Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Настольно-печатные игры «Нюансы и контрасты» для дошкольников своими руками

Настольно-печатные игры «Нюансы и контрасты»
Первая часть находится здесь https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/nastolno-pechatnye-igry-nyuansy-i-kontrasty-1-chast.html
Цель:
Ознакомление в игровой форме с законами цветоведения

Задачи:
Закреплять знания цветов радуги их оттенков, понятия о родственных и контрастных, теплых, холодных, хроматических и ахроматических цветов
Развивать логику, память, мелкую моторику и навыки чтения
Обучать узнаванию идентичных силуэтов в разной цветовой гамме
Воспитывать внимание, точность, аккуратность.
Знакомить с разнообразием окружающего мира
Изучать породы собак, диких животных, птиц, динозавров, головные уборы и многое другое.
Тренировать цветовое зрение

Цитата из интернета:
Термин «контраст» обозначает резкую противоположность сторон.

Нюанс означает едва заметные, незначительные отличия предметов по каким-либо свойствам.

Ахроматические (не цветные) цвета - это белый, черный и все оттенки серого

Возрастная категория:
Средние – подготовительные группы детского сада
В зависимости от возраста детей игровые задачи можно усложнять или делать проще.
Старшим, читающим детям можно давать задание пошагово: взять сначала одну конкретную карточку, потом другую, третью. При этом ребенок сначала читает название на большой карте, а потом ищет соответствующий силуэт среди разрезных маленьких карточек и закрывает его. Дети могут играть не только на занятиях, но и в свободное от них время, индивидуально, парами, в группах. На занятиях дети, выполнив одно задание, могут меняться друг с другом играми или комплектами маленьких карточек, усложняя себе задание.
С младшими детьми можно предварительно изучать названия видов динозавров и пород собак, рассматривать предварительно плакаты с их фотографиями или реалистичными изображениями

Материалы и оборудование:
Коробочки с играми. В каждой – комплект из больших и маленьких карточек с названиями и без.
Игра сделана по принципу лото. В комплекте большие карточки (20 см на 20 см.), разделенные линиями на девять квадратов и маленькие карточки (9 штук)
Ход игрового занятия:
Знакомясь с условиями игры, дети сначала выкладывают маленькие карточки на черно-белые карточки, потом выкладывают на цветной контрастный, яркий фон. Самое сложное задание – найти и разложить слабо различимые, близкие по цвету изображения.
Иры могут включаться в ход занятия или проходить вне его. Но обучение начинается на занятии. Освоив принцип подбора изображений, дети могут играть самостоятельно.
У некоторых игр другие правила игры. Они обговариваются особо.
1 ИГРА – ДИНОЗАВРИКИ (красно-зеленые оттенки)

Для игры с динозавриками выбран контраст красных и зеленых оттенков.

Девять динозавриков - это стегозавр, тираннозавр, трицератопс, плезиозавр, птеранодон, эдафозавр, целофиз, эратозавр, брахиозавр.

Конечно, могут быть и другие динозавры выбраны. Но эти показались нам наиболее выразительными. Несколько карточек с силуэтами на нейтральном сером фоне с названиями.
Цветные карточки можно использовать в двух вариантах. Можно собирать зеленые карточки на зеленом фоне

Можно красные карточки на зеленом фоне выкладывать
Или зеленые на красном фоне искать.
Зеленые динозаврики на зеленом фоне как бы прячутся, а на красном – вырываются вперед, даже пугают.
Малышам названия динозавров узнавать необязательно, а с силуэтами они с удовольствием играют.


Для изготовления игр были использованы трафареты

2 ИГРА – СОБАКИ (черно-белый вариант)

Для собак выбраны такие породы, как пудель, дог, такса, болонка, лайка, борзая, доберман, скотч-терьер и сенбернар.

В этом варианте все части игры черно-белые и серые различных оттенков. Маленькие карточки для игры тоже выполнены в трех вариантах – белые, серые и черные.

Они проклеены широким скотчем.

Фигурки собак изображены в масштабе, чтобы детям было легче ориентироваться, ведь такса гораздо мельче сенбернара.


3 ИГРА – СОБАКИ ( цветной вариант)

Эта игра устроена по другому принципу.

