Беседа с презентацией для детей старшего дошкольного возраста "Грибное лукошко"
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУДСКВ "Радуга" СПДС "Серебряное копытце" Назначение материала: Данный материал будет полезен педагогам, воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. Цель: Обобщить и закрепить знания детей о грибах, растущих в уральских лесах. Задачи: -Способствовать развитию интереса детей к природе, к грибам, растущим в уральских лесах;
- Воспитание умения слушать и слышать воспитателя, быть внимательным. Оборудование: ноутбук, проектор, экран. Материалы: корзинка, раскраски с различными грибочками формата А5 (в два раза больше, чем детей, чтобы каждый мог выбрать).
Ход беседы
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем говорить о грибах, растущих в наших уральских лесах.
Скажите, пожалуйста. Вы с родителями ходили в лес за грибами? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, вам понравилось собирать грибы? Ответы детей. Воспитатель: Скажите, а много грибов вы набрали? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы. Были в лесу, сам грибы собирали. Назовите грибы, которые вы собирали. Ответы детей. Воспитатель: Какие вы молодцы! А теперь давайте посмотрим на экран, повторим названия грибов,а может и узнаем новые. Вперед! Грибы нас ждут.
Яков Аким "Грибной лес"
В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.
Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.
Только белка на виду -
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.
Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко. Воспитатель: Отправляемся за грибами? Ответы детей. Воспитатель: Первая находка на нашем пути – сыроежка. Это самый распространённый гриб. Сыроежки съедобные грибы, они быстро готовяться. Из них можно делать суп- губницу, жарёху с картошкой, а можно и засолить при желании.
Ерошин А. "Сыроежки"
Сыроежки хороши —
Хоть картину с них пиши.
Жёлтые
И красные,
Все такие разные.
Есть любой в палитре цвет!
Краски есть,
А кисти нет.
Воспитатель: А сложнее всего искать грузди. Они прячутся под слоем иголок, листьев, а иногда и небольшим слоем земли. Только опытный грибник сможет распознать в обычной кучке на поверхности земли спрятавшийся груздь, а чаще – целую семью груздей. Грузди очень вкусные солёные. Их солят в банки и хранят в холодильнике или погребе.
Новикова Регина "Грузди"
Грузди — белые головки,
Под листвой укрылись ловко.
Затаились хорошо,
Всё равно я их нашёл.
Воспитатель: Идём дальше, внимательно заглядывая под каждое дерево, мы находим подосиновик. Это красивый гриб с яркой шляпкой. Он получил своё название от дерева, под которым часто растёт. А когда наступает осень, листья осины будут очень яркими – красными, как шляпка у гриба – подосиновика. Его не сразу увидишь среди листвы.
Трофимов В. "Подосиновик"
Подосиновик хорош
Он заметен, он пригож
Ай да не напрасно
Аж от шляпки красно.
Воспитатель: А вот на полянке целая семейка интересных грибов. Они коричневые и скользкие. Маленькие грибочки круглые, круглые, а когда вырастает побольше – распрямляет свою шляпку. Их называют по разному: валуи, бычки. Эти грибы всегда только солят на зиму в банках, так как если их приготовить и сразу скушать, то они покажутся вам не вкусными, горьковатыми. А вот постоят в баночке в погребе, и будут очень вкусными и хрустящими. Вот такой особенный гриб.
Благина Е. "Дружная семья"
Старик-валуй сказал сынам:
— Довольно прибедняться нам!
Мы превосходные грибки,
Почти что как боровики.
Скорей подкрасим шляпки наши
И станем на ноги плотней.
Ну, так и сделали они,
Усевшись рядышком в тени.
А по лесу бежал малыш,
Увидел их и крикнул:
— Ишь, какая дружная семья
— Четыре горьких валуя!
Воспитатель: Какие яркие грибы нам встретились в траве. Это ребята рыжики. Грибочки очень красивые и вкусные. Их и жарят, и тушат, и губницу варят, а можно и засолить на зиму. Универсальный грибочек. А прячется он от нас в траве. Потрудиться нужно, чтобы его найти.
М. Лукашкина "Рыжик"
К ёлке подойдём поближе.
Видим гриб… Да это рыжик!
Рыжий-рыжий, как морковка!
Рыжий, как лиса-плутовка!
Воспитатель: Мы идйм дальше. На пути нам втречается подберезовик. Его назвали так не случайно, он растёт в то лесу, где есть берёзы.
