Серия дидактических игр для дошкольников: «Цветник»
Автор: Лянгузова Ольга Жановна
Место работы: МКДОУ №18, Челябинская обл., г. Миасс
Должность: учитель-логопед
Краткое описание: интегрированная игра для коррекции лексико – грамматического строя речи.
Назначение материала: игра может быть использована логопедами, воспитателями, дефектологами, родителями в коррекционной работе с детьми 4 – 7 лет.
Оборудование: домино – 15 тайлов, 2 рабочих листа – А4 с изображением пустых клумб, 2 рабочих листа –А4 с изображенными на клумбах цветами, карточки с изображением цветов – 14 шт., бабочки синего и зеленого цвета, 1 лист со стеблями.
Цель: активизация словаря по теме: «Цветы», дифференциация сонорных звуков
Задачи:
1. Коррекционно – образовательные: Активизировать словарь по теме: «Цветы». Дифференцировать звуки в словах, словосочетания, предложениях Р//Рь, Л//ЛЬ, Р, Рь//Л, Ль.
2. Коррекционно – развивающие задачи: Развивать основные психические процессы – память, внимание, мышление. Закреплять умение образовывать существительные во множественном числе, формировать навык согласования числительных, прилагательных с существительными в роде, числе. Закреплять умение дифференцировать согласные звуки по мягкости – твердости.
3. Коррекционно- воспитательные задачи: Воспитывать интерес к живой природе.
Ход:
Предварительная работа – дифференциация сонорных звуков в слогах, словах, знакомство со зрительным образом садовых цветов.
Словарь: красный тюльпан, розовая лилия, красный гладиолус, розовый колокольчик, оранжевая лилия, желтая роза, фиолетовая астра, зеленый георгин, белая ромашка, голубой ирис, белая роза, желтый нарцисс, фиолетовый ирис, красная фиалка, голубая гербера.
1.
«Цветовод»
Ребенку предлагается посадить на (пустую) клумбу цветок, в названии которого есть определенный звук. Если подобрал правильно можно предложить составить предложение с этим словом, определить место звука в слове, назвать звуки по порядку.
2.
«Бабочки собираю пыльцу»
Ребенку необходимо разместить на клумбе с цветами бабочек, но синие бабочки собирают пыльцу с цветов, в названии которых слышится твердый звук (Л или Р), а зеленый с тех цветов, в названии которых слышится мягкий звук (Ль или Рь). Если в названии оба звука, то ребенок должен посадить 2 бабочек.
3.
«Ошибочка»
Взрослый называет цветок с ошибкой, ребенок должен назвать слово правильно и закрыть нужный цветок, аналогичной карточкой.
4.
«Угадай – ка» (с опорой на цветочную клумбу)
Взрослый называет только гласные звуки (у,а), ребенок должен догадаться о каком цветке идет речь (тюльпан). Тот кто отгадывает, забирает себе аналогичную карточку. Побидитель тот, кто соберет больше карточек, чем другие.
5.
«Внимательные ушки»
А) Один ребенок называет цветы, а другой закрывает их карточками.
Б) Взрослый называет цветы, расположенные перед ребенком и называет лишний цветок, ребенок должен услышать и назвать тот цветок, которого нет среди картинок.
6.
«Слушаю - запоминаю»
Ребенку предлагается послушать название цветов и выложить их на клумбе в том порядке, в котором они были названы
7.
«Домино»
Игра проводится аналогично обычной игре «домино», с одним условием четко проговаривать слова или словосочетания.
8.
«Букет»
Ребенок собирает из отдельных карточек букет для мамы, раскладывает их на листе со стеблями, после чего рассказывает, что за цветы собраны в его букете.
Рекомендуем посмотреть:
Дидактические игры для коррекции нарушений звукопроизношения у детей 5-7 лет
Игры для коррекции речи детей в домашних условиях
Серия игр по развитию речи у детей 4-7 лет: Продуктовый магазин