Проект по экологическому воспитанию "Кто пищит? Кто жужжит? А кто молчит, лишь усами шевелит?"
Актуальность.
Сегодня окружающая среда стала настолько агрессивна, что общество приобрело разрушающий характер. Очень часто можно наблюдать равнодушие со стороны родителей в моменты общения их ребенка с живыми существами окружающей нас природы. Оторванные крылья бабочки, раздавленный жук, пойманная в банку пчела вызывают положительные эмоции у родителей только со стороны занятости ребенка чем-то. А чем он занят? Как он это делает? Что это? Познание окружающего мира? Наверное, да!!! Но правильно ли это? Кто вырастит из этого ребёнка, жестокая, агрессивная личность! Дети в дошкольном возрасте проявляют огромный интерес к познанию мира природы. Особенно когда после зимней спячки она начинает активно просыпаться, у них возникает огромное количество вопросов, ответы на которые может дать только взрослый. Вот здесь и нужно задуматься, над тем как правильно научить делать выводы о закономерностях и взаимодействиях окружающего мира, об особенностях той местности, в которой мы проживаем. Мы должны показать им правильность взаимодействия с природой и сформировать представление о том, что человек – часть природы.
Срок проведения.
В период интенсивного вылета насекомых после зимней спячки.
1 месяц май.
Цель:
Развитие познавательных способностей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Заложить основы экологического воспитания.
Задачи:
- Изучить предложенные Еленой Алексеевной Алябьевой, в своей методичке «Тематические дни и недели в детском саду», разработки студентов Рязанского педколеджа (Н. Маркеевой, Л. Каваль, М. Загриной, Е. Гуленковой).
- Создать проект на тему «Кто пищит? Кто жужжит? А кто молчит, лишь усами шевелит?» сроком на 1 месяц.
- Создать определенную развивающую среду для организованной и самостоятельной деятельности. Приобрести необходимое оборудование. Подобрать методическую литературу.
- Провести консультацию для родителей о правильности понимания нужд и интересов ребёнка, а так же о своих обязанностях как воспитателя. Предложить родителям активно поучаствовать в освоение знаний и умений, предложенных по этой теме.
Итоговое мероприятие:
Игра - драматизация отрывка из сказки «Дюймовочка».
Формы:
- словесные: беседы, вопросы, чтение художественной литературы;
- наглядные: рассматривание иллюстраций, наблюдения, сюрпризные моменты;
- игровые: дидактические, подвижные, драматизации, игры-перевоплощения, логометрические;
- практические: устройство акватеррариума для лягушки;
- продуктивные: художественная деятельность, трудовые поручения.
Участники:
Воспитатель, дети, физкультурный руководитель, музыкальный руководитель, родители.
Материалы и оборудование:
Детские энциклопедии, картинки с изображением насекомых, схемы этапов развития насекомых, игрушки-насекомые (самодельные и покупные), ёмкости для временного помещения насекомых, искусственные и натуральные комнатные растения и цветы, шапочки для обыгрывания образов насекомых, элементы костюмов к играм-драматизациям, картонные фигурки насекомых и других животных, зоологическое лото, фигурки насекомых подвешенных на нитке, кассеты «Звуки леса», «Звуки природы» и т.д.
Список литературы:
Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой» М., 1980, «Четыре времени года» М.,1971
Коломина Н.В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М., 2004
Саморукова Н.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду» М., 1992
Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М., 1995
Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы» М., 1975
Лучич М.В. «Детям о природы» М., 1989
Детская энциклопедия «Насекомые» - любое издание
Золотова Е.Н. «Знакомим дошкольников с миром животных» М., 1992
Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки» М., 1985
Мариковский П.И. «Друзья насекомые» М., 1974, «Насекомые и цветы» М., 1985
Мурзин В. «Синий махаон»
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста
Бианки В. «Как муравьишко домой спешил»
Пришвин М. «Пень-муравейник»
Собакин Т. «Дом для муравьёв»
Трутнева «Зима, весна, лето, осень»
Сладков Н. «Недолго думая»
Чуковский К.И. «Муха цокотуха», «Тараканище»
Ретенберг Р. Детская энциклопедия здоровья «Расти здоровым» М., 1992. (Как защищаться от насекомых)
Мазурина А.Ф. «Наблюдение и труд в природе»
Детская энциклопедия «Земноводные» «Что такое? Кто такой»
Хрестоматия «Природа и люди»
Русская народная сказка «Царевна лягушка»
Сутеев В. «Кто сказал мяу»
Андерсен «Дюймовочка»
Бианки «Голубые лягушки»
Гаршин В. «Лягушка - путешественница»
Паустовский Г.К. «Квакша»
Пришвин М.М. «Журка», «Лягушонок»
Тамбиев А. «Головастик ищет маму».