Лукашина М. "Подберезовик"
Под берёзой впереди —
Подберёзовик, гляди,
На высокой стройной ножке…
Ножка в крапинках немножко!
Воспитатель: Вот они братцы маслята. Очень вкусные и полезные грибочки! Если вы собирали этот грибочек, и наблюдали, как мама чистит дома их, то наверное помните, что на шляпке у него плёночка коричневая. Снимешь её аккуратно ножом – и грибочек превращается в белоснежный.
Новикова Регина "Маслята"
А маслята, а маслята,
Вот весёлые ребята!
По опушке разбежались,
Вдоволь в прятки наигрались.
Воспитатель: А вот ещё один грибок. В моей семье его называют обабок, но почитав литературу о грибах, узнала, что это подберезовик….только подросший. Его мы будем сушить. А уже зимой приготовим из него вкусную икру или губницу.
Адела Василой "Обабок" (подберёзовик)
Крепок, строен гриб обабок,
Не червивы он ничуть!
Смотрит гордо, и вдобавок,
Глубока в нём жизни суть.
Витаминов, минералов
Он живой растущий клад -
Время даром не пропало,
Коль нашёл обабков ряд!
Воспитатель: А теперь давайте немного отдохнём. У нас – физкультминутка.
Грибочки
— Ножки, ножки, где вы были? (топают ногами)
— За грибами в лес ходили.
— Что вы, ручки, работали? (хлопают в ладоши)
— Мы грибочки собирали.
— А вы, глазки, помогали? (закрывают и открывают глаза)
— Мы искали да смотрели – (повороты туловища вправо-влево)
Все пенечки оглядели.
Воспитатель: Вот и отдохнули. Продолжаем искать грибочки. Ребята, скажите, а вот вы когда ходили в лес за грибами, вы все подряд грибы брали, которые вам попадались на пути? Ответы детей. Воспитатель: А почему не все? Ответы детей. Воспитатель: Новикова Регина "Осторожно!"
Находить грибы не сложно.
Брать их нужно осторожно.
Хорошо их надо знать,
Что б поганок не набрать. Воспитатель: Очень важно знать, что грибы бывают и опасными! К ним относится красивый гриб мухомор. Он полезен, например для лося. Он им лечится. Но для человека очень опасен. Его не рекомендуют даже трогать. Но и пинать, топтать гриб нельзя, лоси лечатся им, как лекарством. Ведь в лесу своя природная аптека,состоящая из трав, ягод и грибов. Не разрушайте её!
Тесленко А. "Мухомор"
Мухомор, мухомор
не проси, чтоб взял с собой
Помни наш ты уговор
Ты красивый, но чужой.
И к тому же ядовитый
Так что шляпкой не красней
даже дождиком отмытый
не становишься бледней.
Воспитатель: Вот на нашем пути ещё одна семейка грибов. Но на этот раз мы совсем не рады её видеть – это поганки!
Толоконников Н. "Поганка"
Вырос грибок,
На ножке — бугорок.
На бугорке — пленка
Обманет лишь ребенка.
Гордая осанка.
Этот гриб — поганка.
Воспитатель: Вот и насобирали мы грибов. Полное лукошко!
Иванычева Маргарита "Грибочки"
Я нашел в лесу грибочки.
Прям у пня… у самой кочки.
На меня они смотрели
И в корзиночку хотели.
Все опятки я собрал
И домой с собою взял.
Вкусные грибочки
Выросли у кочки…
Воспитатель: Много грибов набрали. Только съедобные у нас, полезные грибы. Ребята. А может вы ещё знаете какие то грибы, или мы все возможные собрали? Ответы детей. Воспитатель: Конечно, все грибы за один поход в лес собрать невозможно. Вы правы. Мы не нашли ни одного белого гриба иди боровика, ни одна лисичка нам не попалась – это ярко оранжевый грибок. И даже бледная поганка нам на удивление не попалась. В наших лесах- гораздо больше грибов растёт, в следующий раз сходим ещё. А вы, ребята, когда пойдёте в лес, обязательно фотографируйте свои грибочки и приносите фотографии в детски сад. Обсудим, познакомимся с вашими находками.
Предлагаю закрепить знание названий грибов и отгадать загадки, в которых спрятались грибочки. Воспитатель загадывает загадки. Ребята отгадывают. Загадки про грибы
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (Гриб)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я - ...(Подосиновик)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще.
