Игра «Разноцветные шашки» для старших дошкольников
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Обучение правилам игр с цветными шашками
Задачи:
Развивать логику, память, связную речь, мелкую моторику
Обучать узнаванию силуэтов букв и их построению в заданном пространстве.
Воспитывать внимание, точность и аккуратность.
Закреплять знания цветов радуги их оттенков, понятия теплых, холодных и ахроматических цветов
Изучать или проверять знание букв русского алфавита.
Знакомить с разнообразием окружающего мира (названиями животных и птиц). Можно использовать имена детей, названия цветов, деревьев, рыб.
Возрастная категория:
Старшие – подготовительные группы (4 – 7 лет)
В зависимости от возраста детей игровые задачи можно усложнять или делать проще.
С младшими детьми можно брать разных героев и расселять их в городе на разных улицах в разных домах. Или брать один персонаж и путешествовать с ним (ходить в гости к друзьям) по разным подъездам дома (буквам) и разным этажам дома (цифрам).
Старшим детям можно давать задание самим построить букву и продиктовать другим детям ее построение, а потом проверить и подсказать тем, у кого сразу буква не получилась.
Пояснение:
Этой игре уже очень много лет. Она доказала на практике свою пользу и долговечность. Мы используем ее на занятиях по рисованию перед тем, как дети начнут рисовать или раскрашивать силуэты букв.
На доске можно начертить игровое поле, снабдив его буквами и цифрами и проигрывать задания вместе с детьми. Если доска магнитная, то к магнитам можно приклеить кружочки тех же оттенков, что и фишки у детей.
Не обязательно использовать какой-то принцип подбора последовательности цветов (только теплые, только холодные или ахроматические).
Можно выкладывать наши импровизированные фишки в любом порядке (придумывать свою последовательность «написания» букв).
Количество выбранных для игры букв может варьироваться в зависимости от возраста .
Материалы и оборудование:
Разноцветные крышечки от гуаши, коробка для крышечек.
Доска, расчерченная как шахматная, но с клетками примерно 5 сантиметров на 5 (потому, что крышечки от гуаши крупнее шашек и при выкладывании букв рисунок смещается).
Расчерченная доска может быть изготовлена из любого материала (у нас – линолеум). Буквы и цифры могут быть нарисованы или напечатаны.
Фигурки из киндер-сюрпризов (по одной или нескольким на каждого человека)
Ход игрового занятия:
Дети вынимают крышечки из коробок и раскладывают их на столе.
Дети рассматривают номера и буквы. Мы договариваемся что буквы – это названия улиц, а цифры – номера домов.
Берем фигурку (львенка, пингвинёнка, гномика или динозаврика) играем с ним. Где живет наш герой? Сначала педагог загадывает адрес и показывает на своей доске, помогает детям находить место расположения на их досках (А3, Б4, В1,Г 5, Д2) или другие варианты. Убедившись, что дети понимают задания, можно продолжать игру.
Играя, дети следуют инструкциям взрослого, не догадываясь, что у них должно впоследствии получиться.
Интересно составлять буквы, не меняя полностью фишки, а лишь переставляя некоторые из них. Если показать несколько примеров, то дети и сами могут придумать, как из П получить Н, переставив всего лишь одну фишку. Из Г можно сделать Т и наоборот. Из Б легко получится Ь.
1- буква П
Выкладываем крышечки по цветам:
Б1- красный, Б2 - оранжевый, Б3- желтый, В3 - зеленый, Г3 – голубой, Г2 - синий, Г1- фиолетовый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Полина, Петя, Паша, пантера, пони, петух, павлин.
2 - буква Г
Выкладываем крышечки по цветам:
Б1- красный, Б2 – оранжевый, Б3- желтый, Б4- зеленый, Б5- голубой, В5 – синий, Г5 – фиолетовый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Глеб, Галина, Гузель, Гарри, гиена, голубь.
3- буква Т
Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 – красный, Б2 – оранжевый, Б3 - желтый, Б4- белый, А4 – серый, В4 - черный
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого цвета перекладина буквы? (ахроматическая). Какие цвета у ножки? (теплые)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Толя, Тоня, Тимур, тапир, тигр, тушканчик, ткачик,
4 - буква М
Выкладываем крышечки по цветам:
А1, А2, А3, А4 – все оттенки зеленого цвета. Д1,Д2, Д3. Д4 – теплые цвета,
Б4, В4, Г3 – ахроматические цвета.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Маша, Марина, Миша, Макар, мамонт,
6 - буква Н
Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 -голубой , Б2-светло-зеленый, Б3 – розовый, Б4- желтый, Б5 – белый,
Г1- коричневый, Г2 –охра, Г3- фиолетовый, Г4- темно-зеленый, Г5 – черный, В3 – серый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Никита, Нина, носорог, нырок,
7 буква Б
Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 –голубой, Б 2 –светло-зеленый, Б3 - розовый, Б4- желтый, Б5- белый.
В1 - коричневый, В3- серый, В5- темно-зеленый
Г1-красный, Г2- охра. Г3- фиолетовый, Г5-черный
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Боря, Барби, барс, барсук, бегемот,
8 буква Е
Букву Б легко превратить в другую букву
Убираем Г2
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Егор, Елисей, Елена, енот,
9- буква Ь
С этой буквой играть не просто, но построить ее можно предложить самим детям.
10- буква У
11- буква Х
12- буква Ц
буква Р
буква С
Дети во время занятия
(подготовительная группа)
Рекомендуем посмотреть:
Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет
Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников
Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет
Игры на прогулке с детьми от 5 лет
Похожие статьи:
Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет
Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет
Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет
Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников
Логические задания для детей 5-6 лет в картинках