Продукты деятельности: рисунки детей; игровые персонажи, сделанные из бумаги оригами или пленки; аппликативное панно, сделанное коллективно для украшения группы; комар, сделанный из природного материала на ручном труде; обустроенный акватеррариум для лягушки; конспект викторины «Что мы знаем о насекомых».
Пополненная родителями библиотека познавательной литературы о жизни насекомых. Изготовленные родителями костюмы для игры драматизации «Стрекоза и муравей».
Образовательные области
Примерное содержание и виды совместной деятельности
Здоровье
1. Беседа практикум «Пчёлка угощает»;
2. Дидактическая игра «Хорошо-плохо».
Физическая культура
1. Соревнование «Осы, пчёлы, шмели»;
2. Подвижная игра «Медведи пчёлы»;
3. Игра-соревнование «Кто быстрей? Чёрные или рыжие?»;
4. Физкультминутка «Пляска под Камаринскую»;
5. Подвижная игра «Поймай комара»;
6. Подвижная игра «Лягушки и цапля».
Безопасность
1. Беседа практикум «Пчёлка не укусит зря!»;
2. Ручной труд «Изготовление комара» (работа с шилом);
3. Игровая ситуация «Откуда комар прилетел?»;
4. Общение «Внимание, природа».
Социализация
1. Ситуативная беседа «Расскажем пчёлке, что мы о ней знаем»;
2. Сюрпризные моменты;
3. Игровая ситуация «Загадки муравьишки»;
4. Игра-перевоплощение «По муравьиной тропе»;
5. Игровое упражнение (лабиринт) «Ах яичко укатилось у царицы муравьёв! С муравьишкою обратно прикатить его готов?».
Труд
1. Проблемная ситуация «Что случилось у пчёлки?»;
2. Игровая ситуация «Подражаем трудолюбивым муравьям»;
3. Чтение энциклопедий;
4. Трудовые поручения в уголке природы по уходу за лягушкой.
Познание
1. Наблюдение за пчёлами на лугу с одуванчиками и фруктовом саду;
2. Организованная деятельность «Сравнение пчелы, шмеля и осы»;
3. Дидактическое упражнение «Поможем пчёлке»;
4. Беседа «Шестиногие труженики»;
5. Дидактическая игра «Поиск муравейника, поиск сладкого»;
6. Наблюдение «Муравьи и муравейник»;
7. Игровая ситуация «Откуда комар прилетел»;
8. Наблюдение за комарами в разных местах участка;
9. Ситуативная беседа «Насекомые и цветы созданы друг для друга»;
10. Организованная деятельность устройство террариума для временного помещения лягушки.
Коммуникация
1. Ситуативная беседа «Расскажем пчёлке», «Угощение от пчёлки»;
2. Наблюдение за бабочками;
3. Составление рассказа по схеме «Как появилась бабочка?»;
4. Игра-перевоплощение «Подражаем трудолюбивым муравьям»;
5. Словесные игры «Приключение муравья», «Составь предложение», «Назови ласково»;
6. Беседа «Шестиногие труженики»;
7. Игра-драматизация по басне Крылова «Стрекоза и муравей»;
8. Дидактическая игра «Комарик – друг, комарик - враг»;
9. Пересказ сказки «Медведь и комар»;
10. Словесные игры «Нелепицы», «Подскажи словечко», «Чьи лапки, чья голова?», «Считай и называй»;
11. Игра-драматизация «Медведь и комар»;
12. Игра-драматизация по сказке Чуковского «Муха-Цокотуха»;
13. Индивидуальная работа (игровые упражнения) «Чей?Чья?Чьи?», «Угадай по описанию», «Один, два, пять», «Встреча с лягушкой», «Лягушачий хор»;
14. Игра-драматизация отрывка из сказки «Дюймовочка» (встреча с жабами и майским жуком).
