Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Программа туристко - краеведческой смены

Программа туристко - краеведческой смены «Осенний лагерь «классных классных»
Автор: Шелепова Ольга Ивановна, учитель физики МБОУ "СОШ №118" г.Барнаула

Описание материала: предлагаю вашему вниманию программу выездного лагеря в 3 дня. Эта маленькая профильная смена посвящена знакомству с природой родного Алтайского края, с его достопримечательностями. Данный материал будет полезен организаторам воспитательной работы в школе, классным руководителям, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических учебных заведений, родителям,всем желающим организовать выездное мероприятие для школьников и родителей и даже коллег. Данный материал особенно актуален накануне нового учебного года, рассчитан на учащихся средних, старших классов и их родителей. Хотя, я автор имею опыт проведения таких смен с детьми 6-17 лет ,родителями и педагогами.
«Любовь к родному краю, знание его истории - основа, на которой
и может существовать рост духовной культуры всего общества»
(Д.С. Лихачев).

Пояснительная записка
Актуальность программы
Краеведение — одна из самых распространенных и популярных среди педагогов и обучающихся форм внеклассной деятельности . Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях своего края по разным источникам ,и лучшим источником является непосредственное посещение школьником тех мест, которые создают историю родного края. Туризм и краеведение - это физическое развитие, оздоровление и познание окружающей действительности, формирование ценных духовных качеств личности.
Поэтому организация осенней профильной смены интересно и познавательно, если её совместить с туризмом и краеведением.
Пребывание в осеннем профильном туристско-спортивном лагере особенно важно для городских детей, ограниченных в движении, для ребят, которые живут в отдалении от природы.
Для педагогов этот лагерь – прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, ставшие за лето взрослее и степеннее, раскрываются вне школы.
Называется лагерь «Осенний лагерь «классных классных»,так как его организуют самые активные классные руководители.
Данный выездной лагерь лучше организовать, привлекая к совместному отдыху детей и родителей

Цель программы
Создание благоприятных условий для привлечения детей к занятиям туризмом и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, знакомство с природой родного края, с его достопримечательностями.
Задачи программы:
– поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с тренерско-педагогическим составом;
– приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей;
– организация активного отдыха в природных условиях;
– закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;
– повышение экологической культуры детей;
– патриотическое воспитание детей;
– воспитание нравственных и волевых качеств.

Механизм реализации программы
Работа лагеря строится в одну смену 3 дня (1 неделя сентября),в выходные дни
Место проведения смены: Алтайский краевой детский оздоровительно-образовательный лагерь «Уба» расположенный на левом берегу Катуни.
Подготовительный этап:
-создание материальной методической базы для реализации программы;
-обучение педагогического состава;
-оповещение обучающихся МБОУ СОШ №118 и их родителей о проведении профильной смены;
-Оформление заявки на питание, экскурсии через администрацию турбазы «Уба»
Организационный этап:
-сбор-выезд из г.Барнаула
-заезд на турбазу
-запуск программы;
-знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря
-игровое знакомство участников смены;
Основной этап
-реализация задач профильной смены;
-включение школьников в различные виды коллективно-творческой деятельности;
-проведение тематических экскурсий, КТД;
Итоговый этап:
-анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;
-проведение аналитической работы в отряде;
Аналитический этап
-итоговый сбор сотрудников лагеря;
-выработка перспектив развития программы;
-подготовка материалов для предоставления на конкурс вариативных программ;
-подготовка фото-отчёта о лагере.
Содержание программы
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.
Обучение осуществляется по принципу теория – практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.
Характер программы: туристско-краеведческая,спортивная, досуговая.
Оздоровительно-досуговый блок
Основополагающими идеями в работе с детьми в лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу лагеря включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- ежедневный гигиенический туалет
- организация ежедневных пешеходных экскурсий;
- организация здорового 5 разового питания детей (ответственные работники турбазы)
- постоянное пребывание на свежем воздухе в удаленном от предприятий районе; физический труд в рамках самообслуживания (помощь на кухне, обустройство домика, и т.д.);
- организация спортивно-массовых мероприятий).
Общественно-полезная работа:
В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:
- уборка территории лагеря;
- уборка территории перед отъездом.
- дежурство в столовой
- знакомство с работниками турбазы
Работа по созданию коллектива:
- утренние линейки;
- проведение мероприятий
- закрытие смены, прощальный костер.
- экшн- тренинг
Психологическая работа
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей внутри отрядов проводятся:
- коммуникативные игры;
-работа площадок по интересам (тихие игры, спортивные, творческие)
Досуговые мероприятия:
- вечер знакомств;
- «Давайте споем»;
-игры
Туристическо – краеведческие мероприятия:
- утренний поход (восхождение на гору)
- спортивное - краеведческое мероприятие

Памятка для участников
Необходимо взять:
• удобную спортивную обувь с фиксированной пяткой, предпочтительно кроссовки; сменную обувь,
• длинные спортивные брюки, высокие носки (опасность клещей) в случаи совершения похода- восхождения на гору,
• обязательный головной убор,
• туалетные принадлежности,
• одежда для сна;
• куртку
• Дождевик
• индивидуальную бутылку с питьевой водой;
• небольшой перекус для каждого участника на утро пятницы
Выезд (дата и время).Приезд,Встреча детей родителями у школы (дата , время)