В роще у берёзки
Повстречались тёзки! (Подберезовик)
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду. (Боровик)
Зашёл мужик в сосняк,
Нашёл слизняк,
Бросить - жалко,
Съесть - сыро. (Груздь)
Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. (Опята)
Золотистые ... – (Лисички)
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом. Воспитатель: Вот и подошла к концу наша беседа. Ребята, вам понравилось собирать грибочки? Ответы детей.
Воспитатель: Я очень рада, что вам понравилось собирать грибы. Ещё пойдём? Ответы детей. Воспитатель: На подносе у меня притаились грибочки. Если вам понравилось собирать грибочки и беседовать было интересно, возьмите из моей корзиночки себе на память по грибочку, дома его раскрасите, и у вас будет осенний гость. Если вы внимательно смотрели на экран и слушали рассказ, то не ошибётесь в выборе цвета. Дети берут грибочки. Воспитатель: До новых встреч!!!
Здравствуйте, Виктория! Спасибо большое за прекрасную публикацию! С большим интересом познакомилась и сохранила в закладки. Беседа получилась познавательной и увлекательной для детей старшего дошкольного возраста, которая учит ребёнка распознавать и отличать съедобные грибы от несъедобных. Яркая и красочная презентация особо привлекает внимание малыша, помогая ему лучше запомнить, как выглядят грибы. Очень уместно сочетаются стихи с картинками грибов, а загадки, в большей степени, развивают интерес к грибам. В итоге, дети закрепляют полученные знания, раскрашивая грибочки. Вы затронули в данной беседе с детьми все образовательные области, раскрывая у детей умение наблюдать и устанавливать простейшие закономерности в природе, знакомите с основами эколого-эстетической культуры. Примите мой голос.
Гульнара Михайловна. Спасибо за положительный комментарий.
Многие ребята ходили с родителями в лес, как выяснилось в беседе с ними. Но названия грибов знают не многие из них. Решила немного уточнить знания детей, помочь запомнить самые распространённые грибочки в наших лесах.
Мы должны научить детей любить природу. Буду рада, если моя презентация вам будет полезна.
Спасибо. Творческих успехов.
Уважаемая Виктория!
Вы представили интересную и познавательную публикацию о грибах Вашей местности для дошкольников "Грибное лукошко"
Интересно, доступно, хорошее сочетание стихов, загадок и описаний грибов.
В конце можно было поиграть еще в такую игру, как 4 лишний, закрепляя разницу в съедобных и ядовитых грибах.
Презентация со стихами и фотографиями грибов отличное дополнение Вашей беседе, дошкольники же пока не увидят. не запомнят. Также хорошо, что предложили раскраски с грибами, дошкольники могут в свободной деятельности использовать их, превращая раскраски в разные грибы.
При формулировки целей беседы помните, что цель отвечает на вопрос Что? обобщение, уточнение и т.д.
Желаю Вам успехов в творчестве и удачи в конкурсе. Отдаю свой ГОЛОС для Вас.
Вера Валерьевна.
Здравствуйте.
Очень рада, что вам понравилась публикация "Грибное лукошко".
Конечно, лучше один раз показать, чем несколько раз рассказывать.
Помню ваши подсказки. Пробую быть корректной. Спасибо.
С нетерпением жду ваших новых комментариев.
Виктория, спасибо за приглашение.
С интересом прогулялась с вашими ребятами по лесу. Красивы уральские леса....
Дети с интересом последуют за вами прогуляться по лесу, насладится его красотой.
Оксана Владимировна. Спасибо, что нашли минутку и познакомились с беседой "Грибное лукошко".
Не все дети были в лесу в этом году и обирали грибы. Захотелось их пригласить на "тихую охоту".
Мы уточнили название грибов, постарались запомнить.
Творческих успехв.
Домрачева Ярослава Викторовна #6 декабря 2020 в 09:15+1
Здравствуйте, Виктория.
Разговор о грибах у вас удался.
Использование презентации делает ваш материал более ярким и интересным для детей дошкольного возраста.
Хорошо подобраны фотографии. Материал насыщенный и познавательный.
Успехов.
Здравствуйте Виктория.
Интересная беседа о грибах у вас получилась.
Ведь каждый из нас понимает, чтобы сделать такой большой фотоматериал, вам пришлось отправиться в лес. Тихая охота удалась.
У вас получилось хорошее мероприятие - яркое и насыщенное!
С интересом знакомлюсь с вашим творчеством.
Желаю успехов.