Силуэты собак вырезаны из цветной бумаги парами. То есть каждая порода повторяется дважды. Но наклеены эти одинаковые породы каждая на свой фон. Поэтому искать близнецов нужно ориентируясь только на силуэты, поскольку фон постоянно путает и сбивает игроков.

И еще одна особенность этой игры заключена в том, что все цвета (и картон основных карточек и цветная бумага для силуэтов животных) – теплых оттенков.


4 ИГРА – головные уборы (черно-белый вариант)

Для этой игры выбраны узнаваемые силуэты головных уборов. Это колпак, корона, косынка, цилиндр, шляпа, капор, ушанка, кокошник и кепка.


Игра выполнена в трех вариантах. И основные карточки, и разрезные - белые черные или серые, Маленькие квадратики тоже серые, белые и черные.

По такому же принципу можно и обувь, например, изучать, выполняя и художественные задачи. Да и многое другое. Когда игра многофункциональна, она приносит пользу не на одном занятии и не одному поколению детей.

Пояснение:
Эти игры применяются на занятиях в нашей изостудии много лет. Чаще всего на тематических занятиях, на развлечениях. Коробочки с играми мы раскладываем за отдельными столиками, и дети, раньше других завершившие рисунок, подходят к ним или рисуют за мольбертами цветными мелками.

Иногда мы устраиваем игровые дни. Это бывает в каникулярное время (например, в январе). Тогда дети приходят в изостудию не рисовать, а играть. На столах и столиках располагаются все наши игры и дети, пересаживаясь с парты на парту, могут выбирать темы.

Рекомендуем посмотреть:

