Творческий проект в детском саду в старшей группе. Папье-маше
Творческий проект в ДОУ «Загадочный мир папье-маше». Старший дошкольный возраст
Актуальность реализации проекта:
Творчество… Так разнообразно и увлекательно…… Каждый пытается найти самый интересный вид творчества и достичь в данной технике совершенства. В совместной деятельности детей и взрослых рождаются самые удивительные сюжеты и поделки. В поиске постоянно новых и необычных техник декоративно-прикладного творчества, использования обычных материалов новыми и новыми способами, создание самых необычных поделок из привычных всем материалов – вот постоянные задачи воспитателя. Увлечь ребят в этот необычный поиск очень легко. Сегодня мы снова работаем с бумагой и клеем. Но! Не сделаем аппликации, не рисуем мятой бумагой, нет. Мы делаем объёмные поделки из обычной бумаги. Как?
В новой для нас технологии «Папье – маше». Новой только для нас. Ведь это давно известная всем технология декоративно-прикладного творчества. Пришло время и нам её освоить.
Автор проекта: Останина В. А.- воспитатель. Тип проекта: творческий, познавательный, краткосрочный. Вид проекта: групповой Ожидаемые результаты:
- дети знают название и методику выполнения изделий в технике «Папье-маше»;
- дети умеют изготавливать поделки в технике «Папье-маше». Место проведения: МДОУДСКВ «Радуга» СПДС «Серебряное копытце». Сроки проведения: июль-август текущего года. Режим работы: вне занятий. Участники проекта: дети, родители, воспитатель: Останина В.А.. Возраст детей: 5-6 лет. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:
Бумага, клей ПВА, вода, кисточки, воздушные шары, пластмассовые овощи и фрукты, игрушечная посуда, телевизор, ноутбук. Цель: познакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества техникой «Папье-маше», изучить технологию изготовления и выполнить поделку в данной технике. Задачи:
- познакомить детей с новым для них видом декоративно-прикладного творчества «Папье-маше»;
- научить выполнять поделки в данной технике;
- способствовать развитию творческих способностей детей;
- продолжать развивать интерес детей к декоративно-прикладному творчеству;
- помочь детям реализовать задуманный образ в поделке в технике «Папье-маше».
Содержание проекта
1 этап. Подготовительный.
1. Знакомство детей и родителей с темой проекта.
2. Сбор и анализ литературы по теме проекта.
3. Подготовка материалов для реализации проекта, изготовление наглядных пособий.
4. Определение цели исходя из интересов детей.
5. Консультации для родителей.
2 этап. Основной.
1. Знакомство детей с историей техники «Папье-маше».
2. Рассматривание поделок, выполненных в данной технике.
3. Выбор будущей поделки. Подбор основы для её выполнения.
4. Подготовка материалов для изготовления поделок.
5. Изготовление основы поделки.
6. Покраска готовой формы.
3 этап. Заключительный.
1. Организация выставки детских работ «Загадочный мир «Папье-маше».
2. Просмотр презентации «Наши работы – наши достижения».
3. Отправка работ на конкурс «Мастер на все руки».
4. Подведение итогов проекта.
Циклограмма деятельности детей в рамках реализации проекта.
1. Подготовка рабочего места.
Каждый ребёнок подготавливает на рабочий стол
Для изготовления заготовки: баночку для клея, кисть, салфетку, корзиночку для обрывков бумаги, бумагу, заготовку, подставку под неё при необходимости;
Для покраски готовой формы: гуашь или акриловые краски, кисть, стакан для воды, салфетку, готовую форму и подставку под неё.
2. Выполнение поделки: нанесение на заготовку- одного, двух слоёв в зависимости от размера будущей поделки.
3. Пальчиковая гимнастика. (Приложение 3)
4. Выполнение поделки: нанесение одного двух слоёв в зависимости от размера поделки.
5. Уборка рабочего места. (Заготовка остаётся сохнуть до следующего этапа работы).
Особенности работы в технике «Папье-маше»
Кратко об изготовлении поделок в данной технологии:
- в своей работе мы с ребятами будем использовать первый вариант изготовления поделки в технике «Папье-маше». Приложение 2;
- для работы будем использовать писчую бумагу, пропечатанную с одной стороны и клей ПВА, разведённый водой в пропорции 1:1, кисть №8, баночку для клея;
- готовую форму окрашиваем гуашью с помощью кисти. Так же понадобится баночка с водой и салфетка;
- первый слой приклеиваем пропечатанной стороной вверх, то есть наше изделие будет всё в буковках. Второй слой – белой стороной бумаги. Так делаем для того, чтобы было точно понятно, что вся заготовка обклеена на один слой и на второй соответственно;
- после этого оставляем изделие сушиться до следующего занятия;
- целесообразно сделать 8-10 слоёв, чтобы изделие получилось достаточно плотным;
- после нанесения всех слоёв, промазываем изделие не разведённым клеем ПВА. Даём высохнуть и изделие готово к покраске;
- после покраски, высохнувшую поделку при желании можно покрыть клеем ПВА, чтобы закрепить гуашь или обратиться за помощью к взрослым и покрыть готовое изделие лаком.
