Из опыта работы педагога детской школы искусств. Формы работы в ансамбле народной песни «Дарёнка» и ансамбле «Казачата»
Целевая аудитория: Материал адресован руководителям фольклорных коллективов, музыкальным работникам дошкольных учреждений, педагогам на фольклорных отделениях ДШИ.
Ход мероприятия
В фойе встречают гостей величальной песней "У нас на Урале" с караваем.
Добрый день, уважаемые коллеги. Мы хотим поделиться с вами нашим опытом работы в творческих коллективах: “Ансамбле народной песни Дарёнка” и ансамбле “Казачата”.
Не секрет, что мы все сейчас переживаем кризис духовно-нравственного и культурного развития подрастающего поколения, который заставляет молодых людей терять жизненные ориентиры: семейные ценности, народные традиции, нормы семейной и общественной жизни. В связи с этим на первый план выступает проблема, связанная с тем, как ввести детей и их родителей в мир народной культуры (музыка, танец, ремесла), как сделать это вхождение желанным и увлекательным.
Перед преподавателями ДШИ первостепенной задачей становиться поиск наиболее эффективных, интересных форм работы с детьми в организации культурно-образовательного процесса.
Мы обращаем наше внимание в сторону освоения культурного наследия в современной реальности. Приобщение детей к народной культуре считаем необходимым фактором в их полноценном развитии. Это всё-таки не бездумное возвращение к прошлому народа в его изжитых исторических формах, а бережное сохранение уже сформировавшихся традиций и их творческое осмысление в новых условиях. Мы думаем, что народная культура способствует становлению и полноценному развитию личности молодого человека.
Особое свойство музыкального фольклора - его синкретический характер. Здесь в единстве выступают разные стороны исполнения: пение, элементы хореографии и актёрской игры, музыкальное сопровождение, игра на шумовых инструментах и освоение народных промыслов. Важную роль играет народный костюм, а также соответствующие жанру песни, специфике обрядового действа атрибуты.
Предлагаемая нами форма работы в вокально-хоровых коллективах — это театрализованная игра.
Разыгрывание живого действа при исполнении русских народных песен, которое включало бы в себя актёрскую игру помимо пения и хореографии, взывает среди ребят живой интерес.
Детям любой возрастной категории близка форма театрализованного действа, она наиболее правдоподобно раскрывает содержание народных песен, игр, обрядов. Это, как показывает практика, даже влияет на качество звучания, способствует укреплению необходимых вокально-хоровых навыков. Музыкальный материал становится доступным в освоении детям и интересен зрительской аудитории.
Нашим коллективом были поставлены такие авторские театрализованные сцены: ”Новый год у ворот”; Обрядовая картинка “ К нам на кстинчики”; “Коляда пришла”, “Русский лубок”; ”Свадебный обряд”.
Сегодня мы представляем вашему вниманию музыкальную композицию “Репка” на основе русской сказки (в аранжировке Петрова С.В. и Потаповой Ю.Н.)
С появлением интереса к музыкальному народному творчеству среди мальчиков, возникла идея создания ансамбля “Казачата”, где за основу подбора репертуара для коллектива взята музыкальная культура казачества. Поскольку казачество выступает носителем уникальной для Урала культуры гендерного типа, где центральное место занимает мужчина-воин, то изучение музыкального казачьего фольклора способно присвоить обучающимся такие ценности, как смелость, отвага, ответственность, любовь к Родине и уважение к старшим.
Мы не изучаем музыкальный материал только Оренбуржского казачества. Мы поём патриотические, строевые, походные песни казаков разных регионов России. Такая форма работы помогает расширить кругозор, познакомить с историей России, с музыкальными певческими стилистическими особенностями, песенными жанрами, народной хореографией, народными традициями и обычаями разных регионов.
Сейчас мы представим вам плясовую песню на мелодию кавказской лезгинки “Ойся, ты ойся”, записанную в станице Ставропольского края.
Т.к. казачество граничило с близлежащими государствами, то и культура народа откладывала отпечаток на представителей музыкальной казачьей культуры.
Словом “Ойся” казаки называли чеченцев. Когда те плясали лезгинку, то издавали гортанные крики ”хорса”, отсюда и получили это прозвище.
Воспитание и становление творческой, всесторонне развитой личности осуществляется также с помощью индивидуальных занятий. Такая форма работы предоставляет возможность для социализации детей и их будущего профессионального самоопределения. В психологическом плане самоопределившаяся личность осознаёт свои жизненные цели, понимает и объективно оценивает свои индивидуальные особенности дарования, таланты, и способности,
Многие говорят, что солистов много не бывает. Мы же придерживаемся такой точки зрения, что дать возможность попробовать себя, проявить себя в сольном исполнении народной песни нужно дать всем обучающимся коллектива.
Представляем вам наших солистов. РАССЫПАЛА МАЛАНЬЯ БОБЫ
МАЛЬЧИК КУДРЯВЧИК
КАК ПОД ГОРКОЙ
По мере занятий в коллективе его участники осваивают всё более сложный репертуар. Эмоциональный отклик вызывают у детей не только весёлые, задорные песни, но и спокойные, распевные, отличающиеся мягким, задушевным характером песни. Некоторые жанры требуют инструментального сопровождению. Оно вносит в звучание ансамбля дополнительные краски. Наши дети успешно осваивают игру на ложках, шумовых инструментах, окарине, свистульках. Такая форма работы позволяет создать благоприятную доверительную атмосферу, окружающую ребёнка в творческом коллективе
Сегодня мы представили вам несколько форм работы с детскими народно-певческими коллективами. Надеемся. что данным материал поможет, руководителям коллективов и преподавателям как в учебной работе, так и в организации концертных выступлений.
Презентация на тему: Формы работы в ансамбле народной песни "Дарёнка" и ансамбле "Казачата"