Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Музыка П.И. Чайковского: из прошлого в современность».
Цель: знакомство детей старшего дошкольного возраста с творчеством П. И. Чайковского.
Задачи:
- формировать культуру слушания музыки;
- развивать слуховое внимание и музыкальную память;
- развивать чувство ритма и тембровый слух;
- активизировать словарный запас детей;
- поддерживать интерес к русской классической музыке;
- создать условия для проявления творческих способностей и воображения.
Предварительная работа:
1. Слушание музыкальных произведений П.И. Чайковского из «Детского альбома»: «Баба Яга», «Мама», «Марш
деревянных солдатиков», «Вальс», «Полька».
2. Рассматривание серии иллюстраций к «Детскому альбому» П.И. Чайковского.
3. Активизирующее общение на темы: «О чем может рассказать музыка?», «Сказочные образы в музыке».
4. Беседа «Детский альбом П.И. Чайковского».
5. Активное слушание (озвучивание музыки с помощью музыкальных и шумовых инструментов) пьес из «Детского альбома»: «Баба Яга», «Марш деревянных солдатиков».
6. Продуктивная деятельность рисование на тему «Птицы».
7. Выставка рисунков «Рисуем музыку П.И. Чайковского» по произведениям П.И. Чайковского «Детский альбом».
Оборудование:
экран мультимедиа;
книга «Детский альбом»;
цветы по количеству девочек;
шапочки солдат;
музыкальные и шумовые инструменты (бубен, кастаньеты, треугольник, деревянные ложки, колокольчики, трещотка);
аудио треки: П.И. Чайковский «Детский альбом»: «Сладкая греза», «Песнь жаворонка», «Игра в лошадки», «Марш
деревянных солдатиков», «Вальс», «Полька», «Нянина сказка»; «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
схемы танцевальных движений в парах.
Ход мероприятия:
Дети заходят в музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома».
На экране мультимедиа – портрет П.И. Чайковского.
Музыкальный руководитель:
Здравствуйте ребята.
Музыка льётся, сверкает, искрится!
Радость и праздник! Солнце и свет!
Будто велит всем печалям забыться,
Щедро даря музыкальный привет.
Ребята, предлагаю вам открыть нашу сегодняшнюю встречу песней о музыке.
Песня «Мир музыки» сл. и муз. Е.В. Машечковой
Музыкальный руководитель:
Ребята, как вы думаете, музыка может передавать настроение
человека? А рассказать удивительные истории?
Ответы детей
Музыкальный руководитель: Сегодня мы вспомним творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Как называется цикл пьес, которые мы с вами уже слушали?
Дети: «Детский альбом».
Музыкальный руководитель: Правильно. А вы знаете, что «Детский альбом» появился не просто так?
У Петра Ильича Чайковского был племянник. Звали его Володя Давыдов. Вова учился играть на фортепиано, и чтобы обучение было более интересным, Петр Ильич сочинил для своего племянника музыкальные пьесы, которые объединил в один альбом.
Музыкальный руководитель показывает «Детский альбом»
Музыкальный руководитель:
Эта музыка известна и любима во всех уголках нашей страны, а сегодня она прозвучит для вас.
Бом-бом, бом-бом, открывается альбом.
То веселый, то печальный,
Не простой, а музыкальный
Много разных здесь историй
И про радость, и про горе,
Игр забавных и затей
Мы найдем здесь для детей.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Сладкая греза» из «Детского альбома»
Музыкальный руководитель читает на фоне музыки.
Тихо, тихо сядем рядом,
Входит музыка в наш дом,
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном,
И раздвинутся вдруг стены,
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пенной,
Чутко дремлют лес и луг.
В даль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой,
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
(К. Ибряев)
Музыкальный руководитель:
Ребята, пьеса, которую вы сейчас послушали называется «Сладкая греза», сладкий сон. Со звуками этой музыки мы перенесемся в далекие времена и побываем в гостях у Володи Давыдова.
На экране мультимедиа появляется портрет мальчика Вовы Давыдова.
Дом, где живет Володя большой, красивый. Там уже с самого утра вкусно пахнет пирогами, все готовятся
к приходу гостей. Потому что у Вовы сегодня День рождения. В доме уютно и тепло, а за
окном весело пригревает весеннее солнце, на проталинках появляется зеленая травка, а в небе летают
жаворонки.
Хохолком тряхнув спросонок
Пробудился жаворонок.
В жаворонке – песенка, в песенке – чудесенка.
