Использование здоровьесберегающей технологии фитбол-гимнастика на занятиях по физической культуре в ДОО
Аннотация: В статье представлена организация проведения занятий по фитбол- гимнастике детей старшего дошкольного возраста,
Ключевые слова: фитбол, гимнастика, здоровьесберегающие технологии.
Современные исследования здоровьесберегающих технологий обозначены в концепциях, определяющих сущностную основу здоровья и здорового образа жизни (Л.Н. Волошина, В.Г. Макаренко, Т.Ф. Орехова, С.Б. Шарманова и др.).
Одной из эффективных современных здоровьесберегающих технологий является фитбол-гимнастика, которая направлена на сохранение и стимулирование здоровья старших дошкольников.
Фитбол – это новый вид спорта в российской практике, но уже получивший широкое распространение среди взрос- лых и детей. Включает в себя как танцевальное (фитбол-аэробика), так и силовое направления (фитбол-гимнастика), когда тренируются практически все мышцы. На первый взгляд, довольно простые физические упражнения, когда дети и взрослые прыгают на больших мячах. На самом деле требуется определённая ловкость и сила, чтобы удержаться на мяче и сохранять правильную осанку.
Фитбол в переводе с английского – «мяч для опоры», упражнения на ко- тором тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы. Вибрация при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Какие же особенности организации и проведения занятий с детьми 5-7 лет на фитболах?
В своей практике мяч использую на физкультурных занятиях в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опору. Дети не только выполняют предложенный комплекс упражнений на мяче, но и используют его в качестве сиденья, игрушки, отягощения и т.п.
Упражнения на фитболах выполняются из разных исходных положений: сидя на мяче, лежа на полу, лежа спиной на мяче или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом, а также упражнения в движении, различные виды бросков.
Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств имеют различную направленность:
- для формирования осанки;
- для развития координации и пластичности;
- для расслабления и релаксации.
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для развития ловкости и координации движений.
Комплексы упражнений могут выполняться под музыкальное сопровождение. При выполнении комплекса с фитбол – мячами создаются условия для анатомического воздействия на определенные мышечные группы, суставы, связки, внутренние органы и органы чувств. Во время проведения занятий необходимо следить, чтобы ребёнок дышал ровно, не выполнял упражнения, которые причиняют ему боль или дискомфорт.
На занятиях используются фитболы различного диаметра, в зависимости от возраста и роста занимающихся. Диаметр мяча для детей 3-5 лет - 45 см, для детей от 5 до 6 лет - 50 см, от 6 до 7 лет - 55 см. Для занятий с детьми дошкольного возраста мяч должен быть не сильно упругим. Для родителей и педагогов используются мячи - 65-75 см. Мяч рекомендуется надувать при комнатной температуре с помощью ручного и ножного насосов, используя при этом специальный клапан-переходник. Важно, чтобы диаметр не превышал размер, указанный на упаковке.
В МАДОУ «Солнышко» имеется 25 мячей для занятий с группой детей. Занятия с мячами – любимое физкультурное занятие для детей старшего дошкольного возраста.
Эффективность фитбол-гимнастики зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Это показ физических упражнений, использование наглядных пособий (фотографии, схемы построения), имитации (подражание), зрительных ориентиров, звуковых сигналов, индивидуальной помощи.
В старшем возрасте с расширением двигательного опыта детей увеличивается роль словесных приемов (объяснения, команды и др.) без сопровождения показом, используются более сложные наглядные пособия (фотографии, рисунки), чаще упражнения выполняются в соревновательной форме.
Показ применяется, когда детей знакомят с новыми движениями, которые демонстрируется несколько раз. Для уточнения построения используются наглядные пособия в виде схемы или с помощью фотографии. Прием подражания действиям животных или явлениям природы и общественной жизни очень помогает при обучении детей физическим упражнениям.
Подражая, например, действиям зайчика, воспитанники входят в образ и с большим удовольствием прыгают на фитболах. Возникающие при этом положительные эмоции побуждают много раз повторять одно и то же движение, способствуют закреплению двигательного навыка, улучшению его качества, развитию выносливости.
Зрительные ориентиры помогают детям уточнить направления движения и разнообразить занятие. Зрительные ориентиры используют обычно после того, как у детей уже создано общее представление о разучиваемых движениях.
Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений на фитболе, а также как сигнал для начала и окончания действия, для эмоционального подъема. В качестве звуковых ориентиров используются музыкальное сопровождение на фортепиано или аудиозапись, удары в бубен, хлопки в ладоши и пр.
Индивидуальная помощь при обучении физическим упражнениям ис- пользуется для уточнения посадки на фитболе, для создания правильных мышечных ощущений, создания уверенности, успеха. Многие физические упражнения имеют условные названия, которые помогают освоить движение на фит- боле, отражают характер движения, например: «Боксер», «Перекат», «Паровоз» и т. д. Словесное описание используется при обучении детей старшего дошкольного возраста.
Сюжетный рассказ используется для возбуждения у детей интереса к занятиям, желания ознакомиться с техникой их выполнения.
Например, воспитатель рассказывает сказку «Репка», а дети выполняют соответствующие упражнения. На занятиях используются также стихи, считалки, загадки, а беседа помогает выяснить интересы детей, способствует уточнению, расширению, обобщению знаний, представлений о технике физических упражнений.
С целью закрепления двигательных навыков, упражнения на фитболе следует проводить в игровой и соревновательной формах. При выполнении физических упражнений в соревновательной и игровой форме возникает особый физиологический и эмоциональный фон, что усиливает воздействие упражнений на организм, способствует проявлению максимальных функциональных возможностей и психических сил. При этом предъявляются более высокие требования к физическим и морально-волевым качествам (решительность, честность, благородство и т. д.).
Литература
1. Потапчук, А.А., Овчинникова, Т.С. «Двигательный игротренинг для дошкольни- ков». РЕЧЬ, С.-П. 2002.
2. Фирилёва, Ж.Е., Сайкина, Е.Г. "Фитнес-данс". С.-П. 2007.
3. Потапчук, А.А. «Как сформировать правильную осанку у ребёнка» РЕЧЬ, С.-П.
2009.
4. Сайкина, Е.Г., Кузьмина, С.В. Фитбол - аэробика для детей «Танцы на мя-
чах» изд. РГПУ им. Герцена С-П.2008.
Рекомендуем посмотреть:
Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет
Показатели физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста
Дыхательная гимнастика в детском саду
Лыжная подготовка в детском саду