Конспект занятия по ознакомлению с окружающим на тему «История возникновения часов» в старшей группе
Автор: Кривобок Ольга Ивановна, методист
Место работы: КГКП детский сад «Карлыгаш» город Шу, Казахстан
Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов.
Программные задачи: Продолжать учить детей грамматически – правильно строить предложения, отвечать на вопросы полным ответом. Закрепить знания детей о часах, циферблате, часовой, минутной стрелке.
Развивать творческое воображение при изобретении своих часов. Воспитывать усидчивость, внимание, бережное отношение к часам, интерес к музыке.
Предварительная работа: беседа, чтение рассказа.
Словарная работа: циферблат, экспорт, импорт.
Наглядный материал: часы разной формы, макеты часов (на каждого ребенка)
Оборудование: свечки, акварельные краски, кисточки, вода, белый лист бумаги, салфетки.
Ход занятия.
-Какое сейчас время года? (ответы детей)
-Какое число, месяц? (ответы)
-Какой день недели? (ответы)
- Ребята у нас сегодня очень интересное занятие, ознакомление с окружающим.
-Сегодня мы будем говорить о часах.
-Посмотрите, сколько у нас здесь часов.
-А кто знает загадки про часы? (дети загадывают загадки)
1. Стоит в углу без рук, без ног
Шумит, гремит, вертится.
Ничего не боится.
Считает наш век, а не человек…(часы)
2. Без рук, без ног идет вперед
Твердит тик-так
Трудись всяк…(часы)
3. Сидит птичка на поличке
«Чилик-чилик…» (часы)
4. Ног нет, а хожу,
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать… (часы)
5. Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем.
Мы бьем исправно каждый час,
А вы, друзья, не бейте нас…(часы)
-Молодцы, сколько много вы знаете загадок про часы.
-В каждом доме есть часы.
-Скажите, а для чего нужны людям часы? (ответы)
-А теперь послушайте историю возникновения часов, как появились часы.
-Посмотрите, кто это? показ картины(игрушки) петуха. (ответы)
-Петух – тоже «часы», только необыкновенные – живые. Ведь в глубокую старину таких часов, как теперь, не было. Но время, людям, знать надо было обязательно.
- Вот их и выручал «Петушок-золотой гребешок». Он кричал в одно и тоже время. Бывало прокукарекает ни свет, ни заря «ку-ка-ре-ку!». Просыпайтесь люди добрые, скоро рассвет: - и все встают, за работу принимаются.
-А посмотрите, какое ясное солнце светит на улице. Оно никогда не стоит на месте – все движется и движется по небосклону. По утру выкатится огненным шаром из-за края земли, в полдень над самой головой встанет, к концу дня за противоположный край уйдет – спать. А люди каждый день поглядывают на него и говорят «Вот утро», «Вот обед», «Вот вечер». И думают: как бы по точнее узнавать время? И смастерили они настоящие, солнечные часы. Вместо циферблата расчертили площадку под открытым небом. Вместо стрелок поставили колышек, и от него отходит тень. Ходит солнышко по небу – ходит по площадке тень. И точь-в-точь, как часовая стрелка, показывает время
- А как вы думаете, что это такое? (показываю песочные часы)
- Течет время в песочных часах. Придет больной, медсестра ставит часы и говорит: «Как песочный ручеек иссякнет т.е. исчезнет – можете одеваться».
-Восковая свечка – тоже часы, древние - огненные, они разрисованы как зебра, черно-белыми полосками. Воск от горящего фитилька тает, и вместе с ним тают полоски. Сколько полосок исчезло, столько прошло и часов.
- А вот часы «водяные».
Они показывают время не только в солнечный день, но и в ненастье и даже ночью. В память о водяных часах мы и сегодня по старинке говорим: «С той поры много воды утекло».
- Всем известные на весь мир Кремлевские куранты. Они находятся в городе Москве на Спасской башне. Очень большие они, большая стрелка-3 метра, а цифра- ее почти 1 метр.
Во время Октябрьской революции в циферблат попал артиллерийский снаряд, и они остановились. Но нашлись такие люди, которые смогли починить эти часы. И с тех пор идут они без остановки. Перезвон курантов слышит вся страна.
-Но время идет, люди придумывают всё новые и новые часы.
-Появились часы механические, которые заводятся ключом, карманные, наручные, настольные, настенные.
И вот появились часы электронные, которые идут на батарейках и показывают время. (показ часов всех видов)
- У нас в стране выпускают часы, которые отправляют за границу, на продажу, т.е. «экспорт»- это лучшие часы. Из-за границы нам тоже присылают часы – их называют «импортные».
- Ребята, как называются часы, которые отправляют за границу?
- Экспорт.
- А какие поступают из-за границы к нам часы?
- Импортные.
- На партах у вас лежат макеты часов.
- Скажите, как называется круг на часах?
- Циферблат. (повторяют 1-2 ребенка)
- Что означает маленькая стрелка на часах?
- Часовая. (ответы детей)
- Что означает большая стрелка?
- Минуты (ответы детей)
- Давайте с вами попробуем показать время на часах.
- Когда вы встаете? (7 часов) (дети показывают на макетах часов)
- А когда приходите в детский сад? (8часов)
- Ну, а когда садимся на занятия? (9 часов)
- Молодцы, справились с заданием.
- Мы с вами загадывали загадки, слушали историю о часах, работали с часами. А теперь с поём песню о часах.
Песня «Часы».
- Занятие наше не окончено, пройдите на свои места.
- Давайте попробуем изобразить на листе бумаги часы. Какие бы вы хотели нарисовать часы?
(работа детей- рисование свечкой в сопровождении музыки)
В ходе занятия слежу за работой, индивидуальная помощь детям.
В конце закрепляю пройденный материал.
Подвожу итог занятия.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе «Урожай собирай»
Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область "Познание"
Конспект НОД в старшей группе. Знакомство с художником Бычковым и его картинами
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по теме: Космос
Сценарий интегрированного занятия в старшей группе
Конспект интегрированного занятия в старшей группе ко Дню знаний