Возможности использования игрового оборудования «Пертра»
Автор: Панина Ольга Вячеславна, воспитатель МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 3 г. Бутурлиновка, Воронежской области.
Описание: В статье представлен опыт работы по использованию игрового комплекта "Пертра". Данный материал будет полезен воспитателям, логопедам, психологам.
Цель: Овладение педагогами современным игровым оборудованием в процессе формирования предпосылок тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти старших дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить участников мастер-класса с игровым оборудованием «Пертра» и играми для развития и коррекции. Познакомить с особенностями его применения в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста.
2. Способствовать освоению участников семинара способами практического и творческого использования игрового оборудования в формирование предпосылок расширения тактильных и кинестетических ощущений, обострения внимания, улучшения зрительной, тактильной и кинестетической памяти, обогащению речи. Способствовать повышению познавательной активности участников мастер-класса.
Оборудование: набор «Пертра», маски-повязки на глаза, мешочек.
Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию мастер-класс на тему:"Возможности использования игрового оборудования «Пертра».
Рефлексия.
Притча: "Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: "Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?" А сам думает: "Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу". Мудрец, подумав, ответил: "Всё в твоих руках".
В наших руках,коллеги, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное, успешным.
В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому больше внимание уделяется профилактической и развивающей работе. Дети испытывают трудности в обучении из-за того, что основным способом восприятия для них, как правило, является лишь один из сенсорных каналов. Важно обучить ребенка многосенсорному восприятию, поскольку умение пользоваться всеми каналами восприятия является фундаментом, обеспечивающим эффективность любого обучения
Незаменимым помощником в работе с дошкольниками стал для нас игровой комплект "ПЕРТРА".
Комплект "Пертра" – интересное пособие для проведения коррекционно-развивающей работы с дошкольниками. Его достоинства в том, что позволяет педагогу решать множество задач развития ребенка: его органов чувств, познавательных психических процессов, личностных проблем.
Комплект разработан Марианной Фростиг, немецким педагогом, основателем Центра педагогической терапии. Главной идеей концепции Фростиг является то, что движение и восприятие являются основными механизмами развития ребенка. Разрабатывая этот игровой комплект, автор стремился создать с его помощью условия для активизации творческих способностей всех участников процесса.
Методика, разработанная Марианной Фростиг, может использоваться в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста в образовательной, терапевтической и психолого-педагогической работе.
Марианной Фростиг и ее коллегами была разработана:
- Собственная целостная и междисциплинарная концепция целостной реабилитации детской личности (на которой составлены индивидуальные программы реабилитации и терапии)
- Составлена методика тестирования и диагностики уровня развития двигательных навыков ребенка «Тест моторного развития Фростиг»
- Составлена методика диагностики восприятия ребенка «Тест уровня развития визуального восприятия Фростиг»
Данный набор представляет собой широкое поле «общения» ребенка с деталями-манипулятивами под руководством воспитателя, психолога, учителя – дефектолога, логопеда.
Комплект «Пертра» состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок – основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены. В комплект поставки также входит инструкция по сборке и методические рекомендации с описанием упражнений и вариантов индивидуальной и групповой работы. В составе каждого чемодана от 100 до 1000 деталей. Содержимое каждого чемодана способствует решению различных развивающих и коррекционных задач.
Доска-основа – деревянное игровое поле с 28 отверстиями расположенными в 4 ряда по 7 отверстий в каждом.
Используется для игры со всеми деталями «Пертра»: отверстия по диаметру совпадают с диаметром выступающих частей любой детали.
На поверхности доски-основы можно укладывать элементы наборов, достраивать начатые узоры, повторять узоры, задавать их зеркальное изображение
Для этого нужно разделить пространство доски пополам (горизонтально, вертикально, по диагонали – в зависимости от задания).
Основа может располагаться на большом столе или прямо на ковровом покрытии на полу. Используется также в качестве крышки для чемодана.
Игровой набор № 1 Конструирование на плоскости (Konstruktion)
Состав набора:
• Комплект пластин с фигурными и прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне.
• Машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками.
• Фигурки людей со штырьками и без штырьков.
• Набор шариков.
Цели работы:
• Развитие пространственных представлений.
• Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
• Знакомство с различными видами линий.
• Развитие концентрации внимания.
Варианты индивидуальных игровых упражнений.
Работу начинают без использования фигур людей и машин
1.Построение дороги, узоров из линий, букв, цифр по образцу
2.Прослеживание пути по построенной дороге, дороге-лабиринту:
• движение взглядом;
• сопровождая движением;
• движение по дороге, дороге-лабиринту, линиям с использованием человечков, машин или бусин подходящего диаметра (игра «перевоз грузов»);
• прохождение дороги с закрытыми глазами, с последующим графическим воспроизведением;
• задания с использованием селектора.
Варианты движений
указательным пальцем правой (левой) руки;
«шажками», меняя указательный и средний пальцы сначала правой, а потом и левой руки;
одновременным движением указательных пальцев обеих рук в одну сторону, друг за другом «гуськом» с минимальным расстоянием между пальцами и со значительным расстоянием между пальцами;
одновременным движением указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг к другу из разных концов дороги;
одновременное движение указательных пальцев правой и левой рук навстречу друг другу, а затем в противоположные стороны;
На протяжении всего пути до встречи пальцев обеих рук направление их движения может несколько раз меняться.
Варианты коллективной игры
1. Двое детей строят четыре дороги, соединяющиеся в центре круга. Дети выбирают по два человечка и ставят их на противоположные стороны (по горизонтали или вертикали) в начало каждой из дорог. По сигналу дети берут в правую и левую руки по человечку и передвигают их по дороге одновременно к центральной части (в круг). Если кто-то сбился со своей дороги, то необходимо вернуться в начало пути.
2. Можно построить дорогу-лабиринт, в которой только 4 улицы-дороги приведут человечков к центру.
3. Один ребенок строит дорогу, другой должен проехать по ней на машине, а затем графически воспроизвести ее.
Игровой набор № 2 Классификация (Kllassifikator)
Состав набора:
• Маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других треугольник или круг разных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), оборотная сторона одноцветная.
• Равнобедренные треугольники (красный, синий, желтый, зеленый)
• Равнобедренные прямоугольные треугольники (красный, синий, желтый, зеленый).
• Большие квадраты (красный, синий, желтый, зеленый).
• Прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата.
• Прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата.
• Деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.
Цели работы:
• Восприятие фигур и форм.
• Формирование представлений о тождестве и симметрии.
• Формирование способности к классификации.
• Формирование представления о пространственных отношениях («лево и право», «верх и низ»).
• Развитие математических навыков (усвоение понятий «больше и меньше», «столько же», представления о количестве).
• Развитие пространственных отношений.
Варианты индивидуальных игровых упражнений.
1. Выкладывание фигур по зрительному образцу, составленному педагогом.
2. Определение на ощупь фигуры.
3. Собрать определенную фигуру согласно инструкции.
4. Собрать узор из геометрических фигур по зрительному
образцу.
5. Поиск сходств и отличий между выложенными фигурами.
6. Игры на развитие мыслительных операций
(классификация, закономерности, выбор лишней фигуры).
Варианты коллективной игры
Дети делятся на две команды (2-3 человека). Одна команда собирает узор из разных геометрических фигур, вторая – должна составить симметричный узор.
Пары одинаковых фигур помещают в два тканевых непрозрачных мешочка. Дети из разных команд по очереди должны найти одновременно обеими руками одинаковые фигуры в разных мешочках, назвать их и показать педагогу. За каждую правильную пару ребенку начисляется балл.
Вся доска-основа заполняется квадратами с изображенными на них парами фигур рубашками вверх. Игроки из разных команд по очереди открывают пары квадратов. Выигрывает т команда, которая откроет больше одинаковых пар.
Игровой набор № 3 Одинаковое и разное (Diskrimnation)
Состав набора:
• Бусины (шайбы, втулки и т. п.) разных цветов, размеров, форм.
• Деревянные стержни разной длины.
• Кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней.
• Шнуры.
Цель работы:
• Восприятие формы и цвета.
• Соотнесение и сравнение.
• Развитие способности к классификации.
• Развитие координации «глаз - рука»
• Формирование содружественных движений обеих рук.
