Конспект доклада на педсовет "Организация режимных процессов в старшей группе с точки зрения здоровьесберегающей педагогики."
[1] Автор: Михайловская Ольга Васильевна, воспитатель
Место работы: МКДОУ №3 город Барабинск Новосибирской области [/1]
Доклад на педсовет"Организация режимных процессов в старшей группе с точки зрения здоровьесберегающей педагогики."
Чтоб здоровье сохранить,
Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья,
Должен быть режим у дня.
Режим жизнедеятельности детей в ДОУ разработан на основе ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования с опорой на Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиНа 2.4.1.2660 -10 . Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации режима дня.
Правильно составленный режим дня имеет большое гигиеническое и педагогическое значение. Ежедневно повторяясь, он приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельностей (игровой, учебной, трудовой), тем самым предохраняет нервную систему детей от переутомления. Его выполнение способствует формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию организованности и дисциплинированности. Точное выполнение режима, воспитывает у детей чувство времени, они начинают его ценить.
Значительная часть времени в дошкольном учреждении связана с проведением различных режимных мероприятий, необходимых для удовлетворения потребностей ребенка во сне, пище, отдыхе. Правильное соблюдение режима жизни детей предполагает ритмичность, и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Соблюдение правильного режима дня — чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности — предохраняет ребенка от физического и нервного переутомления, является важным средством физического воспитания. Развитие детей тесно связано со здоровьем: только здоровый ребенок может правильно, полноценно развиваться. Работа по формированию представлений и навыков здорового образа жизни в нашей группе реализуется через все виды деятельности детей. Проводится в системе, согласно образовательной программе ДОУ, включающей в себя работу по оздоровлению детей через НОД, игры, режимные моменты, а также взаимодействие с семьей, привлечение родителей к закреплению навыков здорового образа жизни.
Ежедневный утренний прием детей провожу с опроса родителей о состоянии здоровья детей. Также я обращаю внимание на внешний вид детей и здоровье детей. С утра провожу «Минуты вхождения в день». Для того чтобы дети вошли в новый день с хорошим настроением и здоровьем: выполняем артикуляционную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, ароматерапию (в приемной на тарелочках выставляю чесночно – луковые букеты для профилактики заболеваемости.)
После общения с детьми мы идем на утреннюю гимнастику. Гимнастика проходит под музыкальное сопровождение. Зарядка меняется 1 раз в 2 недели. Используем разные виды гимнастики: ритмика, традиционная, игровая, сюжетная, оздоровительно – беговая, подражательная. Это способствует укреплению здоровья. Продолжительность гимнастики составляет от 8 - 10 минут.
Детям прививаю устойчивые гигиенические навыки, развиваю самостоятельность, взаимопомощь. Они самостоятельно и осознанно выполняют многие гигиенические и закаливающие водные процедуры – правильно и своевременно моют руки, умываются, моют ноги (в летний период) ежедневно перед сном, поласкают рот после приема пищи, пользуются носовым платком, причесываются, следят за своим внешним видом.
Организация питания обязательный компонент режима дня. Я обучаю детей правильно и хорошо пережевывать пищу, напоминаю, чтобы дети не глотали куски, съедали все, что предложено, пользовались, приборами приобретали определенные навыки культуры питания. Во время приема пищи слежу за правильной осанкой детей.
В период НОД для здороьесбережения детей провожу физминутки – для того, чтобы снять усталость и напряжение; внести эмоциональный заряд; совершенствовать общую моторику, так же провожу дыхательные упражнения, пальчиковые игры, самомассаж, артикуляционную гимнастику. Физические и здоровьесберегающие задачи стараюсь выполнять и на занятиях по физкультуре. Физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств. Рациональный двигательный режим, физические упражнения и закаливающие процедуры осуществляю с учетом состояния здоровья ребенка, сезона года. На занятиях по физической культуре использую формы двигательной деятельности: провожу подвижные игры, спортивные упражнения и др.
