Дорожная игротека. Сценарий.
Автор: Прудникова Ольга Ефимовна, педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ ДО "ГЦД(Ю)ТТ города Кемерово"
Описание: Предлагаю вашему вниманию сценарий игровой программы «Самый умный на дороге» для детей подготовительной группы и их родителей. Материал будет интересен и полезен воспитателям и родителям для проведения занятий по обучения старших дошкольников основам Правил дорожного движения.
Дорожная игротека для детей и родителей. Самый умный на дороге
Цель: Пропаганда Правил дорожного движения и активизация работы с семьёй по безопасному поведению в улично-дорожной сети.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
• закрепить знания детей о Правилах дорожного движения;
• вызывать интерес у детей и родителей к совместной игровой деятельности, желание изучать и соблюдать ПДД;
• развивать наблюдательность, быстроту, реакцию движения, внимание, память, логическое мышление, речь;
• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, вежливость, культуру поведения с окружающими, дорожный этикет.
Материал и оборудование: игровое поле на магнитной доске или мольберте с 25 квадратами, 5 по вертикали и 5 по горизонтали разного цвета (красный, синий, оранжевый, зелёный, жёлтый), квадраты каждого цвета пронумерованы 1,2,3,4,5; у каждого участника медальон соответствующего цвета и номер; 5 мольбертов, жетоны зелёные и жёлтые; дорожные знаки, с вырезанными в них символами; подбор вопросов, иллюстрации с нарушителями; дорожные знаки; медальоны, сертификаты, фликеры для награждения; таблички на столах с названием команд.
Ход мероприятия.
Педагог. Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас на нашей дорожной игротеке «Самый умный на дороге».
Мы все знаем, что наши дети очень любят играть, а больше всего на свете они любят вместе с родителями. И сегодня мы предоставим им эту возможность. Участниками нашей семейной игры будут экипажи: «Умные пешеходы», «Зайцы», «Почемучки», «Светофор», «Цветные автомобили».
(Команды приветствуют болельщики)
Педагог. Представление экипажей
(название, девиз)
Экипаж «Умные пешеходы».
Девиз: Пешеход, не зевай, на зелёный свет шагай
Экипаж «Зайцы».
Девиз: Дети, послушайте дельный совет:
В транспорт зашли – покупайте билет.
Ехать бесплатно и глупо, и стыдно,
Да и другим пассажирам обидно
Экипаж «Почемучки».
Девиз: На дороге множество правил.
Кто где едет, куда, как идти.
Их придумали, чтобы аварий
Не случилось с нами в пути»
Экипаж «Светофор».
Девиз: Надо слушаться без спора
Указания светофора
Экипаж «Цветные автомобили».
Девиз: Тише едешь – дальше будешь
Педагог.
У нас сегодня играют семейные экипажи: «Умные пешеходы», «Зайцы», «Почемучки», «Светофор», «Цветные автомобили». Сегодня вы будете выполнять разные задания. За полные и правильные ответы, быстроту выполнения задания - получаете зелёные жетоны. За неполные ответы жёлтые жетоны. В конце игры подведём итоги и посмотрим: кто же самый умный на дороге. В ходе игры экипажи будут показывать домашнее задание (песня, стихотворение).
Педагог. Много правил есть на свете,
И все правила нужны.
Но дорожные для деток
Всё ж стать главными должны.
Как дорогу перейти.
Где же ждать трамвая.
Что такое тротуар?
Есть ли мостовая?
Для чего дорожный знак?
Сто «зачем», «куда» и «как»
Улица встречает,
Детям отвечает.
Педагог. Разминка. Все семейные экипажи прошу встать в круг.
Давайте поближе познакомимся. Я хочу узнать Ваше мнение по некоторым вопросам дорожной безопасности.
- Если вы всегда правильно переходите проезжую часть дороги –
хлопните в ладоши;
- Если вы идёте вместе с ребёнком и не отпускаете его самостоятельно переходить дорогу –
повернитесь вправо, влево;
- Если вам приходилось нарушать Правила дорожного движения –
покачайте головой;
- Если вы обучаете своего ребёнка правилам поведения в транспорте –
поднимите руки вверх;
- Если ваш ребёнок знает, где находится школа, в которой он будет учиться, как туда идти, где переходить улицу -
вытяните руки перед собой вперёд;
- Если вам хотелось, чтобы ваш ребёнок продолжал в школе изучать правила дорожной безопасности –
потопайте ногами и похлопайте в ладоши.
Педагог. Своё домашнее задание показывает экипаж «Умные пешеходы»
(на мелодию песни «Облака – белогривые лошадки»)
Мимо белых полосок «переход».
Мимо красных сигналов светофора
Пешеход невнимательный идёт.
Попадает в беду он очень скоро.
Пешеход для водителей загадка.
Пешеход, что ж ты мчишься без оглядки?
Жизнью не рискуй. Пожалуйста, пешеход.
Если рядышком находится переход.
