Конспект НОД «Сказка о морской рыбке»
Автор: Игнатьевская Ольга Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №3 "Незабудка", г. Протвино
Цель:
Развитие художественно – творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через использование техники рисования пастелью.
Задачи:
1. Продолжать знакомство детей старшего дошкольного возраста с новым художественным материалом – пастелью.
2. Совершенствовать приемы работы острым краем мелка (штриховка) и плашмя (тушевка), умение передавать нежные цветовые нюансы.
3. Развивать чувство цвета, воображение, фантазию.
4. Воспитывать смелость, уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ним.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «рыбы», беседы «Что такое море?» «Обитатели морей», чтение художественной литературы (А.С Пушкин «Сказка о золотой рыбке»), разучивание стихов, рассматривание репродукций И.К. Айвазовского, прослушивание музыкальных произведений (М.К. Чюрленис «Симфония моря», М. Равель «Игра воды»).
Материал:
Мелки сухой пастели, бумага разной фактуры, салфетки для рук.
Ход НОД:
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам очень интересную сказку. А вы сможете не только послушать ее, но и стать на время героями этой сказки. Но сначала я хочу спросить у вас, что такое море? (…это огромный водоем, там много воды. Так много, что даже не видно берегов.) А кто живет в море? (…разные обитатели: рыбы, крабы, киты и т.д. Там растут водоросли, кораллы, ракушки…)
Чем похожи рыбы друг на друга? (У них есть тело с чешуйками, голова, хвост, плавнички.) Рыбки дружатся и играют друг с другом.
Физкультминутка:
Рыбки весело играют (наклоны в сторону)
В синей солнечной воде (плавные движения руками)
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке ( движения плечиками)
Какие вы молодцы! Да, действительно в море много обитателей, среди которых встречаются самые разнообразные рыбы.
И так, наша сказка называется « Приключения Жемчужинки». Слушайте внимательно, возможно, ваша помощь нам пригодится.
Жила в морском царстве красивая маленькая рыбка. Звали эту рыбку Жемчужинка. Чешуйки ее были желто – красного цвета, плавнички оранжевого, а глазки светились золотистым блеском. Любила она плавать по морским глубинам в поисках приключений. В таких путешествиях узнавала много нового и интересного.
Однажды заплыла Жемчужинка далеко – далеко от своего дома и оказалась среди густых зеленых водорослей. Она очень испугалась и хотела вернуться домой, но вдруг поняла, что не знает, куда ей плыть. И тут, за камнем, она увидела Медузу и очень обрадовалась. Вот кто поможет мне – подумала Жемчужинка. Жемчужинка подплыла к ней и попросила помочь найти дорогу домой. Та Медуза была очень не красивая и очень хитрая. И сказала она нашей рыбке: «Я покажу тебе дорогу домой, но за это я возьму у тебя твою красоту». Делать не чего, согласилась наша Жемчужинка и сразу же превратилась в серую рыбку. А Медуза похорошела и довольная показала рыбке дорогу домой. Вернувшись, домой Жемчужинка смотрела на проплывающих мимо красивых рыбок и с грустью думала, что ее чешуйки уже никогда не будут такими красивыми.
Скоро, в гости к Жемчужинке заглянул ее друг Малек. Он выслушал печальную историю и сказал: « Я знаю, как тебе помочь! На берегу живет веселая девочка Маша, а у нее есть Золотая рыбка, которая исполняет любое желание. Нам надо плыть к ней». И поплыли.
Жемчужинка
Маша не отказалась помочь рыбкам, но так как она была очень озорная девочка, то ей в первую очередь захотелось, конечно же, попросить у Золотой рыбки, что-то для себя. И Маша сказала: «Как же мне хочется увидеть, что то новое и необычное. Пусть это будет мое первое желание». И тут же перед Маше появился лист бумаги и коробочка, в которой аккуратно лежали разноцветные палочки. «Ой! Что это?» - удивилась Маша. «Какие красивые палочки, но почему-то они пачкают руки. Легко ломаются и от них остаются крошечки». «Мы не знаем»- ответили рыбки.
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что лежит у Маше в коробочке? Подскажем, что это за палочки?
Дети рассказывают о пастели. Она нежная, волшебная, воздушная, сказочная. Палочки пастели легко ломаются и осыпаются. Если рисовать уголочком мелка остается след, тонкая линия. При закрашивании мелок кладется «на бочек». Для растушевки пастели пользуемся своими пальчиками. В местах, где очень узкий рисунок растушевывать поможет ватная палочка. Смахивать рукой «крошечки» нельзя, можно испортить рисунок. Лишнию «пыль» можно убрать слегка, подуть на рисунок. При необходимости руки можно протереть о салфетку.
Рисование
Воспитатель. Спасибо, ребята, что рассказали Маше о пастели. Пришло время второго желания. Рыбки замерли в ожидании, что же попросит Маша? Девочка посмотрела на них и сказала Золотой рыбке: «Хочу научиться рисовать пастелью вот эту рыбку. Я сама сделаю ее красивой». Но Маша даже не знала, как рисовать пастелью и с чего начать.
Ребята, нам опять необходимо помочь Маше. Покажем девочке, как можно нарисовать рыбку, используя мелки пастели.
Дети рисуют. Звучит тихая спокойная музыка.
Рисунки
Маша так увлеклась рисованием, что чуть не забыла про морских рыбок – наших героев и про свое третье желание. Она посмотрела на свой рисунок, потом на Жемчужинку, и ей очень захотелось, чтобы и она стала такой же красивой. «Хочу, чтобы эта серая рыбка стала такой же веселой и красочной, как на моем рисунке!» и желание Маши сразу же исполнилось.
Вот так, благодаря Золотой рыбке, Маше и ребят детского сада «Лукоморье», наша сказка хорошо закончилась.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательная деятельность в режимных моментах
Конспект НОД по развитию речи во 2 младшей группе. Лесная прогулка
Конспект НОД в старшей группе
Конспект НОД во 2 младшей группе детского сада