Проект в детском саду на тему «Удивительный мир насекомых». Старший дошкольный возраст
Детство тянется к насекомым.
Они любопытны,
… а это уже - стимул к творчеству.
Сальвадор Дали
Автор: Останина Виктория Александровна, воспитатель МДОУДСКВ "Радуга" СПДС "Серебряное копытце".
Тип проекта: познавательно-творческий
Вид проекта: групповой
Продолжительность: краткосрочный, 1 неделя
Возраст участников: 6 лет
Актуальность:
Как удивителен и необычен мир насекомых. Вдруг зимой за окном, между рамами проснулась муха. Как? Почему зимой? вопросы и снова вопросы и неподдельный интерес в глазах детей. Седи зимы увидеть живое насекомое!
Как удивителен мир насекомых!
А как же они зимуют, почему одни летают, а другие ходят по воде?
развивать и поддерживать интерес детей - одна из важных задач взрослых. Научит самостоятельно находить информацию, познакомить детей с вроде бы уже знакомыми им насекомыми заново, рассказав много интересного и нового для ребят. Подойдём к знакомству с ними творчески - отобразим все их особенности через продуктивные виды деятельности. подружимся с ними, поймем, что они нужны в природе и их необходимо беречь.
Отправимся навстречу таким знакомым и настолько удивительным насекомым!
Цель: расширение знаний детей о насекомых.
Задачи:
1. Развивать познавательный интерес детей к миру насекомых.
2. Познакомить детей с особенностями жизни насекомых и способах их зимовки.
3. Развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.
4. Пополнить развивающую среду группы материалами для успешной реализации проекта.
Продукт проектной деятельности:
- выставка творческих работ детей «Удивительный мир насекомых»
- фестиваль стихов «Путешествие в мир насекомых»
- оформление альбома «Такие разные насекомые»
- создание иллюстрированной книги «Мир насекомых»
Циклограмма деятельности детей в рамках реализации проекта.
Понедельник.
Что мы знаем о насекомых.
1. Круглый стол «Давайте поговорим о насекомых»
2. Работа с дидактическими карточками «Насекомые».
3. Чтение произведений о насекомых. (Приложение 1)
4. Рисование «Удивительное насекомое»
5. Пальчиковая гимнастика "Жук" (Приложение 4).
6. Домашнее задание: Подбор книг о насекомых.
Вторник.
Играем вместе.
1. Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Доскажи словечко», «Чья тень». (Приложение 2)
2. Подвижные игры «Поймай комара», «Бабочки» (Приложение 2).
3. Отгадывание загадок о насекомых. (Приложение 3).
4. Домашнее задание: сбор скорлупы от грецкого ореха для продуктивной деятельности.
5. Домашнее задание: Разучивание стихотворений и загадок о насекомых.
Среда.
На лужайке.
1. Беседа с презентацией «Жизнь насекомых».
2. Изготовление коллективной работы «На лужайке».
3. Пальчиковая гимнастика «Гусеница».
4. Домашнее задание: Создание иллюстрации «На лужайке много насекомых».
Четверг.
Литературная гостиная.
1. Фестиваль стихов «Путешествие в мир насекомых»
2. Чтение стихотворений о насекомых. (Приложение 1)
3. Беседа "Как зимуют насекомые?"
4. Аппликация "Насекомое"
5. Начинаем создавать иллюстрированную книгу «Мир насекомых».
6. Домашнее задание: Рисунок «Самое удивительное насекомое»
Пятница.
Подводим итоги.
1. Оформление выставки «Удивительный мир насекомых»
2. Составление мини-рассказов о насекомых.
3. Оформление альбома «Такие разные насекомые»
4. Составление иллюстрированной книги «Мир насекомых».
Приложение 1.
Стихи о насекомых.
Бабочка
Вот две бабочки летят.
Рассказать тебе хотят,
Что вчера ещё в траве
Были гусеницы две.
Но из гусениц ленивых
Превратились вдруг в красивых
Пёстрых маленьких принцесс.
На лугу полно чудес!
***
Божья коровка
А у божьей, у Коровки
Крылья - пёстрые обновки.
На спине у модных крошек
Видим чёрные горошки.
***
Жук
Жук жужжит весь день подряд.
Утром, вечером и днем,
Все ему уже твердят:
От тебя жужжит весь дом!
А жуку жужжать не лень,
Он так развлекается,
И жужжит он целый день,
И не заикается!
***
Комар
Что за маленькие злюки
Искусали наши руки,
Покусали наши лица,
Так, что нам теперь не спится?
И, жужжа, над нами вьются,
В наши руки не даются!
Злые, словно крокодилы,
Львы, гиены и мандрилы!