Педагог. Задание 1. Проводится игра «Подбери символ»
Каждому экипажу предлагается подобрать символ к геометрической фигуре и правильно назвать дорожный знак. На мольбертах прикреплены магнитами геометрические фигуры. Та команда, которая быстрее выполнит задание (подберёт символ и правильно назовёт дорожный знак) - получает большее количество жетонов.
Педагог. Задание 2. «Объяснялки» (три варианта, 1- 3б, 2- 2б, 3- 1б)
Играют только дети.
- как часовые стоят вдоль дороги; вечером они светятся;
- их должны все знать: и водители, и пешеходы;
- таблички на дороге запрещают, предупреждают..
(Знаки)
- это такое место на дороге, где ходят люди;
- без него пешеходам трудно и опасно;
- его всегда рисуют белой краской;
(Пешеходный переход)
- он участник дорожного движения;
- может идти, но может воспользоваться транспортом;
- ходит по тротуару, для него нарисована «зебра»
(Пешеход)
- он бывает для пешеходов и для транспорта;
- стоит на перекрёстке; помогает пройти опасный путь;
- подаёт разные сигналы, бывает двухцветный
(Светофор)
- мы с мамой ходим там, когда идём в детский сад;
- тёти возят коляски с детьми, а машинам ездить нельзя;
- иногда там останавливаются и разговаривают
(Тротуар)
- на нём люди ездят на работу или в гости;
- он бывает общественный под разными номерами, может быть 5, а может 11;
- он бывает в городе и за городом, питается бензином
(Автобус)
- они бывают красивые и некрасивые; бывают молодые и старенькие;
- некоторые толкаются, грубят, а иногда бывают даже очень воспитанные;
- всем приходится приобретать проездной билет
(Пассажиры)
- она бывает хорошая и очень плохая; бывает, гладкая и неровная;
- когда скользко, её посыпают; рисуют белой краской;
- если неровная, кладут асфальт, она всегда должна быть ровной
(Дорога)
- она очень нужна людям, чтобы ждать трамвай или автобус;
- она бывает с крышей и без крыши;
- там даже можно посидеть, есть урна, куда можно выбросить мусор
(Остановка)
- у него есть педали, но это не рояль;
- не требует дозаправки;
- когда я катаюсь на нём, у него спадает цепь
(Велосипед)
Педагог. Домашнее задание показывает экипаж «Зайцы».
(на мелодию марша «Весёлые ребята»)
Легко шагать по цветущим бульварам,
Резвиться в парках, дворах и садах.
Но существует закон на дорогах
В малых сёлах и крупных городах.
Тот, кто своею судьбою не играет,
Себя примерно в дороге ведёт
И кто дорожные правила знает.
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Педагог. Задание 3. Викторина «Самый умный на дороге»
Участник берёт квадратик с номером любого цвета, который соответствует теме. Игроки могут ответить на 2-3 вопроса. Можно привлечь болельщиков.
Тема «Транспорт» (синие)
1. Дом для автомобиля (гараж)
2. Дорога для трамвая (рельсы)
3.Устройство для остановки автомобиля (тормоз)
4. Многоместный автомобиль для перевозки пассажиров (автобус)
5. Громкий звуковой сигнал специальной машины (сирена)
Тема «Дорога» (зелёные)
1. Полоса земли, предназначенная для передвижения транспорта и пешеходов (дорога)
2. Часть дороги, по которой идут пешеходы (тротуар)
3. Часть загородной дороги для передвижения пешеходов, если нет тротуара (обочина)
4. Полосатая разметка перехода («зебра»)
5. Линия на проезжей части перед «зеброй», указывающая место, где водитель должен остановиться («стоп-линия»)
Тема «Сигналы светофора» (оранжевые)
1. Сколько сигналов у транспортного светофора (три)
2. Что означает жёлтый мигающий сигнал светофора (о смене сигнала или светофор неисправен)
3. Что означает зелёный мигающий сигнал светофора (о смене сигнала)
4. Где устанавливаются светофоры (на перекрёстке)
5. «Живой светофор» или полицейский, регулирующий движение на перекрёстке (регулировщик)
Тема «Дорожные знаки» (синие)
1. Какие геометрические фигуры присутствуют при изображении дорожных знаков (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, ромб, многоугольник)
2. Группа знаков в красных кругах (запрещающие)
3. Какой дорожный знак помогает пешеходу переходить проезжую часть («Пешеходный переход»)
4. Что же значит, например, в синем квадрате буква «Р» («Место стоянки»).
5.Что означает знак: в синем круге пешеход? («Пешеходная дорожка»)
Общие вопросы (жёлтые)
1. Место пересечения дорог (перекрёсток)
2. Человек, едущий в транспорте, но не за рулём (пассажир)
3. Водитель или пешеход, не выполняющий Правила дорожного движения (нарушитель)
4. Старинный экипаж, запряжённый лошадьми (карета)
5. Самый безопасный пешеходный переход («Подземный пешеходный переход»)
Педагог. Домашнее задание показывает семейный экипаж «Почемучки»
(На мелодию песни «Если с другом вышел в путь»)
Отравляясь в дальний путь,
Отравляясь в дальний путь,
Веселей дорога.