Художественная литература
1. Заучивание стихотворения «Трудолюбивая бабочка» (методика рассказывания руками);
2. Чтение и рассматривание иллюстраций энциклопедии «Животный мир»;
3. Художественное произведение В. Теснов «Лечебница под сосной», Л.Толстой «О.Муравьях»;
4. Чтение рассказа Я. Морголин «Звенья одной цепи»;
5. Заучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки»;
6. Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница»;
7. Чтение рассказа К.Паустовского «Квакша»;
8. Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».
Художественное творчество
1. Коллективная аппликация «Бабочки на лугу»;
2. Конструирование из природного материала «Муравьишки»;
3. Рисование «Муравьишкины друзья»;
4. Сюжетная лепка «мы на луг ходили, мы лужок лепили»;
5. Конструирование из природного материала «Комарики»;
6. Оригами «Подружки для лягушки»;
7. Рисование «Цветущая весна»;
8. Рисование «Иллюстрации к сказке Дюймовочка»;
9. Индивидуальная работа «Дорисуй», «Соты для пчелок».
Музыка
1. Разучивание песни «Про меня и муравья»;
2. Хоровод «А я по лугу»;
3. Физкультурная минутка «Комаринская»;
4. Минута релаксации (слушание) «Звуки природы», «Звуки леса».
1 Неделя:
Образовательные области:
«Встреча с пчелой…»
Познание: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, осы, шмеля, образе жизни, пользе. Развивать умение сравнивать, обобщать, закрепить понятие «насекомые».
Физкультура: развивать двигательные навыки, ловкость, быстроту, чувство взаимопомощи.
Художественная литература: помочь детям понять содержание стихотворения и запомнить его, развивать выразительность речи.
Художественное творчество: упражнять детей в симметричном вырезывании, помочь в создании объёмной аппликации, способствовать развитию умения работать в подгруппах, видеть значимость и результат коллективной работы.
Безопасность: познакомить с условиями, при которых пчелы могут нанести вред человеку, с правилами поведения при встрече с пчелой, оказанием первой помощи при укусе пчелы.
Непосредственно образовательная деятельность:
Групповая. «Сравнение пчелы, шмеля, осы».
Соревнование трёх команд: «Пчёлы», «Осы», «Шмели».
Заучивание стихотворения «Трудолюбивая бабочка – по методике рассказывания стихов руками».
Коллективная аппликация на тему: «Бабочки на лугу».
Беседа-практикум «Пчёлка не укусит зря».
Индивидуальная. Дидактическое упражнение «Поможем пчелкам»- закрепить названия садовых и полевых цветов, строение цветка.
Работа по развитию мелкой моторики пальцев рук. Рисование «Соты для пчёлок».
Составление рассказа по схеме на тему: «Как появилась бабочка»-этапы развития бабочки.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Ситуативная беседа: «Расскажем пчелке Майе, что мы знаем о насекомых»-уточнить знания детей о насекомых.
«Угощение от пчелки Майи» - дегустация детьми разного вида меда. Уточнить и расширить знания детей о свойствах меда, активизировать словарь ребят словами: душистый, целебный, гречишный, липовый, цветочный.
Подвижная игра «Медведь и пчёлы» - развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
Наблюдение на прогулке за бабочками: закрепить знания о бабочках, расширить глагольную лексику словами: порхает, перелетает, прилетает.
Наблюдение за пчёлами: уточнить внешний вид пчелы, какие цветы выбирают пчёлы для сбора нектара.
Рассматривание и чтение энциклопедии «Животный мир» (насекомые): развивать познавательную активность.
Игра-драматизация по сказке К.И. Чуковского «Муха-цокотуха» - развивать выразительность речи, движений, творческие способности детей.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы):
Создание условий для самостоятельного просмотра иллюстраций, книг, макетов насекомых – вызвать интерес к данной теме, зафиксировать вопросы детей.
Выложить в детскую игротеку настольно-печатные игры: «Подбери цветок для бабочки», «Разрезные картинки» (насекомые), «Что напутал художник» -понаблюдать за объединением детей в игровые подгруппы, использованием в играх ранее приобретенные знания.
В театральный уголок внести шапочки насекомых – наблюдение за самостоятельной театрализованной деятельностью, перевоплощением, созданием игровых замыслов.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Предложить родителям дома вместе с детьми подобрать книги, иллюстрации, энциклопедии о насекомых.
Организовать в домашних условиях просмотр мультфильма «Муха-цокотуха».
