соответствии с материально-техническим уровнем школы, с тем морально-психологическим климатом, которые уже сформирован в этом коллективе. Главный ключ к успеху - воспитывать прекрасное в душе актёра и зрителя и не ставить во главу угла внешний блеск и эффекты, постоянно выверять свою совместную творческую работу с детьми вопросами к самому себе: «Зачем я это делаю?» и «Чему я хочу научить?». Всё бессмысленно, если нечего ответить на эти вопросы.
Список используемой литературы
1. А. Рубб Пока занавес закрыт – библиотека «в помощь культработнику» - М., Совецкая Россия 1987 г.
2. Ардов В.Е. Разговорные жанры эстрады и цирка. - М., 1968.
3. Верниковский Э.В. Режиссура клубных массовых представлений. – Л.:1977
4. Генкин Д.М. Массовые праздники. -М., 1975.
5. Марков О.И. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клубов. - М., 1988.
6. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба: учебное пособие
для студентов институтовкультуры. – М.: Просвещение,1988г.
7. Маршак М.И. Клубный сценарий. - М., 1975.
8. Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений.- М., 1981.
9. Шароев И.Г. Режиссура театрализованных представлений. - М., 1986.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для детей 9-10 классов. Разговор о любви Программа концерта в школе: День Жен-мироносиц Интегрированное внеклассное мероприятие, 7 класс. Путешествие в страну знаний Школьный музыкальный фестиваль. Сценарий
Осенний переполох для учащихся 3-5 классов. Сценарий
Опубликовано: 3381 день назад (4 августа 2015)
Просмотров: 11726
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!