В нашей группе есть развивающая среда: центр «Спорта». Эта зона направлена на то, чтобы дети могли индивидуально или группами заниматься спортивными упражнениями: игры в баскетбол учу правильно забрасывать мяч в корзину; прыжки на скакалке, кручения обруча, прыжки с координацией движения, хождение по массажным коврикам, движение мячика ногами для того, чтобы не было плоскостопия. Пользуемся нетрадиционными предметами ; ковриками сделанными из подручных средств. Подбираю картотеки гимнастик, разработки отдельных оздоровительных комплексов, папки «Гимнастики», программа здоровья в ДОУ «Мы будем здоровы!». Собранный материал использую на совместной и самостоятельной деятельности . Для развития мелкой моторики у нас в группе есть дидактические пособия, обеспечивающие в игровой форме учить детей в застегивании замков, шнуровке, завязывании.
Прогулка для детей имеет большое значение в плане сохранения здоровья. Вызвать положительный эмоциональный настрой у детей позволяют короткие стихи и потешки. На прогулке я вместе с детьми играю в подвижные игры «Ловишки», «Птички на дереве», «Тише едешь дальше будешь»; дидактическими играми «Доскажи фразу», « Что я загадала» и др. Чередую игры, слежу за физическими нагрузками. В процессе прогулки наблюдаю за содержанием детских игр, взаимоотношением детей в игре. Слежу за сменой деятельности, чтобы дети не слишком возбуждались, не перегревались. В зимний период провожу катание на санках с горки, а летом для повышения выносливости провожу продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой. За 30 минут до конца прогулки играю с детьми в более спокойные игры.
Дневной сон необходим для сохранения здоровья детей. Он обеспечивает отдых после длительного периода активного бодрствования, а также накопление ребенком сил и энергии для дальнейшей деятельности во второй половине дня. В нашей группе сон проходит в хорошо проветренном помещении, защищенным от прямого попадания солнечных лучей и яркого света. Дети лучше настраиваются на сон, создается спокойная обстановка обязательно читаю детские книжки или слушаем спокойную музыку (релаксация сна), гимнастику для засыпания. Во время сна у ребят восстанавливаются силы. После тихого часа провожу гимнастику пробуждения. Эта гимнастика воспитывает положительный процесс пробуждения после сна; также провожу гигиенические и закаливающие водные процедуры с помощью «Дорожек здоровья», массаж; самомассаж.
Во второй половине дня в режиме есть значительный отрезок времени, когда дети могут играть и заниматься в групповой. В это время дети делятся на подгруппы, прыгают, бросают мячи в корзину, прыгают по островкам, ходят по «Дорожкам здоровья» индивидуально играют в настольные спортивные игры. Совместно с детьми играем в подвижные игры. Все эти процессы способствуют укреплению здоровья.
Незаменимой частью работы по оздоровлению детей является работа с родителями. Выступаю на родительских собраниях, консультациях, оформляю уголки здоровья (в которых часто меняю информацию), провожу с родителями индивидуальные беседы о здоровьесбережении, совместные мероприятия, в которых обязательно присутствуют совместные спортивные игры. Родители помогают оформлять уголок здоровья в группе нетрадиционными приспособлениями из бросового материала. Оформила папки - передвижки ("Движение - основа здоровья", "Как выработать у детей правильную осанку", "Зимняя прогулка" и т.д.). Совместные праздники посвященные - Здоровью: «Комический футбол», «Здравствуй, лето». «В гостях у Мишутки» и др. Открытое занятие с элементами физкультуры. Мероприятия помогают сохранить не только физическое, но и эмоциональное здоровье.
Применение в работе здоровьесберегающих процессов повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей.
Рекомендуем посмотреть:
Корректное разъяснение режимных моментов ДОУ
Спортивный праздник «В гостях у леса». Старшая группа
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Физкультурно-оздоровительный досуг в средней - подготовительной группе. Сценарий
Похожие статьи:
Переутомление у ребёнка