Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развивающая игра для детей дошкольного возраста 5-7 лет «Разноцветные шашки»

Игра «Разноцветные шашки» для старших дошкольников
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, руководитель изостудии ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
Обучение правилам игр с цветными шашками
Задачи:
Развивать логику, память, связную речь, мелкую моторику
Обучать узнаванию силуэтов букв и их построению в заданном пространстве.
Воспитывать внимание, точность и аккуратность.
Закреплять знания цветов радуги их оттенков, понятия теплых, холодных и ахроматических цветов
Изучать или проверять знание букв русского алфавита.
Знакомить с разнообразием окружающего мира (названиями животных и птиц). Можно использовать имена детей, названия цветов, деревьев, рыб.

Возрастная категория:
Старшие – подготовительные группы (4 – 7 лет)

В зависимости от возраста детей игровые задачи можно усложнять или делать проще.

С младшими детьми можно брать разных героев и расселять их в городе на разных улицах в разных домах. Или брать один персонаж и путешествовать с ним (ходить в гости к друзьям) по разным подъездам дома (буквам) и разным этажам дома (цифрам).

Старшим детям можно давать задание самим построить букву и продиктовать другим детям ее построение, а потом проверить и подсказать тем, у кого сразу буква не получилась.

Пояснение:
Этой игре уже очень много лет. Она доказала на практике свою пользу и долговечность. Мы используем ее на занятиях по рисованию перед тем, как дети начнут рисовать или раскрашивать силуэты букв.

На доске можно начертить игровое поле, снабдив его буквами и цифрами и проигрывать задания вместе с детьми. Если доска магнитная, то к магнитам можно приклеить кружочки тех же оттенков, что и фишки у детей.

Не обязательно использовать какой-то принцип подбора последовательности цветов (только теплые, только холодные или ахроматические).
Можно выкладывать наши импровизированные фишки в любом порядке (придумывать свою последовательность «написания» букв).

Количество выбранных для игры букв может варьироваться в зависимости от возраста .

Материалы и оборудование:

Разноцветные крышечки от гуаши, коробка для крышечек.
Доска, расчерченная как шахматная, но с клетками примерно 5 сантиметров на 5 (потому, что крышечки от гуаши крупнее шашек и при выкладывании букв рисунок смещается).

Расчерченная доска может быть изготовлена из любого материала (у нас – линолеум). Буквы и цифры могут быть нарисованы или напечатаны.

Фигурки из киндер-сюрпризов (по одной или нескольким на каждого человека)
Ход игрового занятия:
Дети вынимают крышечки из коробок и раскладывают их на столе.

Дети рассматривают номера и буквы. Мы договариваемся что буквы – это названия улиц, а цифры – номера домов.

Берем фигурку (львенка, пингвинёнка, гномика или динозаврика) играем с ним. Где живет наш герой? Сначала педагог загадывает адрес и показывает на своей доске, помогает детям находить место расположения на их досках (А3, Б4, В1,Г 5, Д2) или другие варианты. Убедившись, что дети понимают задания, можно продолжать игру.

Играя, дети следуют инструкциям взрослого, не догадываясь, что у них должно впоследствии получиться.

Интересно составлять буквы, не меняя полностью фишки, а лишь переставляя некоторые из них. Если показать несколько примеров, то дети и сами могут придумать, как из П получить Н, переставив всего лишь одну фишку. Из Г можно сделать Т и наоборот. Из Б легко получится Ь.

1- буква П

Выкладываем крышечки по цветам:
Б1- красный, Б2 - оранжевый, Б3- желтый, В3 - зеленый, Г3 – голубой, Г2 - синий, Г1- фиолетовый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Полина, Петя, Паша, пантера, пони, петух, павлин.

2 - буква Г

Выкладываем крышечки по цветам:
Б1- красный, Б2 – оранжевый, Б3- желтый, Б4- зеленый, Б5- голубой, В5 – синий, Г5 – фиолетовый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого она цвета? (всех цветов радуги по порядку)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Глеб, Галина, Гузель, Гарри, гиена, голубь.