2 Неделя
Образовательные области:
«Встреча с муравьём…»
Познание: уточнить и расширить знания детей о строении, об образе жизни, повадках, пользе муравьёв, среде их обитания.
Коммуникация: способствовать развитию умения поддерживать коллективную беседу, правильно строить сложноподчиненные предложения.
Музыка: помочь детям помочь характер музыки, почувствовать шуточное настроение слов песенки.
Художественная литература:познакомить детей с новыми произведениями художественной литературы, совершенствовать способности ответы на вопросы по тексту.
Познание: продолжать формировать интерес к конструированию из природного материала, создать условия для развития инициативы при выборе дополнительного материала, развивать мелкую моторику рук.
Художественное творчество: закрепить строение насекомых: бабочек, пчелы, майского жука, помочь передать в рисунке их образ, делать набросок простым карандашом, затем раскрашивать красками, формировать навык рисования акварелью.
Непосредственно образовательная деятельность:
Групповая.Беседа: «Шестиногие труженики».
Разучивание и пение песни «Про меня и муравья».
Чтение произведений:
«Лечебница под сосной» В. Песнова, «О муравьях», Л.Толстова.
Конструирование из природного материала «Муравьишки»
(из каштанов).
Рисование: «Муравьишкины друзья».
Индивидуальная. Упражнение «Друзья помогли» -развивать логическое мышление, связную речь.
Упражнение «Дорисуй»-развивать целостное восприятие, мелкую моторику пальцев рук.
Подгрупповая работа игра-перевоплощение «ПО муравьиной тропе»-развивать память, воображение, совершенствовать умение рассуждать.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Сюрпризный момент «Загадки муравьишкам»-совершенствовать навык отгадывания загадок, развивать мышление.
Дидактическая игра «Поиск муравейника», «Поиск сладкого»- закреплять знания о жизни муравьев, способах охраны муравейников, способствовать развитию умения оперировать суждениями.
На прогулке: ситуация: «Подражаем трудолюбивым муравьям»-уборка территории участка- способствовать воспитанию трудолюбия, развивать умение ставить цель.
Наблюдение за муравьиной тропой-вызвать интерес к дальнейшим наблюдениям за муравьями, создать условия для воспитания бережного отношения к муравьям и их труду.
Игра-соревнование: «Кто быстрее» (соревнование команд) «Чёрные» и «Рыжие»-развивать интерес к играм соревновательного характера, чувство взаимовыручки.
Игра-драматизация по басне И.Крылова «Стрекоза и муравей»- создать условия для развития исполнительских навыков, ролевого перевоплощения, воображения
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы:
Создать условия для самостоятельной работы с раскрасками с изображением насекомых-продолжать развивать навык закрашивания, проявление инициативы в выборе изобразительных материалов.
В уголке экспериментирования разместить природный материал: шишки, сосновую хвою, мох, мелкие веточки. Создать проблемную ситуацию «Поможем муравьям построить новый муравейник» – наблюдение за реализацией поставленной цели.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Предложить родителям вместе с детьми сходить на прогулку в парк или лес, рассмотреть муравейники, понаблюдать за передвижением муравьёв.
Предложить родителям изготовить костюмы для игры-драматизации «Стрекоза и муравей».
3 Неделя
Образовательные области:
«Встреча с комаром…»
Познание: уточнить и расширить знания детей о жизни комаров, их пользе и вреде, защите людей от комаров, сформировать представление об экологическом равновесии.
Коммуникация:активизировать словарь детей словами: личинка, мотыль, развитие.
Познание:развивать интерес к конструированию из природного материала, закреплять навык использования шила при соединении частей.
Безопасность:продолжать знакомить детей с правилами работы с шилом.
Художественная литература: познакомить детей с новым произведением, помочь понять его смысл, вызвать интерес к исследованию темы.
Музыка:развивать умение выполнять движение в соответствии с текстом и характером музыки.
Коммуникация:продолжать формирование умение передавать содержание произведения близко к тексту, правильно строить предложения.
Непосредственно образовательная деятельность:
Групповая.Игровая ситуация «От куда комар прилетел».
Конструирование из природного материала и бросового материала: «Комарики»
(желуди, каштаны, проволока, слюда).
Чтение рассказа «Звенья одной цепи» Я.Марголин.
Хоровод «А я по лугу».
Пересказ сказки «Медведь и комар».
Индивидуальная.Работа по развитию речи: логоритмическое упражнение «насекомые над лугом»-развивать чувство ритма, фонематический слух.
