Настольно-печатные игры «Нюансы и контрасты»
Первая часть находится здесь
https://ped-kopilka.ru/blogs/olga-stanislavovna-sredina/nastolno-pechatnye-igry-nyuansy-i-kontrasty-1-chast.html
Цель:
Ознакомление в игровой форме с законами цветоведения
Задачи:
Закреплять знания цветов радуги их оттенков, понятия о родственных и контрастных, теплых, холодных, хроматических и ахроматических цветов
Развивать логику, память, мелкую моторику и навыки чтения
Обучать узнаванию идентичных силуэтов в разной цветовой гамме
Воспитывать внимание, точность, аккуратность.
Знакомить с разнообразием окружающего мира
Изучать породы собак, диких животных, птиц, динозавров, головные уборы и многое другое.
Тренировать цветовое зрение
Цитата из интернета:
Термин «контраст» обозначает резкую противоположность сторон.
Нюанс означает едва заметные, незначительные отличия предметов по каким-либо свойствам.
Ахроматические (не цветные) цвета - это белый, черный и все оттенки серого
Возрастная категория:
Средние – подготовительные группы детского сада
В зависимости от возраста детей игровые задачи можно усложнять или делать проще.
Старшим, читающим детям можно давать задание пошагово: взять сначала одну конкретную карточку, потом другую, третью. При этом ребенок сначала читает название на большой карте, а потом ищет соответствующий силуэт среди разрезных маленьких карточек и закрывает его. Дети могут играть не только на занятиях, но и в свободное от них время, индивидуально, парами, в группах. На занятиях дети, выполнив одно задание, могут меняться друг с другом играми или комплектами маленьких карточек, усложняя себе задание.
С младшими детьми можно предварительно изучать названия видов динозавров и пород собак, рассматривать предварительно плакаты с их фотографиями или реалистичными изображениями
Материалы и оборудование:
Коробочки с играми. В каждой – комплект из больших и маленьких карточек с названиями и без.
Игра сделана по принципу лото. В комплекте большие карточки (20 см на 20 см.), разделенные линиями на девять квадратов и маленькие карточки (9 штук)
Ход игрового занятия:
Знакомясь с условиями игры, дети сначала выкладывают маленькие карточки на черно-белые карточки, потом выкладывают на цветной контрастный, яркий фон. Самое сложное задание – найти и разложить слабо различимые, близкие по цвету изображения.
Иры могут включаться в ход занятия или проходить вне его. Но обучение начинается на занятии. Освоив принцип подбора изображений, дети могут играть самостоятельно.
У некоторых игр другие правила игры. Они обговариваются особо.
1 ИГРА – ДИНОЗАВРИКИ (красно-зеленые оттенки)
Для игры с динозавриками выбран контраст красных и зеленых оттенков.
Девять динозавриков - это стегозавр, тираннозавр, трицератопс, плезиозавр, птеранодон, эдафозавр, целофиз, эратозавр, брахиозавр.
Конечно, могут быть и другие динозавры выбраны. Но эти показались нам наиболее выразительными. Несколько карточек с силуэтами на нейтральном сером фоне с названиями.
Цветные карточки можно использовать в двух вариантах. Можно собирать зеленые карточки на зеленом фоне
Можно красные карточки на зеленом фоне выкладывать
Или зеленые на красном фоне искать.
Зеленые динозаврики на зеленом фоне как бы прячутся, а на красном – вырываются вперед, даже пугают.
Малышам названия динозавров узнавать необязательно, а с силуэтами они с удовольствием играют.
Для изготовления игр были использованы трафареты
2 ИГРА – СОБАКИ (черно-белый вариант)
Для собак выбраны такие породы, как пудель, дог, такса, болонка, лайка, борзая, доберман, скотч-терьер и сенбернар.
В этом варианте все части игры черно-белые и серые различных оттенков. Маленькие карточки для игры тоже выполнены в трех вариантах – белые, серые и черные.
Они проклеены широким скотчем.
Фигурки собак изображены в масштабе, чтобы детям было легче ориентироваться, ведь такса гораздо мельче сенбернара.
3 ИГРА – СОБАКИ ( цветной вариант)
Эта игра устроена по другому принципу.
Силуэты собак вырезаны из цветной бумаги парами. То есть каждая порода повторяется дважды. Но наклеены эти одинаковые породы каждая на свой фон. Поэтому искать близнецов нужно ориентируясь только на силуэты, поскольку фон постоянно путает и сбивает игроков.
И еще одна особенность этой игры заключена в том, что все цвета (и картон основных карточек и цветная бумага для силуэтов животных) – теплых оттенков.
4 ИГРА – головные уборы (черно-белый вариант)
Для этой игры выбраны узнаваемые силуэты головных уборов. Это колпак, корона, косынка, цилиндр, шляпа, капор, ушанка, кокошник и кепка.
Игра выполнена в трех вариантах. И основные карточки, и разрезные - белые черные или серые, Маленькие квадратики тоже серые, белые и черные.
По такому же принципу можно и обувь, например, изучать, выполняя и художественные задачи. Да и многое другое. Когда игра многофункциональна, она приносит пользу не на одном занятии и не одному поколению детей.
Пояснение:
Эти игры применяются на занятиях в нашей изостудии много лет. Чаще всего на тематических занятиях, на развлечениях. Коробочки с играми мы раскладываем за отдельными столиками, и дети, раньше других завершившие рисунок, подходят к ним или рисуют за мольбертами цветными мелками.
Иногда мы устраиваем игровые дни. Это бывает в каникулярное время (например, в январе). Тогда дети приходят в изостудию не рисовать, а играть. На столах и столиках располагаются все наши игры и дети, пересаживаясь с парты на парту, могут выбирать темы.
Рекомендуем посмотреть:
Сказка о цветоведении для детей 5 - 10 лет
Цвет - основа языка живописи
Сказка по цветоведению для детей дошкольного возраста
Сказка по цветоведению для детей 5-8 лет