Летуны ночной поры,
А зовут их комары!
***
Кузнечик
Глянь, кузнечик поскакал,
Все росинки расплескал,
Виден в зарослях едва -
Он зелёный, как трава.
***
Моль
Ты знаком с такой невеждой,
Что питается одеждой?
Не знаком? Тогда позволь
Я тебе представлю Моль.
***
Муравей
Долго дом из хворостинок
Собирают для семьи,
Не жалея ног и спинок,
Непоседы - муравьи.
***
Муха
То на локоть примостится,
Сгонишь - на плечо садится.
Хоботком своим щекочет,
Улетать совсем не хочет.
***
Оса
Мы - маленькие осы.
В тельняшках, как матросы,
Летаем над цветами -
Вы все знакомы с нами.
Всегда на наших ножках
Пушистые сапожки.
Нам жарко в них немножко.
Пришлите босоножки!
***
Пчела
Вокруг цветка жужжанье
У пчёлки расписанье:
Весь день нектар качает,
А ночью отдыхает.
***
Сверчок
Сверчок за печкою живет
И тихо песенку поет.
Про то что за окном темно,
О том что спать пора давно.
***
Светлячок
Он в саду ночном блуждает,
Путь – дорожки освещает,
Светит, словно маячок.
Кто же это? Светлячок!
***
Сороконожка
У сороконожки
Заболели ножки.
Видишь на дорожке
Снятые сапожки?
***
Стрекоза
Что за чудо - стрекоза!
Только крылья и глаза!
В воздухе трепещет
И на солнце блещет.
***
Улитка
А ты знаешь, что улитка
Не способна бегать прытко?
Только ползать, не спеша,
Тихо листьями шурша.
***
Шмель
С первым солнцем шмель проснулся,
Вcтpепенулся, отряхнулся...
Лепестков открытие
Для шмелей событие!
Приложение 2
Игры
Дидактическая игра «Доскажи словечко»
Цель: Развивать речевую активность детей, логическое мышление, слуховое внимание.
Задачи:
- Расширять словарный запас детей по теме «Насекомые»;
- Развивать логическое мышление, чувство рифмы;
- Развивать творческое воображение.
1. Эта кроха всем знакома
Богатырь из насекомых
Кто на свете всех сильней
Ну конечно….(
Муравей)
2. Целый день с утра до ночи
Хоботок в нектаре мочит
Так проворна весела
Работящая …..
(Пчела)
3. На ромашку у ворот
Опустился вертолет
Золотистые глаза
Кто же это….
(Стрекоза)
4. Спинка в веснушках
Ах как неловко
И покраснела
Божья….
(Коровка)
5. Целый день он спать не прочь,
но едва наступит ночь,
Запоет его смычок,
музыканта звать…
( Сверчок)
6. То погаснет, то зажжется
ночью в роще огонек,
Угадай, он как зовется?
Золотистый….
(Светлячок)
7. Муха ахнула сперва
Ах какие кружева
Бедняжка словно в тине
Увяла в ….
(Паутине)
8. День уже кончается -
Она всё обувается
Трудно все обуть сапожки,
Ведь она…..(Сороконожка)
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Цель: развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Дидактический материал: набор карточек, на каждой карточке изображены 4 живых существ, 3 из них связаны общим признаком, а 4-й лишний.
Ход игры:
Можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей.
Ребенку предлагается любая из карточек. Он должен посмотреть и выделить среди рисунков карточки, три из которых классифицируются по одному признаку, одно изображение лишнее, которое не подходит под единую классификацию.
Ребенок должен объяснить свой выбор.
Например, представлена карточка, на которой находятся рисунки стрекозы, бабочки, майского жука и муравья. Ребенок должен выделить лишнее насекомое - муравья. Остальных должен классифицировать как летающих насекомых.
Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте, доставая предмет, подвешенный выше поднятой руки ребенка; упражнять приземляться легко на носки с перекатом на всю ступню; способствовать формированию выдержки, умению действовать по сигналу взрослого; привлекать детей к коллективным формам организации двигательной активности; развивать и поддерживать потребность детей в общении и сотрудничестве со взрослым по поводу игровых действий в игре с правилами; укреплять связочно-мышечный аппарат ног.
Оборудование: гимнастическая палка с привязанной к одному из её концов ленты с картонным изображением комара.
Ход игры:
Дети-лягушата садятся на корточки по кругу друг от друга на расстоянии вытянутых рук, лицом к центру.
Воспитатель берет в руки гимнастическую палку с привязанным на ленте комаром и встает в середину круга.
Воспитатель читает отрывок из стихотворения Б.Заходера:
Поют лягушки хором.
