Конспект образовательной деятельности "Богатыри земли русской" старший дошкольный возраст
Игнатьевская Ольга Ивановна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №3 "Незабудка" г. Протвино
Цель:
познакомить детей с творчеством русского художника В.М. Васнецова.
Задачи:
- познакомить с картиной В.М.Васнецова «Богатыри»;
-познакомить с былиной «Алёша, Илья Добрыня»;
-усилить эмоциональное восприятие картины на фоне музыкального и литературного материала;
-развивать у детей интерес к живописи В.М.Васнецова;
-развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства;
-учить эмоционально откликаться на воздействие художественного образа;
-воспитывать эстетические чувства.
Предварительная работа:рассматривание иллюстраций по теме «Былины» (художник М.Сурков); чтение русских народных сказок «Никита Кожемяка», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча».
Материал к занятию: картина В.М.Васнецова «Богатыри», музыкальная запись Богатырской симфонии Бородина, портрет В.М.Васнецова, текст былины «Алёша, Илья и Добрыня».
Словарная работа: русский художник, пейзаж, богатырь, кольчуга, шлем, копьё, меч, палица, лук, стрелы, былина, несокрушимая застава.
Ход.
-Дети, как вы думаете, кто это богатыри? (Ответы детей).
-Какими вы их себе представляете? (Сильными, смелыми, могучими).
-Иногда говорят: «Стоит дуб – богатырь». Почему так говорят?
-Какие вы знаете сказки о русских богатырях? (Ответы детей).
-Сегодня мы познакомимся с картиной великого русского художника Васнецова «Богатыри» и увидим, как их представлял себе русский живописец.
(Звучит музыка. Дети подходят, рассматривают картину).
- Замечатальный художник – сказочник Виктор Михайлович Васнецов очень любил родную природу, с детства любил слушать былины, народные песни и сказки. Его интересовала русская история, характеры людей. Живших в далёкие времена. «плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории» - говорил Васнецов. Эти слова определили тему, программу всего его творчества, он писал свои картины по теме русских былин и народных сказок.
Вот перед вами его знаменитая картина «Богатыри». Над ней художник работал почти 25 лет! Натурой для богатырей послужили простые люди. Эту картину можно увидеть в Москве, в Третьяковской галерее. Это музей, где собраны многие замечательные произведения художников.
-Кто изображён на картине?
-Обратите внимание, как одеты богатыри?
-Какое у них оружие?
- Каким художник изобразил богатырского коня? (Могучим, сильным. Послушным он стоит под своим хозяином).
Хороший конь был в большом почёте на Руси. Заботливый владелец холил его, знал ему цену. Говорили: «Лошадь пашет, конь под седлом». Верный конь предупреждал своего хозяина об опасности – «ржёт во всю голову», бьёт копытами, чтобы разбудить богатыря.
- Центральная фигура на картине – богатырь Илья Муромец. Каким его изобразил художник? (Ответы детей).
- Какие краски использовал живописец? (Ответы детей).
- Какое настроение вызывает эта картина? (Ответы детей).
- Какие пословицы можно вспомнить. Глядя на эту картину?
ДЕТИ: Родина – мать, умей за неё постоять.
С родной земли – умри, не сходи.
Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит.
-Илья Муромец. Добрыня Никитич, Алёша Попович зорко всматриваются, не грозит ли родной земле опасность, не нужна ли кому – нибудь помощь. За их плечами – просторы, которые они берегут. Пейзаж в картине тоже вымышленно богатырский. Он как бы собрал всю красоту русского края. В «Богатырях» нет ничего грозного. Устрашающего. У нас создаётся ощущение несокрушимости заставы. Картина передаёт веру художника в богатырские силы народа.
(
Проводится физминутка).
-Дети своих богатырей художник брал из былин. Былины – от слова «быль», в них народ рассказывал о богатырях и народных героях. Я познакомлю вас с былиной «Алёша, Илья Добрыня», это о богатырях, которых мы видим на картине.
(
Чтение отрывков)
Владимир – князь предлагает чару зелена вина русским богатырям: «Подымались богатыри на резвы ноги. Выпивали чары за единый дух да меж собой побратались: старшим братом назвали Илью Муромца, средним – Добрыню Никитича, а младшим братом нарекли Алёшу Поповича. Они три раза обнималися. Да три поцеловалися».
-Говорит Алёша Попович славному князю Владимиру: «Мы поедем на заставе богатырской стоять, станем землю русскую от недругов оборонять!»
-Я думаю, что именно этот момент русской истории запечатлил для нас великий русский живописец, показал нам силу и мощь русского народа.
-Как вы думаете, почему художника Васнецова называют великим?(Ответы детей).
-Он оставил для нас много своих прекрасных картин, которые знают и любят и у нас в России, и в других странах. «Я только Русью и жил»,- говорил художник. Как вы понимаете эти слова? (т.е. он писал об истории русского народа и для народа, для всех нас).
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в старшей группе на тему: Родина
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности
Конспект комплексного занятия в старшей группе. Цветы одуванчики
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по правилам дорожного движения