Мастер-класс с пошаговыми фото для дошкольников «Бабочки. Монотипия»
Средина Ольга Станиславовна, воспитатель, ЦРР МДОУ №1 «Медвежонок» г. Юрюзань Челябинская обл.
Цель:
создание творческой работы
Задачи:
- собрать коллекцию интересных сведений о бабочках и познакомить с ними дошкольников
- обучать приемам создания рисунков способом отпечатывания гуашью
- развивать мелкую моторику рук,
- совершенствовать глазомер, композиционные навыки, чувство цветовой гармонии
- стимулировать любознательность, фантазию и воображение
Материалы:
- бумага формата А4 белая или цветная, гуашь, кисти, ватные палочки.
Возрастная аудитория:
Дошкольники, школьники младших классов
Вступление:
Монотипия – интересный и своеобразный вид художественного творчества. Она похожа и на живопись и на эстамп. Краска наносится на гладкую поверхность и переносится с нее на бумагу, либо с бумаги на бумагу. Отпечатывается только достаточно жидкая краска. Из-за этой особенности монотипия стала популярной не только у взрослых художников. Ей с удовольствием занимаются и дети – непоседы.
Можно делать оттиск целого произведения или создавать симметричные изображения. Мы попробуем второй вариант. Для него нужно складывать лист бумаги вдвое. На получившейся «книжечке» и нужно работать.
Самым маленьким можно предложить хаотичное накладывание красок и отгадывание и дорисовывание получившихся при складывании «картинок»
Дети постарше могут работать в этой технике более осмысленно и целеустремленно.
СИММЕТРИЯ. Об этом необходимо предварительно поговорить и порассуждать с детьми. Мы выясняем, что человек – симметричен. У нас две руки, две ноги, два глаза, два уха. Где еще в природе можно встретить симметрию? Листья, цветы, бабочки – симметричны. У животных тоже, как и у человека, парные конечности, глаза, уши.
Наш объект для творчества – бабочки. Но, прежде чем мы займемся монотипией, надо с объектом творчества познакомиться поближе.
Рассмотрим, что есть у каждой бабочки, из чего состоит ее тельце.
Не менее интересна и жизнь бабочки
Вот она вся - на одной фотографии:
Можно просто полюбоваться необычными, редкими бабочками.
Их иногда можно встретить в театрах бабочек, гастролирующих по стране.
Но не каждому везет подержать в руках этих красавиц.
На фотографиях мы можем рассмотреть узоры на крыльях, не трогая, не пугая их.
Ход работы:
Первый вариант
теплые цвета
Складываем лист пополам короткими сторонами прямоугольника. Проглаживаем сгиб.
Работаем все время на одной стороне листа. Она будет основной. Для правшей удобнее основной стороной считать правую половинку. Для детей 3-4 лет можно наметить половинку изображения карандашом. Дети постарше могут уже поэтапно повторять за преподавателем этапы рисования.
Рисуем большое крыло.
Отпечатываем крыло. Делаем это достаточно быстро, чтобы гуашь не успела высохнуть. Консистенцию лучше сразу определить и проверить. Слишком жидкая краска не даст четкости рисунка. А лужи нам не нужны.
Быстро отпечатав большое крыло, тут же рисуем маленькое. Обращаем внимание детей на то, что все крылья крепятся в одном месте. Частой ошибкой при рисовании бабочек бывает изображение крыльев отдельно друг от друга. Маленькие крылья получаются при этом на брюшке.
Отпечатав все крылья, намечаем пятна основного цвета на них. Переносим изображение. При складывании гуашь просвечивает. Можно просто прихлопывать лист в этих местах. Можно ладонью сдвигать краску в нужном направлении. При отпечатывании крыльев сдвигать краску лучше к середине. Так их форма не расплывется и будет лучше читаться.
Начинаем добавлять второй цвет. Наносим его на нижнее, маленькое крыло. Для того, чтобы краска лучше переносилась, второе крыло можно пройти чистой влажной кистью.
Добавляем мазки или пятна произвольной формы и на верхние крылья. Отпечатываем.
Подключаем волнистые линии. Отпечатываем их.
Добавляем контрастный цвет.
Заканчиваем рисунок. Рисуем и отпечатываем голову, туловище и усики. Для этого краску набираем погуще.
Бабочка готова.
