Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников к 9 мая «Песни, которые приближали Победу».
Автор: Подколзина Ольга Васильевна, музыкальный руководитель ГБОУ г. Москвы «Школа №1056».
Описание материала: В этом году отмечается значительная дата — 75- летие Победы в Великой Отечественной войне. Ни одна образовательная организация не осталась в стороне от этого события. В нашем холдинге был проведён конкурс чтецов «Мы о войне стихами говорим», готовились к защите проекты, посвящённые Великой Отечественной войне. В рамках ежегодного фестиваля «Театральная весна» должен был состояться показ музыкального спектакля «Несколько часов из жизни Василия Тёркина» по одноимённой поэме А.Т. Твардовского, в мае планировалось проведение традиционных праздничных мероприятий. Однако пандемия коронавируса и режим обязательной самоизоляции помешали воплотить в жизнь всё то, что было задумано. Но оставлять без внимания столь значимую в истории нашей страны дату было бы, конечно, неправильно. Именно поэтому мною был подготовлен сценарий занятия, посвящённого значению песни на войне, который можно использовать и в рамках дистанционного формата обучения.
Цель: расширение знаний о песнях военных лет.
Задачи:
познакомить с жанрами военной песни;
составить у детей представление о значении песни в годы войны;
закрепить знания о Великой Отечественной войне;
вспомнить знакомые ранее песни.
Репертуар: «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова), «Синий платочек» (слова Я. Галицкого и М. Максимова, музыка Е. Петерсбурского), «В землянке» (слова А. Суркова, музыка К. Листова), «Катюша» (слова М. Исаковского, музыка М. Блантера), «Эх, дороги» (слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова), «Смуглянка» (слова Я. Шведова, музыка А. Новикова); «День Победы» (слова В. Харитонова, музыка Д. Тухманова).
Ход занятия
В начале занятия звучит песня «Священная война» (слова В. Лебедева-Кумача, музыка А. Александрова).
Здравствуйте, ребята! В этом году в нашей стране отмечается значительная дата — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне, память о которой продолжает жить в сердцах миллионов людей. И это не случайно, ведь нет ни одной семьи, которой не коснулись бы события той войны. Каждый, как мог, приближал победу, все — от мала до велика — боролись с врагом: кто-то с оружием в руках лицом к лицу с немецко-фашистскими захватчиками, кто-то — в тылу, работая на грани человеческих возможностей и обеспечивая фронт всем необходимым: провизией, амуницией, боеприпасами.
А как вы думаете, какую роль в общей борьбе сыграли люди творческих профессий: композиторы, поэты, музыканты, танцоры, певцы, актёры?
(Ответы детей.) Да, они тоже много трудились, помогая поддерживать боевой дух в войсках. Композиторы и поэты создавали прекрасные произведения патриотического содержания, в которых отражались чувства и переживания простых бойцов. Артисты выступали перед фронтовиками, нередко рискуя своими жизнями вблизи передовой, воодушевляя и поддерживая солдат своим искусством.
В начале нашего занятия прозвучала
песня «Священная война»:
«Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой тёмною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идёт война народная,
Священная война».
С этих строк начинается песня. Интересна история её создания. В первые часы войны поэт Василий Лебедев-Кумач сочинил стихи, а уже через пару дней композитор Александр Александров написал песню, которой суждено было стать настоящим гимном, призывающим весь советский народ объединиться и встать на защиту Родины. Музыка её торжественна, маршеобразна, она словно мобилизует слушателя.
За годы Великой Отечественной войны было написано много замечательных песен, а некоторые из ранее созданных обрели в это время свою «вторую жизнь». Сейчас я хочу исполнить вместе с вами попурри из песен, звучавших в те годы.
Исполняется попурри военных песен («Синий платочек», «Смуглянка», «В землянке», «Эх, дороги», «Катюша»)
Как вы думаете, ребята, какие чувства вызывали эти песни у фронтовиков?
(Ответы детей.) Да, действительно, они очень разные. Лирические композиции «Синий платочек», «В землянке», написаные в жанре вальса, заставляли бойцов с грустью вспомнить о доме, любимых и родных людях. Первая из них появилась незадолго до войны и быстро стала популярной. В годы Великой Отечественной к этой мелодии было написано несколько стихотворных вариантов, наиболее известный из которых сочинил Михаил Максимов на основе первоначального текста Якова Галицкого:
Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой...
Нет прежних ночек.
Где ты платочек,
Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной, —
Знаю: с любовью
Ты к изголовью
Прячешь платок дорогой.
Письма твои получая,
Слышу я голос родной.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня облик твой,
Чувствую: рядом
С любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Стихотворение «В землянке» появилось в конце осени 1941 года. Его автор — корреспондент газеты «Красноармейская правда» Алексей Сурков — написал эти строки под впечатлением своей командировки на фронт. Пока он ехал к месту назначения, командный пункт, куда он направлялся, оказался отрезанным от основных сил немецкой танковой дивизией. Начавшийся обстрел заставил Суркова и его спутников укрыться в блиндаже. Когда корреспондент, наконец, добрался до своих, его шинель оказалась вся посечена осколками. Тогда он сказал: «Дальше штаба полка не сделал ни шага, ни единого. А до смерти — четыре шага». В тот же вечер было написано стихотворение «В землянке», которое автор посвятил своей жене. Спустя полгода композитор Константин Листов сочинил на этот текст песню, которая многим пришлась по сердцу.
«Катюша», созданная поэтом Михаилом Исаковским и композитором Матвеем Блантером, а также «Смуглянка» Якова Шведова и Анатолия Новикова — песни совершенно другого характера — весёлые, танцевальные, подвижные. Они появились ещё в довоенное время, но настолько полюбились бойцам, что стали практически народными, тем самым обретя свою вторую жизнь. А в честь «Катюши» была даже названа знаменитая боевая машина военной артиллерии. Песня-раздумье «Эх, дороги», написаная композитором Анатолием Новиковым на стихи поэта Льва Ошанина осенью 1945 года, имеет вполне определённую тему, связанную с возвращением солдат после войны в родные края и воспоминаниями о пройденном большом и трудном боевом пути.
Фронтовая песня шла рука об руку с народом напротяжении всей войны, помогая переживать тяготы и утраты, вселяя веру в грядущую победу, воодушевляя в самые сложные и беспросветные минуты. А чувства, пережитые нашими соотечественниками в День Победы 9 мая 1945 года, прекрасно переданы в одноимённой песне, созданной к 30-летнему юбилею этого события поэтом-фронтовиком Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым. «Праздник со слезами на глазах» — какие точные слова, ведь для многих этот день принёс не только радость победы, но и напомнил о горечи утрат.
Так давайте с вами будем помнить о той войне, чтить память павших и беречь мир, доставшийся нам такой дорогой ценой. Поздравляю всех вас с наступающим праздником — 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия в детском саду в старшей группе с использованием ИКТ. Тема: День Победы
Конспект тематического занятия ко Дню Победы в детском саду в старшей группе «Дедушкин альбом»
Конспект занятия по развитию речи в детском саду в старшей группе. День Победы
Физкультурное занятие ко Дню Победы в старшей группе детского сада