Распорядок
Режим дня (пятница)
Мероприятие / Время
Сбор детей в школе / 6.00-6.30
отъезд из г.Барнаул /6.30
дорога / 6.30-13.30
Заезд в лагерь / 13.30
Операция «Уют!»( размещение ) /13.30-14.00
Обед. / 14.00
Личное время каждого /14.00 - 14.30
Пешая экскурсия на слияние рек Катунь и Уба.
Полдник (сухой паёк) /14.30-18.30
Игра- кругосветка «Узнай о месте, где живешь»
(игра на знакомство с лагерем) /18.30 - 19.00
Ужин. / 19.00 - 19.30
Экшн- тренинг /19.30 - 20.30
Вечер знакомств. /20.30-21.30
«Давайте споём», тихие игры
(работа площадок по интересам).
Вечернее чаепитие . /21.30 - 22.30
Вечерняя линейка, подготовка ко сну. /22.30 - 23.00
Отбой. /23.00

Режим дня (суббота)
Мероприятие/Время
Подъем./8.00
Зарядка./8.05 -8.25
Утренний туалет, уборка в домиках и на территории./8.25 - 8.45
Утренняя линейка. /8.45 - 9.00
Завтрак. /9.00 - 9.30
Экскурсия на Чемальскую ГЭС /9.30 - 13.00
Обед. /13.30 - 14.00
Личное время каждого /14.00 - 14.30
Экскурсия в Тавдинские пещеры. Полдник (сухой паёк) /14.30-18.30
Прием воздушных ванн, игры и развлечения /18.30 - 19.00
Ужин. /19.00 - 19.30
Спортивное- краеведческое мероприятие «Тропа путешествия».
Вечерний костёр ( работа площадок по интересам).
Вечернее чаепитие . /19.30 - 22.00
Вечерняя линейка, /22 - 22.30
Подготовка ко сну. /22.30-23.00
Отбой. /23.00

Режим дня (воскресение)
мероприятие/ Время
Подъем для участников восхождения на гору /6.30
– утренний поход (восхождение на гору) /6.30-7.55
Подъем. /7.30
Зарядка. /7.35 -7.55
Утренний туалет, уборка в домиках и на территории. /7.55 - 8.15
Утренняя линейка. /8.15 – 8.30
Завтрак. /9.00 - 9.30
Сбор вещей, сдача домиков /9.30-10.30
Экскурсия с. Сростки /10.30-14.00
Обед /14.00-14.30
Отъезд домой .Полдник (сухой паёк) /14.30-19.00
Дорога /14.00-19.00
Разбор детей родителями /19.00

Идеи для игры- кругосветки «Узнай о месте, где живешь» (игры на знакомство с лагерем и его работниками)
Проводится во всем лагере. Все отряды по маршрутным листам, в которых указан порядок следования, приходят на станции, где их встречает ведущий (чаще всего это педагоги или школьники, которые уже имеют опыт пребывания в данном лагере , а так же работники служб лагеря(столовая, баня, охрана, начальник лагеря, медик), которые рассказывают о данной службе, ее возможностях и режиме работы и проводят для ребят конкурс, оценку которого проставляет в маршрутный лист. Для интереса от станции к станции можно продвигаться определенным образом. (взявшись за руки, гуськом, с песней и т.д.Путешествие по лагерю чередуется с заданиями игры. При выполнении которых дети становятся следопытами: надо найти сторожку, посчитать число огнетушителей, узнать как зовут собаку и т.п. Для проведения этой игры надо заранее разработать маршрут, подготовить записки- задания, предупредить работников лагеря.По итогам, всем кто выполнил задания маршрутного листа полагается приз. В зависимости от участников можно и учитывать время выполнения и качество и тогда возможно распределение мест.

Информационные и методические ресуры для проведения смены:
1.Методические рекомендации по проведению экшн-тренинга на сплоченность и толерантность Экшн-тренинг.
2.Подвижные игры на свежем воздухе
3.Подвижные игры
4.Тексты туристических песен. Козляковская Л.
На фото:территория турбазы "Уба"; Чемал, Тавдинские пещеры, Экшн-тренинг




Скачать Программа туристко-краеведческой смены

Рекомендуем посмотреть:

По родному краю с любовью Конспект занятия для детей 12-15 лет на тему: Виды туристских костров Конспект занятия для юных туристов 6-8 классов Мероприятие для студентов колледжа. Спортивная анимационная программа

Похожие статьи:

Организация туристического похода для школьников-подростков

Правила поведения в воде и возле водоёмов. Правила для школьников

Правила поведения на воде для школьников. Полезные советы и рекомендации для детей