Техника безопасности при работе с клеем
1. С клеем обращайтесь осторожно!
2. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.
3. Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.
4. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
5. По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
6. При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
Приложение 1
История возникновения Техники «Папье-маше»
Несмотря на французское название, родиной папье-маше считается Китай, где и была изобретена бумага. Первые предметы из папье-маше были обнаружены при раскопках в Китае, это были древнекитайские доспехи и шлемы. Для придания им жёсткости применяли многослойное покрытие лаком. Эти предметы относятся к династии Хань (202 до н. э. — 220 н. э.).
В те времена доспехи из папье-маше были самым технологичным защитным оснащением, оно выдерживало попадание стрелы и скользящий удар меча. Наряду с неплохой прочностью, бумажные доспехи очень мало весили, позволяя бойцу быстро двигаться в бою.
Из Китая интерес к папье-маше распространился в Японию и Персию, где в этой технике изготавливали уже маски и другие атрибуты для праздников. Постепенно эта техника распространилась по всему миру и наибольшей популярностью пользовалась в европейских странах. С середины XVII века Франция начала собственное производство изделий в технике папье-маше; изначально это было изготовление кукол, которые пользовались большой популярностью. Англичане последовали их примеру с 1670 года. Наибольшую популярность папье-маше получила в 1800 годах. В Россию эту технику принёс Пётр I.
Приложение 2
Технология выполнения поделок в технике «Папье-маше»
Существуют три технологии изготовления изделий из папье-маше.
По первой технологии изделие изготавливается послойным наклеиванием маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленную модель. В классической технике наносится до 100 слоёв бумаги. Сейчас для этого часто используют поливинилацетатный клей, а раньше применяли крахмальный клейстер. Формы — гипсовые, хотя часто используются воздушные шарики для основы сферической поделки. Иногда среди слоёв бумаги добавляют слои ткани/марли, чтобы изделие стало более крепким на разрыв (то есть армируют).
По второй технологии изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в тёплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. «Тесто» выливают в приготовленную форму или наносят слоем на её поверхности и выдерживают до полного высыхания. Разновидностью второй технологии является формирование изделия из быстро высыхающей жидкой бумажной массы с помощью специального 3D-принтера.
По третьей технологии изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твёрдого плотного картона.
Полученное изделие грунтуется и раскрашивается.
Приложение 3
Пальчиковая гимнастика
Пальчики
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять. (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке)
Посуда (Чередование хлопков в ладоши и ударов кулачков друг о друга)
Раз, два, три, четыре, (Одна ладонь скользит по другой по кругу)
Мы посуду перемыли:
(Загибать пальчики по одному, начиная с большого)
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку. (Одна ладонь скользит по другой.)
Мы посуду перемыли, (Разгибать пальчики по одному, начиная с большого.)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали. (Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши.)
Так мы маме помогали.
Дружба (Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. (Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. (Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)
Один, два, три, четыре, пять.
Пять, четыре, три, два, один.
Котик (Имитировать движения лап котика)
Котик лапкой умывается
Видно, в гости собирается
Вымыл носик.
Вымыл ротик.
Вымыл ухо.
Вытер сухо.
Фруктовая ладошка
Этот пальчик - апельсин, (Поочередно разгибают пальчики из кулачка,)
Он, конечно, не один. (начиная с большого).
Этот пальчик - слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик - абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик - груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик - ананас,
Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладошками вокруг и на себя).
Овощи
У мальчика Максимки
Овощи в корзинке: (Дети делают ладошки «корзинкой»).
Вот пузатый кабачок (Сгибают пальчики, начиная с большого).
Положила на бочок,
Перец и морковку
Уложила ловко,
Помидор и огурец.
Наш Максимка - молодец! (Показывают большой палец).
Детки (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные. (поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы; поочерёдно сгибать их в кулачок, начиная с большого)
Тише, тише, тише,
Не шумите!
Наших деток не будите!
Птички станут щебетать,
Будут пальчики вставать. (раскачивать кулачок вверх-вниз по ритмике стихотворных строк, а на слове “вставать” - открыть кулачок, широко раздвинув пальцы)
Приложение 4
Стихи для презентации детских работ
Что растет на нашей грядке? В. Коркин
Что растет на нашей грядке
Огурцы, горошек сладкий.