Второй вариант
Холодные цвета
Этот вариант немного отличается от первого. Мы начнем изображать бабочку не с крыльев, а с туловища. Нарисуем и отпечатаем голову, усики, грудь, брюшко
Чтобы нарисовать большие крылья ведем линию от груди в верхний угол листа, поворачиваем, ведем линию вниз и возвращаемся к исходной точке. Эта линия может быть плавной или волнистой. Мы же не конкретную бабочку изображаем, а сказочную, волшебную.
Маленькие крылышки тоже начинаем из одной точки рисовать и возвращаемся к началу рисования.
Вводим дополнительные цвета. Рисуем пятна на одной стороне листа и переводим их на другую сторону.
Усиливаем контраст. Продолжаем работать холодными цветами.
Добавляем немного теплого цвета, экспериментируем. Отпечатываем и фантазируем.
Подключаем ватные палочки и ставим с их помощью отпечатки на крыльях. Кисточкой рисуем линии.
Отпечатываем. При этом точки превращаются в капельки. Это в том случае, если приглаживать листок со сдвигом, а не пристукивать плашмя.
Черным цветом подчеркиваем края и отпечатываем.
Добавляем мелкие прожилки и тоже отпечатываем.
Бабочка готова.
Детские работы:
(старшие – подготовительные группы)
Литературное приложение:
Интересные факты о бабочках. (сведения из интернета)
1. У самой маленькой бабочки, ацетозии, размах крыльев — всего около 2 миллиметров. У самой большой, тизании агриппины — до 28 миллимеров.
2. Бабочки, как и слоны, питаются с помощью хобота. Точнее, хоботка (см. интересные факты о слонах).
3. Всего в мире существует около 165 тысяч видов бабочек и мотыльков. Да-да, именно тысяч! Причём большинство из них предпочитает вести ночной образ жизни.
4. Бражники, ночные мотыльки, умеют подвывать на волчий манер. Это воющее жужжание имитирует таковое у пчелиной матки, что позволяет бражнику беспрепятственно пробраться в пчелиный улей и полакомиться мёдом, который составляет изрядную долю его рациона.
5. Бабочки водятся на всех материках, кроме Антарктиды
6. Глаза бабочки состоят более чем из тысячи фасеточных элементов каждый.
7. Рецепторы, отвечающие за вкус, находятся у бабочек на лапках.
8. Некоторые виды бабочек за свою жизнь, весьма короткую, откладывают более тысячи яиц, из которых затем вылупляются гусеницы.
9. Бабочками охотно питаются многие другие виды, например, птицы и хамелеоны
10. Самые северные из бабочек обитают менее, чем в тысяче километров от Северного полюса, на принадлежащем Канаде острове королевы Елизаветы.
11. В Китае, Индии и некоторых странах Южной Америки население не гнушается употреблять бабочек в пищу.
12. Некоторые виды бабочек могут развивать во время полёта скорость свыше 60 км/ч, за минуту полёта покрывая расстояние равное двадцати-тридцати тысячам длин их собственного тела.
13. Большинство бабочек боится воды, но, например, сиреневая пяденица может спокойно вынырнуть, если случайно упадёт в воду, отряхнуться и полететь дальше.
14. Бабочки-монархи разбираются в лекарственных растениях и умеют применять их в медицинских целях, если помощь требуется их потомству.
15. У бабочек отсутствует такой орган, как сердце.
16. Бабочки различают всего три цвета — красный, жёлтый и зелёный.
17. Существуют и бабочки-вампиры, питающиеся так же, как это делают комары — калиптра эустригата. Впрочем, кровью питаются только самцы, самки же предпочитают растительную пищу.
18. Скелет бабочки, точнее, экзоскелет, находится не внутри её тела, а снаружи. Все внутренние органы находятся внутри него.
19. Бабочка-капустница очень плодовита. Если бы всё потомство хотя бы одной капустницы выживало, за сезон на свет появилось бы столько её потомков, что они весили бы втрое больше, чем все люди на Земле, вместе взятые.
20. В Китае бабочки считаются символом любви и влюблённых.
Рекомендуем посмотреть:
Монотипия. Мастер-класс с пошаговыми фото
Рисование «Бабочки по трафарету» в детском саду поэтапно с фото
Нетрадиционное рисование меловой крошкой в начальной школе. Пошаговый мастер-класс с фото
Рисование бабочки с детьми 6-7 лет поэтапно с фото
Похожие статьи:
Мастер-класс. Пейзажная монотипия