3- буква Т

Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 – красный, Б2 – оранжевый, Б3 - желтый, Б4- белый, А4 – серый, В4 - черный
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Какого цвета перекладина буквы? (ахроматическая). Какие цвета у ножки? (теплые)
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Толя, Тоня, Тимур, тапир, тигр, тушканчик, ткачик,

4 - буква М

Выкладываем крышечки по цветам:
А1, А2, А3, А4 – все оттенки зеленого цвета. Д1,Д2, Д3. Д4 – теплые цвета,
Б4, В4, Г3 – ахроматические цвета.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Маша, Марина, Миша, Макар, мамонт,

6 - буква Н

Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 -голубой , Б2-светло-зеленый, Б3 – розовый, Б4- желтый, Б5 – белый,
Г1- коричневый, Г2 –охра, Г3- фиолетовый, Г4- темно-зеленый, Г5 – черный, В3 – серый.
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Никита, Нина, носорог, нырок,

7 буква Б

Выкладываем крышечки по цветам:
Б1 –голубой, Б 2 –светло-зеленый, Б3 - розовый, Б4- желтый, Б5- белый.
В1 - коричневый, В3- серый, В5- темно-зеленый
Г1-красный, Г2- охра. Г3- фиолетовый, Г5-черный
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Боря, Барби, барс, барсук, бегемот,

8 буква Е

Букву Б легко превратить в другую букву
Убираем Г2
Беседа:
Узнайте и назовите букву.
Словесная игра:
Придумайте имя девочки (мальчика) на эту букву, название животного (птицы) Например: Егор, Елисей, Елена, енот,

9- буква Ь

С этой буквой играть не просто, но построить ее можно предложить самим детям.

10- буква У


11- буква Х


12- буква Ц


буква Р

буква С


Дети во время занятия
(подготовительная группа)

Рекомендуем посмотреть:

Игры для развития визуального мышления у детей 5-7 лет Дидактическая игра по обучению грамоте старших дошкольников Дидактические игры на развитие внимания у детей 5 - 7 лет Игры на прогулке с детьми от 5 лет

Похожие статьи:

Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет

Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет

Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет

Словесные игры на спортивную тему для старших дошкольников

Логические задания для детей 5-6 лет в картинках

Участник №3 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 июня по 20 сентября 2019 года
Рисование цветов поэтапно с фото для 1-2 класса | Рисование декоративных букв с детьми 7-9 лет
Опубликовано: 2028 дней назад (4 июня 2019)
Просмотров: 3236
+15
Голосов: 15
Ольга Васильевна Яковлева # 4 июня 2019 в 13:51 +3
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Мне очень понравилась предложенная Вами игра! В игровой, увлекательной, интересной форме дети закрепляют многие понятия (цветов, букв и др.) Дети обучаются играя, а это самое главное! Спасибо за идею! Дальнейших творческих успехов! голос
Ольга Станиславовна Средина # 4 июня 2019 в 17:22 +3
Ольга Васильевна, здравствуйте!
Да, эта игра получилась многофункциональной. Дети на занятиях по рисованию разговаривают немного, а здесь получают возможность и порассуждать и предлагать варианты и даже становиться ведущими.
Благодарю Вас за первый отклик и голос!
Ирина Николаевна Кириллова # 7 июня 2019 в 21:49 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Классная игра! Прекрасное дополнение к изучению букв, решающее много развивающих и познавательных задач. Спасибо за идею, с которой я познакомилась только сейчас. Пособие поможет родителям, воспитателям в игровой форме обучить чтению, если его немного преобразовать. С удовольствием отдаю Вам голос и желаю творческих успехов!
Ольга Станиславовна Средина # 8 июня 2019 в 20:24 +1
Здравствуйте, Ирина Николаевна!
Игра "Разноцветные шашки" у нас уже давно в изостудии "проживает". Эти доски, правда, сначала использовались для других игр. А потом я их "приватизировала". smile
Елена Геннадьевна Бонь # 14 июня 2019 в 15:57 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Замечательная игра в разноцветные шашки. Доступно изготовить, интересно играть обучаясь. Удачи в конкурсе! Творческих успехов" С удовольствием голосую!
Ольга Станиславовна Средина # 3 сентября 2019 в 19:37 +1
Елена Геннадьевна. здравствуйте!
Благодарю Вас за отклик!
Вера Валерьевна Павлова # 4 сентября 2019 в 21:03 +2
Ольга Станиславовна!
Вы как всегда удивляете своими интересными и практическими наработками, щедро делясь ими с коллегами!
Материал для Вашей игры "Разноцветные шашки" просто находка для тех. кто любит играть с увлечением!
Так просто, понятно, но тем не менее функционально и просто увлекательно можно закреплять знание букв и ориентировку. Восхищена!
Вы представили каким образом можно соединить в игре ИЗО, ФЭМП, грамоту и развивать психические процессы у подготовишек и дошкольников.
Самое главное, что такую игру может изготовить ЛЮБОЙ педагог причем самостоятельно.
Все задачи Вами решены, цель достигнута, предложены разнообразные варианты букв и заданий, все ВЕЛИКОЛЕПНО!
ОБЯЗАТЕЛЬНО возьму себе на вооружение и применю в своей работе.
Вы - МАСТЕР своего направления и передаете опыт коллегам!
БРАВО! За Ваше творчество и умение преподнести опыт работы.
Желаю Вам успехов и вдохновения! Радуйте коллег своими новыми идеями!
Мой ГОЛОС безусловно для Вас!
Ольга Станиславовна Средина # 7 сентября 2019 в 17:14 +1
Вера Валерьевна,здравствуйте!
Благодарю Вас за отклик и голос!
Тамара Михайловна Лавренко # 14 сентября 2019 в 09:38 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Очень интересный материал для заявленного детского возраста! Отличное дополнение к изучению букв, решающее много развивающих и познавательных задач. Игра в разноцветные шашки поможет родителям и воспитателям в игровой форме обучить детей знанию букв, закрепить знания о цвете. Желаю творческих успехов! Примите мой голос!
Ольга Станиславовна Средина # 14 сентября 2019 в 19:19 +2
Здравствуйте, Тамара Михайловна!
Благодарю Вас за отклик. В нашем детском саду обучение грамоте по кубикам Зайцева идет со средней группы, так что с буквами знакомы уже четырехлетние дети, в старшей многие умеют читать. а в подготовительной группе дети не только довольно бегло читают, но и сами подписывают рисунки, если мы работаем не в альбомах, а на отдельных листах. Так что изучение букв в этой игре - не главная цель, а вспомогательная.
Благодарю Вас за внимательное прочтение материала и ГОЛОС!
Марина Николаевна Власюк # 16 сентября 2019 в 16:10 +3
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Отличная игра, развивающая внимание и память, усидчивость, цветовое восприятие, что важно при подготовке детей к школе. Вы правы, можно придумать разные варианты этой игры, все зависит от творчества и воображения педагога. При изобилии развивающих игр в магазинах, всегда ценны авторские дидактические игры, сделанные своими руками и с душой! Примите мой голос!