Правила поведения на природе. Правила поведения для детей

Правила поведения на болоте. Полезные советы и рекомендации для детей

Опубликовано: 3054 дня назад (12 августа 2016)
Просмотров: 4858
+4
Голосов: 4
Валентина Николаевна Разумова # 12 августа 2016 в 18:39 0
Ольга Ивановна, классная форма работы с детьми и родителями - организация такого оздоровительного отдыха в преддверии учебного года. Это реально круто, я даже немного завидую, что у вас есть такая возможность. Места, где расположена турбаза очень красивые. Материал вы представили актуальный и интересный, думаю. многие заинтересуются. Позвольте поздравить вас с первой публикацией. Она заслуживает внимания.
Позвольте дать вам несколько советов по оформлению: шрифты H2, H3 можно использовать только для заголовков и не более 4 раз, H1 - только один раз для заголовка. Нельзя вставлять ссылки на другие сайты, только на материалы данного сайта.
Желаю вам дальнейших успехов. Примите первый голос.
Ольга Ивановна Шелепова # 13 августа 2016 в 04:45 0
Валентина Николаевна спасибо! За внимание и за советы!
Татьяна Леонидовна Капитонова # 16 августа 2016 в 17:34 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна!
Спасибо за приглашение в увлекательное путешествие по Алтайскому краю вместе с Вами и Вашими воспитанниками! Убеждена, краеведение должно стать неотъемлемой частью образования и воспитания в целом. Прививая любовь к родному краю, Вы способствуете формированию гражданской позиции подрастающего поколения, учите любить и бережно относиться к природе, памятникам архитектуры и культуры, сохраняя наследие народа для будущих поколений. Знакомя ребят с природой родного края и достопримечательностями, Вы используете здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья учащихся. Программа насыщена интересными мероприятиями, включая как туристическо-краеведческие экскурсии, досуговые мероприятия, так и общественно-значимые мероприятия, направленные на формирование культурных ценностей и создание психологического комфорта в детском коллективе. Вашим учащимся несказанно повезло с таким увлечённым педагогом! Уверена, 3-дневная смена в выездном лагере оставит неизгладимые впечатления! Успехов! Голосую с большим удовольствием!
Ольга Ивановна Шелепова # 17 августа 2016 в 06:23 0
Татьяна Леонидовна.Благодарю за такой полезный комментарий.Да,от педагога многое зависит, но и хорошо.что у нас есть такая турбаза. где нас принимают. В этом году 10 класс,вновь сформированный,надо ехать и готовить,что- то новенькое.
Татьяна Леонидовна Капитонова # 16 августа 2016 в 17:37 0
Здравствуйте, Ольга Ивановна!
Спасибо за приглашение в увлекательное путешествие по Алтайскому краю вместе с Вами и Вашими воспитанниками! Убеждена, краеведение должно стать неотъемлемой частью образования и воспитания в целом. Прививая любовь к родному краю, Вы способствуете формированию гражданской позиции подрастающего поколения, учите любить и бережно относиться к природе, памятникам архитектуры и культуры, сохраняя наследие народа для будущих поколений. Знакомя ребят с природой родного края и достопримечательностями, Вы используете здоровьесберегающие технологии, способствующие укреплению физического и психического здоровья учащихся. Программа насыщена интересными мероприятиями, включая как туристическо-краеведческие экскурсии, досуговые мероприятия, так и общественно-значимые мероприятия, направленные на формирование культурных ценностей и создание психологического комфорта в детском коллективе. Вашим учащимся несказанно повезло с таким увлечённым педагогом! Уверена, 3-дневная смена в выездном лагере оставит неизгладимые впечатления! Успехов! Голосую с большим удовольствием!
Оксана Анатольевна Данильченко # 17 августа 2016 в 14:49 +1
Здравствуйте, Ольга Ивановна!
Спасибо за приглашение!
Очень большая работа Вами проделана по подготовке и организации лагеря. Видно, что ребята смогли познакомиться с природой края, подружиться между собой. Было проведено много разнообразных мероприятий. Учащихся привлекали к общественному труду. Просьба если выложите сценарий игры- кругосветки «Узнай о месте, где живешь», пришлите приглашение. Очень заинтересовало, как она была организована и реализована. Голос.
Ольга Ивановна Шелепова # 18 августа 2016 в 02:45 0
Спасибо ,Оксана Анатольевна
Воробьёва Алла Абдулмеджидовна # 18 августа 2016 в 16:38 0
Уважаемая Ольга Ивановна! Спасибо за приглашение и практический опыт! К сожалению, не каждый может себе позволить поездки, походы, экскурсии. А у вас - пожалуйста. Вряд ли кто станет оспаривать аксиому, что от человеческого фактора, т. е. от вас, зависит очень многое. Программа туристко - краеведческой смены стала ярким событием в жизни ребят. Она получилась насыщенной, разнообразной и интересной для всех. В процессе поездки зародились определённые традиции; появилась возможность разнообразить свой досуг. Только в процессе непосредственного живого общения возникает доверие, строятся новые совместные планы. Это и есть положительный результат, к которому вы стремились. Удачные фотографии дополняют работу и усиливают восприятие. Удачи! Голос!
Ольга Ивановна Шелепова # 20 августа 2016 в 13:57 0
Алла Абдулмеджидовна,спасибо. Действительно зарождаются определённые традиции после таких туров. Ежегодно приходится придумывать новые мероприятия и выездные походы. Традиция есть традиция.