Если правила всегда,
Если правила всегда
Знаешь очень строго.
Не спеши. Посмотри,
Путь тебе пока закрыт,
Красный свет сейчас горит.
Не робей. Пешеход.
Ты вступай на переход,
Когда зелёный свет зовёт.
Педагог. Задание 4. «Найди нарушителей» (для каждого экипажа картинка, с изображением дорожной ситуации, участник находит нарушителя и объясняет правила).
Нельзя отвлекать водителя
Пожилым людям надо уступить место
Когда переходишь проезжую часть, крепко держи маму за руку
Специальный транспорт с маячком и с сиреной нужно пропускать, даже если для тебя зелёный сигнал светофора
Когда едешь в транспорте нельзя высовываться в открытое окно.
Педагог. Смотрим домашнее задание экипажа «Светофор»
Чтобы жили и дружили
Люди и автомобили,
Существует с давних пор
Справедливый светофор.
Чтобы крепло уваженье
К строгим правилам движенья,
Зажигаем точно в срок
Наш зелёный огонёк.
Педагог. Задание 5. «Дорожная ситуация для анализа»
(для родителей)
Дорожная ситуация №1
Мама идёт с сыном из детского сада по тротуару. Мальчик бежит впереди неё и мешает пешеходам. Мама не реагирует на это.
Вопрос. Как надо поступить маме?
Дорожная ситуация №2
Вы идёте после работы домой и увидели, что ребёнок один играет на проезжей части.
Вопрос. Как вы поступите?
Дорожная ситуация №3
Мама с сыном идёт по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос. Как надо поступить маме?
Дорожная ситуация №4
Мама идёт с сыном по улице. Около киоска толпится народ. Мама отпускает руку ребёнка и подходит к киоску.
Вопрос. Как надо поступить маме?
Дорожная ситуация №5
Папа идёт с ребёнком по тротуару. У ребёнка в руке мяч. Мяч падает на дорогу. Ребёнок бежит за ним.
Вопрос. Как надо поступить папе?
Педагог. Последнее задание для наших участников. «Грамотный пешеход». Мама или папа показывает дорожный знак. А ребёнок, не называя дорожного знака, описывает свои действия.За каждый правильный ответ игроки получают жетоны.
«Пешеходный переход» - я в этом месте перейду проезжую часть по «зебре», с правой стороны, на зелёный сигнал светофора;
«Движение пешеходов запрещено» - дальше не пойду, поверну назад;
«Дети» - остановлюсь, здесь опасно, этот знак для водителя;
«Надземный пешеходный переход» - безопасно перейду дорогу;
«Пешеходная дорожка» - здесь безопасно можно гулять;
«Дорожные работы» - идти опасно, обойду это место;
«Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» - на остановке подожду автобус;
«
Железнодорожный переезд со шлагбаумом» - если шлагбаум опущен, подожду, когда пройдёт поезд, а если он поднят - пойду дальше.
Дети и родители встают в круг, проводится физминутка.
Постовой стоит упрямый
(ходьба на месте)
Людям машет: Не ходи!
(руки в стороны, вверх, в стороны)
Здесь машины едут прямо
(руки перед собой)
Пешеход, ты погоди!
(руки в стороны)
Посмотрите: улыбнулся
(руки на пояс)
Приглашает нас идти
(шагаем на месте)
Вы, машины, не спешите
(хлопки руками)
Пешеходов пропустите!
(прыжки на месте)
Педагог. Своё домашнее задание показывает команда «Цветные автомобили».
(на мелодию песни «Облака – белогривые лошадки»)
Мимо белых полосок «переход»,
Мимо красных сигналов светофора
Пешеход невнимательный идёт.
Попадает в беду он очень скоро.
Пешеход – для водителей загадка.
Пешеход. Что ты мчишься без оглядки?
Жизнью не рискуй, пожалуйста, пешеход,
Если рядышком находится переход.
Педагог. Дорожная страна на нашей есть планете.
Все жители её: и взрослые, и дети –
Должны своей страны законы знать.
Их уважать и строго соблюдать.
Вашему вниманию предлагаем выставку детских рисунков по безопасности дорожного движения наших участников, которые тоже будут оцениваться
Педагог. Нам пора подвести итоги дорожной игротеки
(подсчитываются жетоны у команд).
Победители награждаются сертификатами «Самый умный на дороге». Все участники награждаются медальонами, сувенирами и фликерами.
Рекомендуем посмотреть:
Подвижные игры по ПДД для детей 5 - 7 лет
Дидактические игры по ПДД для детей 5 - 7 лет
Пальчиковый театр по ПДД для дошкольников
Кроссворд по правилам дорожного движения с ответами для детей старшей группы
Похожие статьи:
Задания по ПДД для дошкольников в картинках
Игра викторина по ПДД в подготовительной группе детского сада
Игры по ПДД для детей 3-5 лет в детском саду
Кроссворды по ПДД для старших дошкольников с ответами
Интересные игры для дошкольников по ПДД в детском саду