Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие творческого воображения дошкольников средствами декоративно – прикладного искусства

Развитие творческого воображения детей средствами декоративно – прикладного искусства.
Цель:
Раскрыть возможности декоративного рисования как средства развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
В последние годы заметно возросло внимание общества к культуре своего народа, а с появлением государственных и региональных программ возрождения художественной культуры в дошкольные образовательные учреждения стали активно внедряться разнообразные формы и методы образовательного процесса, а также программы с национально-региональным компонентом. Поэтому образовательный процесс должен включать в себя разнообразные методические приемы развития творческого воображения. Наиболее комфортной областью познания мира через образы является декоративное рисование. Способность «рождать образы» – воображать принадлежит человеку, и дает ему возможность преобразовывать и совершенствовать мир, в котором он живет.
Проблема развития детского творческого воображения в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
О роли и значении развития творческого воображения детей писали многие ученые: Л.С.Выготский, Н.Н.Палагина, О.М.Дьяченко и другие. В их трудах творческое воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность образовательного процесса в ДОУ.
Исследователями в качестве развития творческого воображения рассматриваются различные методы и средства. Один из наиболее доступных и эффективных – декоративное рисование (Н.П. Сакулина, Т.С.Комарова, О.А. Соломенникова и др.) Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного.
Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.
Рисование составляет преимущественный вид творчества ребёнка в раннем возрасте. Придуманные персонажи приобретают для ребенка личную значимость и начинают жить в его сознании как совершенно реальные.
Для создания прочной основы творческого воображения необходимо расширять опыт ребенка, обогащать его чувственную сферу, развивать память.
В процессе декоративного рисования развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В наибольшей степени этому способствуют занятия, на которых дети создают изображения не по частям, а одной линией контура в рисовании. Поэтому необходимо реализовать комплекс педагогических условий для развития творческого воображения в процессе обучения декоративному рисованию.
Первое условие – ознакомление и освоение детьми разных видов декоративной росписи
Второе условие – использование заданий творческого характера на занятиях по декоративному рисованию.
Методы и приемы обучения декоративному рисованию.
- Создание игровой ситуации в начале занятия и во время анализа детских работ, что повышает интерес детей к занятиям.
- Связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров, выделение тех задач, решение которых затем находит отражение в рисунке.
- Сравнение двух элементов узора, композиций для обучения пониманию закономерностей росписи.
- Использование движения руки - очерчивающего жеста для выделения элементов узора на предмете и определение расположения их на листе бумаги, последовательности заполнения формы бумаги или предмета.
- Использование дидактических игр для обучения композиции, расположению узора, поискам вариантов построения, развития воображения.
- Называние элементов узора, действия при его воспроизведении в рисовании.
Работу, стимулирующую творческое воображение детей, можно проводить по трем этапам.
1 этап – обучающий.
2 этап – закрепляющий.
3 этап – самостоятельная деятельность детей в работе с художественными материалами и реализация творческих замыслов.
Ведущими условиями стимуляции творческого воображения являются:
- предоставление свободы действовать с различными материалами;
- пробуждение эмоций в процессе восприятия действительности;
- организация наблюдений за творческим процессом взрослых.
Третье условие - взаимодействие педагога и родителей.
Таким образом:
прежде чем приступить к развитию у детей творческого воображения, следует сформировать у них необходимые для этого речевые и мыслительные навыки;
содержание развивающих методик должно ориентироваться на личность ребенка и его взаимодействие с другими детьми;
стимулировать детей к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
Процесс обучения декоративному рисованию должен строиться на гармоничном сочетании формирования навыков и умения изображения для развития творческого воображения детей.


Вот итоги работы моей воспитанницы.

Рекомендуем посмотреть:

Олимпийские сувениры своими руками Конспект НОД по декоративному рисованию. Старшая-подготовительная группа Декоративно – прикладное творчество для детей дошкольного возраста Дидактические игры по приобщению старших дошкольников к Урало-Сибирской росписи
Роспись разделочной доски городецкими узорами. Мастер-класс с пошаговыми фото | Дидактическое пособие по математике для детского сада
Опубликовано: 3286 дней назад (7 ноября 2015)
Просмотров: 3173
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!