Ольга Станиславовна Средина # 17 сентября 2019 в 19:31 +2
Здравствуйте, Марина Николаевна!
Действительно, игры, придуманные и сделанные педагогами несут в себе особую теплоту и изюминку. А если игры вместе с детьми создавались - это еще ценнее. Мои игры я придумывала и делала каждый новый учебный год, постепенно увеличивая их диапазон. Не знаю, сколько еще буду работать в ДОУ, но хочется успеть передать свой опыт молодым педагогам. Я уже много лет веду МО по изодеятельности и всегда с удовольствием делюсь с коллегами всеми своими идеями. Вот теперь и здесь, на сайте, можно мастер-классы выкладывать. Это вдохновляет!
Лариса Борисовна Бугакова # 17 сентября 2019 в 15:32 +2
Интересный материал.Прекрасное дополнение к изучению букв как на уроке,так и внеклассных занятиях.Поэтому можно использовать и в школе, и дома,и в дс. Действительно,многофункциональное пособие.Голос!
Ольга Станиславовна Средина # 17 сентября 2019 в 19:34 +2
Лариса Борисовна, здравствуйте!
Благодарю Вас за отклик!
Это простой материал, но играть с ним интересно. Главное - как задачу поставишь, как к ней подведешь. Я всегда какой-нибудь персонаж использую(в данном случае- игрушку), сюжет придумываю. И дети "включаются". А часто и сами что-то начинают обыгрывать, сочинять.Жаль, записывать не успеваю.
Елена Владимировна Иванова # 18 сентября 2019 в 12:52 +3
Ольга Станиславовна, добрый день!
Очень интересная и полезная игра, сделанная своими руками. ( причем, как я заметила, у вас на всю группу). Время, проведенное за игрой, не пройдет даром, ребята разовьют свои способности.
Вы представили разные варианты игры, по выбору педагога можно использовать ту или иную, подгоняя под ситуацию. Ваш опыт обязательно пригодится. Спасибо! Голосую.
Ольга Станиславовна Средина # 18 сентября 2019 в 18:44 +2
Здравствуйте, Елена Владимировна!
Спасибо за отклик и голос. Мы в детском саду работаем с детьми, разделяя их на подгруппы. Получается примерно по двенадцать человек. Вот и количество игровых комплектов тоже двенадцать. Есть и дополнительные четыре места. (и запасные комплекты). Когда дети в какой-либо группе начинают болеть, то могут прийти всей небольшой компанией.
Юлия Дмитриевна Арчвадзе # 20 сентября 2019 в 18:20 +3
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
Мне очень понравилась предложенная Вами игра! Увлекательно, интересно. Дети обучаются играя, а это самое главное!Желаю творческих успехов и вдохновения! Голос!
Ольга Станиславовна Средина # 21 сентября 2019 в 13:21 0
Юлия Дмитриевна, здравствуйте!
Согласна с Вами: все обучение быстрее и качественнее проходить во время игр, с использованием игровых ситуаций и игрового материала.
Не всем нашим задачам можно найти готовые игровые пособия. поэтому приходится что-то изобретать и изготавливать самостоятельно.
Ольга Владимировна Перковская # 20 сентября 2019 в 20:47 +1
Ольга Станиславовна, здравствуйте. Считаю, что вами разработана универсальная игра для ребят. Действительно, что она проста в обращении и понятна для ребят, но польза может быть существенная. Развивается кроме логики и память, связная речь, мелкая моторика.
Спасибо большое за приглашение. Удачи.
Ольга Станиславовна Средина # 21 сентября 2019 в 13:23 0
Ольга Владимировна, здравствуйте!
Благодарю Вас за анализ предложенного мной материала и одобрительный комментарий!
детям игра нравится, а педагогам между тем приносит ощутимую пользу.
Мария Анатольевна Гановичева # 21 сентября 2019 в 08:32 +1
Здравствуйте, разработка интересная. У меня сразу заработало воображение, как бы я разложила фишки для букв. Не ожидала, что такое маленькое поле из 25 клеток позволяет написать все буквы алфавита. Понимание принципа построения буквы поможет детям в их изображении и придумывании собственных графических конструкций. Интересно и то, что в игровой форме можно закреплять цветовые сочетания, обогащать словарный запас детей и развивать мыслительные умения. Ведь, чтобы найти клетку по ее "адресу" А5, нужно сопоставлять и даже в некоторой степени анализировать игровое поле. Голосую за Вас!
Ольга Станиславовна Средина # 21 сентября 2019 в 13:19 0
Мария Анатольевна, здравствуйте!
Благодарю вас за внимательное прочтения и анализ предложенной мной игры.
Игровое поле изготовлено, можно сказать, из бросового материала. Это линолеум. По нему видно, что поле рабочее. Оно сначала использовалось для других игр, которые в нашем детском саду были изготовлены. когда мы работали по программе "Развитие"
Но времена изменились, программы сменились, а игровые поля остались. Я решила использовать их на своих занятиях. Запасы разноцветных крышечек от гуаши как раз и пригодились. Мы на них обычно устанавливали поделки из пластилина.