Конспект логопедического занятия с презентацией для младших школьников 1-2 класа с тяжёлыми нарушениями речи
Конспект логопедического занятия для младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи "Звуко-буквенный анализ и синтез слов"
Автор: Шитова Ольга Николаевна, учитель-логопед, МБОУ СОШ №14 г. Апатиты, Мурманской области Конспект урока (логопедического занятия) на тему: «Звуко-буквенный анализ и синтез слов» Описание. Предлагаю конспект логопедического занятия для младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи (1-2 классы). Конспект может быть полезен для логопедов массовых и коррекционных школ, студентов дефектологических факультетов, родителей, педагогов коррекционных классов. Цель занятия: совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Задачи:
- закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
- учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки;
- закреплять знания о гласных и согласных звуках;
- закреплять знания детей о парных согласных;
- учить дифференцировать согласные звуки;
- развивать фонематическое восприятие. Оборудование: деревянные буквы алфавита, мультимедийная презентация.
Ход занятия. I. Организационный момент.
Проводится работа с «Деревянной азбукой», припоминание гласных и согласных звуков, их признаков. Формулировка темы занятия. II. Основная часть. 1. Закрепление знаний о звуках и буквах.
Логопед: Дети, сегодня мы с вами будем создавать город! Мы будем расселять наши деревянные буквы! А для начала давайте подумаем, как мы его назовём, и какие две главных улицы будут у нас в городе? (Улица гласных звуков и улица согласных звуков). А какая третья маленькая улочка в нём будет? (Улица, где живут твёрдый и мягкий знаки).
Давайте посчитаем, сколько домиков у нас будет на улице гласных звуков? А сколько на улице согласных? 2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Гласные звуки очень довольны, что теперь у них есть свои домики, и поют счастливые песенки. А давайте попробуем отгадать, про что они поют? Логопед называет только гласные звуки, дети отгадывают слова по картинкам.
Картинки: кошка (о – а), мыло (ы – о), якорь (я – о), ёлка (ё – а), телефон (е – е – о), собака (о – а – а). 3. Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Настолько запелись гласные звуки, что совсем позабыли о своих соседях. Давайте напомним им, почему они так нужны! А для этого вернём их в слова.
Слова: д_м (дом,дым), к_м (ком), л_с (лес, лис), р_к (рак), т_нк (танк), хв_ст (хвост), см_х (смех), н_тк_ (нитка, нитки). 4. Физминутка
Гимнастика для кистей и пальцев рук «Наши пальцы».
На моей руке пять пальцев (показать пальчики),
Пять хватальцев, пять держальцев (сжимать и разжимать кулачки),
Чтоб строгать и чтоб пилить (имитация указанных движений),
Чтобы брать и чтоб дарить.
Их нетрудно сосчитать: (сжать пальцы в кулачки)
Раз, два, три, четыре, пять! (поочерёдно разжать пальчики) 5. Закрепление знания о парных согласных.
Логопед: В нашем городе царит весёлое настроение. Все радуются и шалят. Вот и согласные звуки решили немного с нами поиграть. А играть звуки к нам прибежали парами. Как вы думаете, почему? (Это парные согласные). Назовите все пары согласных по звонкости и глухости.
Логопед: А правила игры таковы: нужно правильно вставить в слова парные согласные.
Слова: ло_ка (д-т, ж-ш), ру_ка (б-п), но_ки (д-т, ж-ш), про_ка (б-п), де_ка (д-т). 6. Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Совсем «распроказничались» наши буквы. И теперь они решили перемешаться. Буквы очень хотят посмотреть, смогут ли ребята вернуть их на место. Давайте попробуем? Переставим буквы так, чтобы получились слова.
Слова: рокт (крот), тбар (брат), зако (коза), ашак (каша), олст (стол), авза (ваза). 7. Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Вы молодцы, и показали, что уже много всего знаете и умеете. А теперь звуки и буквы хотят узнать, умеете ли вы их различать и определять их количество в словах. Докажем им? Напишите, сколько букв и звуков в названии каждой картинки.
Картинки: лиса (4 буквы, 4 звука), ёлка (4 буквы, 5 звуков), конь (4 буквы, 3 звука), улитка (6 букв, 6 звуков), юла (3 буквы, 4 звука), морковь (7 букв, 6 звуков). III. Итог занятия.
Логопед: В нашем городе царит радость и веселье. Все буквы счастливы своим новым домикам. А вы довольны, ребята? Чему мы учились на занятии?
Ребята, очень хорошо работали на занятии, и каждый про себя может сказать, что он – (отгадать слово по первым буквам).
Слова: Малина, осина, лось, окно, день, ель, цапля. (Молодец).
Презентация на тему: Звуко-буквенный анализ и синтез слов
Здравствуйте,достаточно интересный конспект логопедического занятия; все поставленные задачи урока - закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в словах;
дифференциация сходных по акустическим характеристикам звуков;закрепление знаний о гласных и согласных звуках;а также о парных согласных и их дифференциация;развитие фонематического восприятия--- были выполнены и реализованы в течение всего урока.
Добрый день, Ольга Николаевна. Как интересно у Вас на уроках. Столько разноплановых заданий. Материал может быть полезен не только для логопедов, но и в детском саду и в начальной школе. Голосую.
Добрый вечер, Татьяна Владимировна. Спасибо за время, которое Вы уделили чтению конспекта, а также за ваше мнение, выраженное в комментарии.Мне очень приятно, что информация оказалась интересной.