Дидактическая игра на дифференциацию звуков р-л для дошкольников 5-7 лет
Дидактическая игра «Необычные прятки – Л//Р» для детей старшего дошкольного возраста
Автор: Лянгузова Ольга Жановна, учитель – логопед МКДОУ №18, г. Миасс, Челябинская область Описание: дидактическая игра для дифференциации звуков Л//Р и их мягких вариантов в словосочетаниях, предложениях. Игра может быть полезна педагогам, родителям в работе с детьми 5 – 7 лет. Игра может быть использована, как в индивидуально, так и в подгрупповой работе. Одновременно с дифференциацией звуков игра позволяет закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, расширяет знания детей по теме: «Животные. Птицы», а также развивает зрительное внимание, наблюдательность, мышление, ориентировку на листе, мелкую моторику. Оборудование: 12 – «загадочных» картинок на 1 листе, 12 – «загадочных» картинок, вырезанных по контуру, 6 – разноцветных «дорожек», колокольчик. Задачи:
1. Дифференцировать звуки Л, Ль, Р, Рь в словосочетаниях, предложениях.
2. Развивать психические процессы.
3. Воспитывать самоконтроль, умение подчиняться правилам игры. Варианты игр:
1. Перед ребенком лежит одна из разноцветных «дорожек». Взрослый уточняет – названия животных, их раскраску, после чего предлагает неразрезанный лист с «загадочными» картинками и объясняет задание.
Животные не только спрятались, но и переоделись в одежду разных цветов. Их нужно узнать. Для этого ребенку предлагается соотнести тень с образцом, выбрать карандаш нужного цвета, обвести фигуру по контуру и проговорить:
- «В зеленом треугольнике спрятался желтый страус. Я его нашел. (отыскал, разыскал, угадал, заметил, разоблачил)»;
- В синем овале - голубая корова.
- В голубом треугольнике – зелёный жираф.
- В красном прямоугольнике - желтая черепаха.
- В фиолетовом прямоугольнике - розовый пеликан.
- В желтом треугольнике – красная белка.
- В розовом овале – оранжевая белка.
- В оранжевом треугольнике – фиолетовый фламинго.
- В бордовом овале – розовый фламинго.
- В зеленом прямоугольнике – розовая черепаха.
- В фиолетовом овале – оранжевый пеликан.
- В синем прямоугольнике голубой страус.
2. У каждого ребенка свой набор «загадочных» картинок и 1 из разноцветных «дорожек». Детям предлагается на скорость выложить подобную дорожку (или 2, т. к. карточек хватает на 2 «дрожки»). Выигрывает тот, кто быстрее справится и позвонит в колокольчик. Но для полной победы ребенок должен не только собрать свою дорожку, но и правильно сравнить свою дорожку и дорожку, которая была предложена.
Пример: «Первый жираф, за ним пеликан, за пеликаном корова, за коровой белка, за белкой, черепаха, за черепахой фламинго, за фламинго страус».
Не смотря на кажущуюся лёгкость, задание не так-то просто, т.к ребенка отвлекает от основной задачи не только цветная тень, но и форма, в которой расположено животное или птица.
3. Перед детьми набор из 6 разных «загадочных» картинок. Взрослый располагает животных и птиц в башенку.
После чего предлагает детям на скорость собрать такую же из своих картинок. Победитель звонит в колокольчик, после чего рассказывает, «кто на ком».
Пример: «На оранжевой белке розовый фламинго, на розовом фламинго розовая черепаха…»
4. «Мемори»
Все «загадочные» картинки переворачиваются, после чего детям необходимо найти парные карточки. Если пара открыта верно – остается на столе в открытом виде. Игрок продолжает ход. Если же неверно, то открытые картинки переворачиваются рубашкой вверх. Ход переходит к сопернику. Победитель тот, кто первым открыл - последнюю пару. Желаю удачи!