Дидактическая игра «Угадай по описанию»-закреплять знания о строении насекомых, их образе жизни.
Игра «Один, два, пять»-упражнять в согласовании существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Дидактическая игра «Комарик-друг,комар-враг» (элементы ТРИЗ)-развивать творческие способности детей, умение рассуждать, делать умозаключение.
Физкультминутка: пляска под «Комаринскую»- развивать музыкальный слух, инициативу во время исполнения пляски.
Подвижная игра «Поймай комара»-упражнять в прыжках в высоту с места.
Наблюдение за комарами в разных местах участка во время разной погоды, проверить примету «комары летают низко -к дождю»-продолжать формировать интерес к наблюдениям за насекомыми, познавательную активность.
Игра-драматизация по сказке «Медведь и комар» - во время использования ролей развивать исполнительские умения и навыки, привлечь детей к подбору костюмов и атрибутов к игре.
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы:
Создать условия для самостоятельных игр с макетами различных насекомых – наблюдение за режиссерскими играми детей, ролевыми диалогами.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Предложить родителям пополнить групповую коллекцию макетов насекомых, а так же библиотеку познавательной литературы о жизни насекомых.
4 Неделя
Образовательные области:
«Встреча с лягушкой…»
Познание: уточнить условия обитания лягушки, ее строение, повадках.
Художественная литература:помочь понять содержание стихотворения, его юмористический характер, запомнить его.
Продолжать знакомить с жанрами художественной литературы: сказка, рассказ, их отличием, развивать интерес.
Познание:совершенствовать умение складывать бумагу в разных направлениях, развивать точность движений, глазомер.
Социализация:во время обыгрывания поделок способствовать развитию диалогической речи, творческих способностей.
Художественное творчество:помочь детям передать сюжет сказки, формировать способность соблюдать пропорции, развивать умение использовать различные изобразительные материалы,поощрять проявление инициативы, творчества.
Непосредственно образовательная деятельность:
Групповая.Устройство террариума для временного помещения лягушки, кормление, наблюдение за процессом еды.
Заучивание стихотворения «Лягушки-хохотушки» (по методике «Расскажи стихи руками»).
Чтение сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка».Чтение рассказа К. Паустовского
«Квакша».
Конструирование из бумаги «Подружки для лягушки» (оригами).
Рисование на тему: «Иллюстрация к сказке «Дюймовочка» (эпизод-встреча Дюймовочки с жабами).
Индивидуальная.Упражнение «Встреча с лягушкой»-формировать умение склонять слово «лягушка»по падежам.
Игровое упражнение «Лягушачий хор»-развивать силу голоса, умение повышать и понижать голос.
Упражнение «Чей?Чья?Чьи?»- упражнять в употреблении притяжательных прилагательных.
Образовательная деятельность в режимных моментах:
Трудовые поручения в уголке природы по уходу за лягушкой -поддерживать интерес к наблюдениям за лягушкой, закреплять правила ухода за ней.
Подвижная игра «Лягушки и цапля» - упражнять в прыжках с продвижением вперед, развивать быстроту реакций.
Чтение сказки «Лягушка-путешественница» В.Гаршина –помочь детям понять смысл этого произведения, его идею.
Викторина «Что мы знаем о насекомых»-подготовка к итоговому мероприятию.
Игра-драматизация отрывка сказки «Дюймовочка» (встреча с жабами и майским жуком)- развивать артистические способности детей, во время игры совершенствовать интонационную выразительность речи, мимику, жесты
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы:
Создание условий для самостоятельного просмотра иллюстраций к сказке «Дюймовочка»-предварительная работа к рисованию.
Внести в группу шапочки различных насекомых, лягушки- понаблюдать за их использованием детьми в самостоятельной деятельности, поощрять проявление инициативы, новые элементы использования.
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами:
Предложить родителям вместе с детьми сходить на прогулку к ближайшему водоёму, понаблюдать за лягушками и головастиками.
Совместная подготовка к итоговому мероприятию: подготовка и изготовление атрибутов, костюмов, призов, угощения для детей.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект для детей 2-4 лет«Солнышко на ножке»
Игра - викторина «Счастливый случай» в подготовительной группе
Огород на подоконнике в детском саду
Конспект НОД в средней группе на тему «Цветочная поляна»
Похожие статьи:
Эко театр в детском саду