• Развитие способности к копированию и воспроизведению.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
Отбор фигур по зрительному образцу.
Анализ, с последующим воспроизведением узора из фигур.
Составление узора из фигур по инструкции.
Построение пирамидки из фигур по зрительному образцу, по словесной инструкции, с учетом принципа построения.
Выстраивание на доске-основе узора симметричного данному.
Самостоятельное составление узора с последующим описанием.
Составление логических цепочек из фигур .
Шнуровка (нанизывание фигур на шнур в соответствии с заданным образцом, либо в соответствии с инструкцией педагога, замыслом самого ребенка).
Варианты коллективной игры
1 вариант
Дети делятся на две команды. Задание выполняется по схеме-инструкции. Один игрок команды выполняет по одному действию (нанизывает на шнур одну фигуру)
2 вариант
Два ребенка садятся друг к другу спиной. У одного ребенка завязаны глаза, перед ним лежит шнур с нанизанными бусинами разной формы. Перед вторым ребенком лежит пустой шнур и набор бусин разной формы, но одного цвета для нанизывания. Ребенок с завязанными глазами снимает одну бусину со шнура, ощупывает и описывает ее форму. Второй ребенок выбирает среди своих бусин такую же и нанизывает на шнур.
3 вариант
У детей завязаны глаза и на ощупь они пытаются определить форму бусин и нанизать ее на шнур.
Игровой набор № 4 Пространство и преобразования (Relation)
Состав набора:
• Деревянные шаблоны разных геометрических форм.
• Деревянные пластины со штырем для крепления на доске-основе.
• Воротца с большими и малыми отверстиями.
• Резинки с пробками на конце.
• Деревянные флажки с конусным штырьком.
Цель работы:
• Формирование представлений о форме.
• Развитие понимания пространственных отношений.
• Развитие координации движений пальцев.
• Формирование представлений о соотношениях.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
Повторение заданной фигуры.
Наложенные фигуры. Ребенок отгадывает фигуры путем наложения или при помощи зрения.
Пространственные узоры. Ребенок повторяет заданные узоры из деревянных флажков.
Соотнесение фигур по размеру.
Конструирование фигур по образцу и самостоятельно.
Варианты коллективной игры
Дети делятся на две команды по четыре человека. Игроки одной команды на левой стороне доски прокладывают шнур вокруг штырей. А игроки второй – повторяют получившийся образец.
Усложнить задание можно, добавляя на шнур бусины соответствующего цвета. Задача соперника – не только проложить шнур по образцу, но и провести бусину наперегонки с участником из другой команды.
Игровой набор № 5 От каракуль к каллиграфии (Grafomotorik)
Состав набора:
• Деревянные пластины с пазом на лицевой стороне и соответствующим пазу рисунком на оборотной стороне.
• Деревянные пластины-направляющие с желобом.
• Разноцветные фигурки машинок.
• Магнитный штифт.
• Резиновые ленты.
• Оргстекло.
Цель набора:
• Развитие пространственных представлений.
• Формирование графомоторных навыков, подготовка к обучению письму.
• Развитие концентрации внимания.
Вариант индивидуальных игровых упражнений
Построить извилистую дорожку, накрыть оргстеклом. При помощи магнитного штифта ребенок должен провести стальной шарик по дорожке.
Вариант коллективной игры
Двое игроков строят две дороги, соединяющиеся в центре круга. Каждый игрок кладет стальной шарик в начало дороги и накрывают оргстеклом. Побеждает тот, кто первым доведет свой шарик к центру.
Усложнить задание можно выполняя его левой рукой.
Игровой набор № 6 От хватания к схватыванию (Handgeschiklichkeit)
Состав набора:
• Доска-основа с 280 отверстиями.
• Деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе.
• Короткие и длинные штырьки.
• Цилиндры, прищепки, шайбы и бусины с отверстиями.
• Блоки, шнуры, резинки.
• Стальные шарики.
Цели работы:
• Развитие мелкой моторики.
• Развитие дифференцированных хватательных движений.
• Формирование представлений о числе.
• Формирование навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма.
• Развитие навыков счета и классификации.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
Тренировка ладонно-пальцевого захвата.
Тренировка захвата щепотью.