Сказка о цветоведении для детей 5 - 10 лет Цвет - основа языка живописи Сказка по цветоведению для детей дошкольного возраста Сказка по цветоведению для детей 5-8 лет
Настольно-печатные игры по цветоведению для детей «Нюансы и контрасты» | Декоративное рисование для школьников младших классов поэтапно с фото. Кошка
Опубликовано: 740 дней назад (8 сентября 2019)
Просмотров: 637
+9
Голосов: 9
Екатерина Александровна Симанова # 8 сентября 2019 в 11:17 +5
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
Очень интересные игры не только для ИЗО-студий, но и для учеников начальных классов на уроках изобразительного искусства и технологии. Так как помогают не только проверить знание цветов радуги, оттенков, но и научат детей различать цвета и оттенки. Возьму на заметку данный материал.
Спасибо за публикацию.
Ольга Станиславовна Средина # 8 сентября 2019 в 11:20 +2
Екатерина Александровна, здравствуйте!
Очень рада первому отклику на публикацию. Эти игры живут в нашей изостудии уже много лет и во всем себя оправдали. А то, что они многофункциональные - это правда! Можно разные темы брать и этот принцип использовать. Количество игроков и количество карточек тоже может быть разным. А принцип лото понятен и малышам и более взрослым детям.
Ирина Николаевна Кириллова # 8 сентября 2019 в 14:18 +4
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Мне очень понравились все Ваши игры. Прекрасный материал на занятиях по ИЗО и для самостоятельных игр детей. Интересная задумка. Большое разнообразие и много дополнительных силуэтов. Дети не только изучают законы цветоведения, но и знакомятся с разными видами динозавров и других животных. С удовольствием голосую за Ваше творчество!
Ольга Станиславовна Средина # 8 сентября 2019 в 17:04 +1
Ирина Николаевна, здравствуйте!
Я рада, что Вы оценили мои игры.
Думаю, кого-то они подтолкнут к похожим решениям. Я начинала их придумывать давно. Первые были статичными. Просто книжки с разноцветными страничками. Часть игровых заданий была опубликована в газете "Дошкольное образование".
Там, тренируя цветовое зрение, нужно было находить половинки разрезанных изображений (Листьев, бабочек, жуков). Дети играли, пользуясь своими пальчиками. К каждому задание было в стихах или сказка.
Были у меня и объемные игры. Жаль, нельзя печатать здесь то, что где-то уже было опубликовано.
Тамара Михайловна Лавренко # 8 сентября 2019 в 15:45 +3
Добрый день,Ольга Станиславовна! Замечательная и полезная публикация! Занятия по цветоведению очень актуальны. Дети во время игры по цветоведению изучают и запоминают силуэты животных,их форму и размеры,что очень важно для развития художественных навыков и умений. Вы, как всегда, ищите новые инновационные формы работы с детьми.Очень нужный и полезный материал! Желаю Вам новых творческих идей. Примите голос №3
Ольга Станиславовна Средина # 8 сентября 2019 в 17:07 +2
Тамара Михайловна, здравствуйте!
Рада, что вы заглянули на огонек.
Мне важно мнение всех коллег, но особенно - профессионалов. Начав работать с дошкольниками в далеком 1991 году, я поняла, что в обучении дошколят не обойтись без игр. А вот такой интересной настольно-печатной продукции тогда было очень мало. Да и сейчас дефицит ощущается. Поэтому то, что мне было нужно, пришлось делать своими руками.
Ольга Васильевна Яковлева # 8 сентября 2019 в 18:25 +4
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Интересная игра и идея! Спасибо за материал! Творческих успехов! голос
Нарунж Максудовна Рамазанова # 10 сентября 2019 в 11:46 +1
Спасибо за познавательное занятие. Творческих успехов!
Вера Валерьевна Павлова # 10 сентября 2019 в 20:26 +1
Ольга Станиславовна!
Вы представили интересную и познавательную игру для дошкольников "Нюансы и контрасты"
Вначале пояснили термины "Нюанс", "Контраст", пояснили игровые задачи. Потом Вы предложили вариант игры с динозавриками. подробно описав ход игры; второй вариант про собак был в черно - белом варианте; третий вариант меня оЧЕНЬ впечатлил, игра "парочки" в цветоведении получилась увлекательной и интересной, тренируя внимание и логику дошкольников; четвертый вариант про головные уборы тоже интересен. На основе Ваших игр можно самостоятельно придумать и свои игры на разные темы по лексическим темам. Спасибо за то, что делитесь своими разработками с коллегами. Желаю Вам творческих успехов! Мой ГОЛОС для Вас.
Ольга Станиславовна Средина # 22 сентября 2019 в 17:28 +1
Вера Валерьевна, здравствуйте!
Всегда с удовольствием читаю Ваши подробные ответы. Чувствуется, что Вы не просто просматриваете очередной материал, а пропускаете его через себя, анализируете и очень толково пишите комментарии.
Благодарю Вас за поддержку!
И за ГОЛОС!
Людмила Александровна Козырева # 10 сентября 2019 в 23:01 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна! Вторая часть игр также интересна и познавательна. Дети, играя, могут познавать удивительное разнообразие красок и оттенков окружающего мира, учиться видеть их. Видеть не только разноцветье, но и разнообразие форм. Спасибо Вам за то, что щедро делитесь своим интересным опытом. Жаль, что мы не увидим Ваши, опубликованные ранее, уверена, не менее интересные идеи. Желаю Вам новых творческих находок и победы в конкурсе. Голос!
Ольга Станиславовна Средина # 22 сентября 2019 в 17:31 +1
Людмила Александровна, здравствуйте!
Рада Вашему визиту и отклику!
Я думаю, что в подписках и интернет -версиях можно найти мои статьи. Если получится, я пришлю их Вам на почту!
Татьяна Юрьевна Суховерша # 15 сентября 2019 в 13:54 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна!
С большим интересом ознакомилась с настольно-печатными играми по цветоведению «Нюансы и контрасты». Отличная идея, замечательная работа. Все подробно, понятно, доступно и очень красиво. Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Мира Симеунович # 21 сентября 2019 в 19:07 +2
Здравствуйте, Ольга Станиславовна. Спасибо за продолжение публикации о нюансах и контрастах, посвящённой изучению цветов с детьми в игровой форме. Дети играют силуэтами динозавриков или собак, закрепляя знания о родственных и контрастных цветах, развивая логику, точность, аккуратность. Вы знакомите их с разнообразием и богатством окружающего мира, тренируя их цветовое зрение. Вы очень талантливый педагог! Посылаю голос Вашей креативности! Успехов!
Ольга Станиславовна Средина # 22 сентября 2019 в 17:54 0
Коллеги, благодарю всех за комментарии!