Помидоры и укроп
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат,
Наша грядка — просто клад.
Но арбузы не растут тут.
Если слушал ты внимательно,
Запомнил обязательно.
Отвечай-ка по порядку.
Что растет на нашей грядке?
Прекрасен наш осенний сад. Рашид У.
Прекрасен наш осенний сад.
В нем слива есть и виноград.
На ветках, как игрушки,
И яблоки, и груши.
А к ночи веет холодок,
И желтый лист шуршит у ног.
Плоды мы утром соберем
И всех соседей созовем.
И солнышку помашем,
"Спасибо, осень!" – скажем.
Чашка с блюдцем Любовь Алейникова
Чашка с блюдцем
Чашка с Блюдцем за столом,
Много хохотали,
А разлили чай с медком,
Очень испугались!
Папа-Шкаф услышал звон,
Смотрит на них хмуро,
«Ставлю вас не за стекло,
А на полку! В угол!»
Тарелка Слуцкая Л.
Мне тарелку очень жалко,
Ведь тарелка голодалка,
Вовсе кушать неумелка,
Ничегосовсемнеумелка!
Каждый день она по новой
То на кухне, то в столовой.
На столе тарелок строй,
Все наполнены едой.
Накрошу еду я мелко:
«Кушай, милая тарелка!»
Румяный Колобок Ледкова Светлана
Я румяный Колобок,
Вот с окошка наутек,
Я по лесу побегу
И лису перехитрю.
Песню ей спою про то,
Как не съел меня никто.
И она меня не съест!
Пусть идет голодной в лес!
Круглый кот Владимир Степанов
Жил на свете круглый кот,
Круглым был он круглый год:
Кругло ел и кругло пил,
Кругло «мяу» говорил
Круглой лапой круглый кот
Умывал свой круглый рот.
Сядет он перед крыльцом —
Круглый сам и хвост кольцом.
Почему он круглым был?
Потому что спать любил.
Днём и ночью круглый кот
Никаких не знал забот.
Тыква золотая Груданов Е.
Там, на солнышке сверкая,
Дремлет тыква золотая.
И растёт, растёт, растёт,
Заполняя огород!
Если солнце припечёт,
Если дождичек польёт,
То одной огромной тыквы
Хватит нам на целый год!
Будем жарить, печь, томить,
Будем кашу с ней варить!
Приложение 4
Образцы поделок для рассматривания в технике "Папье-маше" Чайный сервиз
Здравствуйте, Виктория. Вы представили интересный творческий проект«Загадочный мир папье-маше»! Мне понравился! Знакомство дошкольников с увлекательным видом творчества, его историей и изучением разных способов изготовления папье-маше, существенно пополнит творческий и интелектуальный багаж не только деток, но и их родителей. Голос.
Спасибо, Ольга Анатольевна.
Мы старались.
Детям очень понравилась эта технология, для них было не понятно, что мы достанем основу (фрукт или кружечку) из изделия и только потом будем красить... Они с таким удивлением наблюдали за моими действиями и так ярко радовались, что все кружечки остались целы и кукольное чаепитие будет продолжаться!
Спасибо за позитивный комментарий!
Ольга Васильевна, спасибо, что нашли минутку познакомиться с нашими работами.
Ребятишки с увлечением клеили, красили. Новая техника увлекла на за собой в удивительный мир творчества.
Ольга Станиславовна. Спасибо, что нашли минутку, познакомиться с нашим проектом. Работа велась в сжатые сроки-готовились к конкурсу.....Но очень увлекательная и интересная!
Голос №5. Замечательный проект. Большое спасибо за приглашение. Презентация очень понравилась. Ваши ребята молодцы. Цель достигнута, идея проекта великолепная. Я надеюсь, что она найдет последователей. Удачи в педтворчестве!
Спасибо, Оксана Анатольевна.
Мы с увлечением создавали свои поделки.
На конкурсе "Мастер на все руки" отмечены отдельным призом!
Ребятишки довольны, что результаты нашей работы отмечены на городском уровне! Ждут заслуженную награду!
Заходите ещё в гости.
Творческих успехов!
Ольга Станиславовна Ерёменко #6 декабря 2020 в 09:25+1
Здравствуйте, Виктория.
Проект интересный, насыщенный.
Папье-маше интересная техника и забытая нами.
А зря.
Она даёт столько возможностей для создания различных форм, предметов.
Спасибо, что знакомите ребятишек с этой техникой!
Успехов в творчестве.