Тренировка пинцетного захвата.
Выполнение контура фигуры из резинок по образцу.
Боулинг.
Проведи шайбу.
Плетение косичек из шнура.
Вариант коллективной игры
1. Боулинг.
2. Хоккей.
3. Кто быстрее заплетет косичку.
4. На доске выкладывают по две шайбы разного цвета. Красная шайба служит для сбивания. Игроки по очереди бросают кубик и выбивают шайбу выпавшего цвета.
Игровой набор № 7 Начальные математические знания (Mathematik)
Состав набора:
• Неокрашенные дощечки с цифрами от 1 до 20.
• Планки желтого цвета для оценивания длины.
• Набор для построения числового луча.
• Рамки для числового луча.
• Ключ угловой.
• Стальные шарики.
• Кубики с точками и цифрами.
• Разноцветные штырьки с отверстиями в головке.
• Доска результатов (для проверки результатов умножения).
Цели работы:
• Формирование представлений о числе, множестве, составе числа.
• Развитие навыков сравнения и классификации.
• Развитие математических навыков (пересчет, выполнение вычислений, определение количества).
• Формирование представлений об арабских цифрах.
Варианты индивидуальных игровых упражнений
Выкладывание башенок из штырьков разного цвета под цифрами. Каждой цифре будет соответствовать башенка определенного цвета с соответствующим количеством штырьков.
Нанизывание разноцветных бусин на штырьки соответствующего цвета в количестве, указанном цифрой на выпавшем кубике.
Выкладывание лесенки из планок разного размера.
Измерение планок при помощи ленты.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Для работы с коллегами я выбрала комплект № 6 (От хватания к схватыванию)
С помощью элементов набора можно разделить педагогов на микрогруппы. Приглашать к себе коллег, у которых в руках: 1) кольцо, 2) цветная палочка, 3) цветной маленький штырек, 4) кегли.
Упражнение 1 «Нанизывание колец на шнур»
Цель: Удерживание деталей пальцами и надевание колец разной формы на шнур.
Упражнение № 2 «Нанизывание бусинок на цветные штырьки»
Вставьте длинные штырьки в отверстия и наденьте на них бусинки. На какую цифру поставили штырек, столько и бусинок необходимо нанизать. Цвет штырька должен соответствовать цвету бусинки.
Упражнение №3 «Упорядочение и пересчет»
Необходимо выставить штырьки с головками в отверстия от 1 до 10, надевая штырьки друг на друга. Пересчитать
Упражнение №4 «Перемещение шайбы между кеглями»
Расставьте кегли на доске-основе в разном порядке и пройдите шайбой между кеглями не зацепив их.
Упражнение№5 «Растягивание резинки пальцами»
Сделайте пожалуйста маленький красный треугольник. Для этого возьмите маленькие штырьки красного цвета и красную резинку. Вставьте штырьки в отверстия и пальцами растяните на них резинку.
Упражнение № 6 «Кегли»
Также с помощью этого игрового набора можно играть в кегли. Это способствует обучению дозирования усилий с шариком и диском.
Установим шнур вокруг доски – основы и расположим кегли в два ряда. Натягивая шнур, контролируем натяжение и отпускаем шайбу, которая должна сбить кегли, но при этом не улетев за пределы поля.
Детали из разных наборов можно использовать одновременно.
Рефлексия.
- Проведём заключительную часть нашего мастер-класса. Перед нами «Корзина». Наполним её плодами. Яблоки - символизируют работу нашего мастер-класса. Выразите своё отношение к работе нашего мастер-класса.
- Насколько для Вас была полезна эта работа? Выберите любое яблоко, напишите свои мысли, пожелания. Положите яблоки в корзину, можно озвучить написанное.
- Закончить работу нашего мастер-класса хотелось бы словами Бернарда Шоу:
«Если у Вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у Вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи…»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в средней группе по ФЭМП на тему «Веселая математика»
Конспект НОД по ФЭМП. Старшая, подготовительная группа. Обобщение знаний о геометрических фигурах
Конспект НОД по математическому развитию в средней группе
Пособие по ФЭМП. Младшая-средняя группа
Похожие статьи:
Рабочая программа предмета «Введение в математику» для младшего дошкольного возраста