С перламутровой росинкой, с невесомой паутинкой,
С озерком, с берёзой тонкой
И со всей родной сторонкой!
(Т. Белозеров)
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Песнь жаворонка» из «Детского альбома».
Прослушивание сопровождается видеорядом изображения рисунков детей на тему «Птицы».
Музыкальный руководитель: А с первыми лучами солнца проснулись и первые весенние цветы.
Танец «Цветов» Муз. П.И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель:
И вот стали собираться гости и поздравлять Вову с праздником. А Вова давно мечтал, получить в подарок игрушку деревянную лошадку на колесиках.
Я на лошадку свою златоглавую
Сел и помчался по дому, по комнате.
Мимо стола, этажерки и тумбочки,
Мимо кота, на диване лежащего,
Мимо сидящей с вязанием бабушки,
Мимо мяча и коробок с игрушками.
Я на лошадку свою златогривую
Сел и помчался вперёд и вперёд.
(В. Лунин)
И вот мечта мальчика сбылась!
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Игра в лошадки» из «Детского альбома».
Музыкальный руководитель: Какую по характеру музыку вы прослушали?
Ответы детей: веселая, бойкая, быстрая…
Музыкальный руководитель:
Верно. Музыка рисует нам озорных мальчишек, которые «скачут» на лошадках, играя друг с другом. Мы как будто бы слышим цокот копыт… Музыка звучит отчетливо, ритмично, в быстром темпе. В конце музыка затихает, потому что лошадки ускакали куда-то далеко.Еще Володе подарили большую красивую коробку, а что же в ней лежит вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Они в коробочке лежат, но если их достать
Построятся за рядом ряд, пойдут маршировать
И каждый с новеньким ружьём, похожи словно братики.
Кто скажет, как мы их зовём? Деревянные…
(солдатики)
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Марш деревянных солдатиков».
Мальчики «солдатики» выполняют небольшое перестроение.
Музыкальный руководитель:
Вечером в честь Дня рождения был устроен бал. И какой же бал без веселого оркестра?
Уступлю сейчас я место, будет здесь звучать оркестр.
Оркестр шумовых инструментов. Муз. П.И. Чайковского «Вальс» из «Детского альбома»
Музыкальный руководитель: На балах можно было не только послушать музыку, а еще и потанцевать. Сегодня я вам предлагаю придумать и показать свой танец под музыку П.И. Чайковского «Полька». Вы знаете, что полька - это парный танец, поэтому вспомнить и выбрать варианты танцевальных движений в парах вам помогут схемы.
Дети делятся на пары, рассматривают схемы танцевальных движений в парах, договариваются какие танцевальные движения они будут выполнять.
Танцевальная импровизация под муз. П.И. Чайковского «Полька» из «Детского альбома»
Музыкальный руководитель: Бал в самом разгаре, но Володе пора возвращаться в свою комнату и ложиться спать. Он совсем не расстроился, потому что к нему придет его няня и расскажет ему интересную сказку.
Муз. рук. предлагает детям разместиться на ковре.
Звучит пьеса П.И. Чайковского «Нянина сказка» из «Детского альбома»
Музыкальный руководитель: Как вы думаете, какого героя сказки нарисовала вам эта музыка?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель: Почему вы услышали образы именно этих персонажей? Всегда ли музыка звучала одинаково?
Ответы детей.
Музыкальный руководитель:
Бом-бом-бом-бом! Закрывается альбом!
Кто его нам подарил, для детей сочинил?
Дети называют имя П. И. Чайковского.
Музыкальный руководитель: Правильно. По музыке П.И. Чайковского создан мультфильм, который так и называется «Детский альбом». Я хочу подарить вам диск с этим мультфильмом, который вы можете посмотреть в группе.
Ну а нам пришла пора прощаться, до свидания, ребята.
Дети покидают музыкальный зал под музыку П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка» из «Детского альбома».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект ООД для старшей группы по теме: Осень
Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в волшебный мир музыкальных инструментов»
Конспект НОД в старшей группе «В гости к Домисольке»
Тематическое музыкальное занятие в ДОУ. Старшая группа
Похожие статьи:
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Как люди используют кожу и дерево
Конспекты занятий в старшей группе детского сада
Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе. Музыка - сокровище небес
Конспект музыкального занятия в детском саду в старшей группе ко Дню прилёта птиц - 22 марта
Конспект музыкального занятия в детском саду для детей старшей группы на тему «Мир через спорт»