Какой прекрасный хор!
Вот есть же хор, в котором
Не нужен дирижер!
- Эй, лягушки! Не зевайте –
Комара скорей поймайте!
Воспитатель начинает медленно вращать палочку (кружит комара) немного выше головы детей. Когда комар летит над головой, дети подпрыгивают, стараясь его поймать. Тот, кто схватит комара, говорит: «Я поймал».
Затем воспитатель снова обводит комариком круг
Игра повторяется 5 – 8 раз.
Вращая комара, воспитатель то опускает его, то поднимает, но на такую высоту, чтобы дети могли достать комара.
Выигравшими считаются дети, которым удалось поймать комара 1 – 2 раза.
Подвижная игра «Бабочки»
Цель: Развивать у детей ориентировку в пространстве, сообразительность, ритмичность движений. Упражнять детей в беге и приседании.
Оборудование: цветочки по количеству детей: белые, розовые, голубые.
Ход игры:
Дети – изображают "бабочек" стоят на краю площадки.
Воспитатель: "Бабочки-красавицы полетели на лужок".
Дети отводят руки в стороны, начинают легко на носочках бегать по залу, каждый по своему маршруту.
Воспитатель: "На цветочек беленький все тихонько присели".
Дети приседают возле цветочков названого цвета.
Воспитатель: "У-у-у". (Означает завывание ветра, бури)
Бабочки убегают из сада на край площадки.
Игра повторяется несколько раз.
Воспитатель отмечает детей, которые легко и тихо бегали и приседали.
Продолжительность игры 5 – 6 минут.
Приложение 3
Загадки о насекомых.
***
Не человек,
Не зверь,
А с усами.
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
(Комар)
***
Самого не видно,
А песню слышно.
(Комар)
***
Не зверь, не птица,
Нос, как спица;
Летит — кричит;
Сядет — молчит;
Кто его убьет —
Свою кровь прольет.
(Комар)
***
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)
***
Черен — да не ворон,
Рогат — да не бык,
Шесть ног — да без копыт.
(Жук)
***
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(Жук)
***
В лесу у пня суетня, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет.
(Муравьи)
***
На поляне возле елок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нем миллион. (Муравьи)
***
Мы — лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
(Муравьи)
***
Много мастеров
Срубили избу без углов.
(Муравьи)
***
Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может ...
(Муравей).
***
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)
***
Кто над нами
Вверх ногами
Ходит — не страшится,
Упасть не боится?
(Муха)
***
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка)
***
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
***
Домовитая хозяйка
Полетела над лужайкой,
Похлопочет над цветком —
Он поделится медком.
(Пчела)
***
На лугу живет скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь.
(Кузнечик)
***
С ветки на тропинку,
С травки на былинку
Прыгает пружинка —
Зеленая спинка.
(Кузнечик)
***
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)
***
Не солнце, не огонь,
А светит.
(Светлячок)
***
Он сети, как рыбак, готовит,
А рыбы никогда не ловит.
(Паук)
Приложение 4
Пальчиковая гимнастика
Жук.
Я большой веселый жук.
Знаю все сады вокруг.
Сжать кулачок.
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-Жу.
Поводить рукой как-будто жук летит.
Я могу часами
Шевелить усами.
Указательный палец и мизинец развести в
стороны («усы»). И пошевелить пальцами.
Гусеница.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползет», как гусеница, складываясь и разгибаясь, по внутренней стороне другой руки от плечевого сустава до кончика пальцев)
Бабочкина дочка,
(«ползет» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает, (то же проделываем, меняя руки: «от корня к верхушке»)
Кушает листочки:
(и по другой стороне обратно)
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(Ладони складываем вместе перед собой. При каждом слове «Ам!» одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» всеми пальцами, кроме большого, прямые пальцы другой ладони. Потом ладони меняются ролями.)
Поела –
(останавливаемся, сложенные вместе ладони расслабляются)
Спать захотела.
(одна сжимается в кулачок, другая ее накрывает – держит кулачок, как яблоко)
Проснулась –
(постепенно расправляем ладони)
Бабочкой обернулась!
(руки перекрещиваем в районе запястий, ладони теперь – крылья бабочки)
Полетела, полетела, полетела!
(машем «крыльями»: запястья или предплечья перекрещены, левая ладонь машет возле правого плеча и наоборот)
Приложение 5
Работы детей.
Рисунки "Удивительное насекомое"
Аппликация "Насекомое"
Коллективная работа "На лужайке"
Рекомендуем посмотреть:
Проект на тему "Русские народные сказки" в детском саду в старшей группе
Проект в детском саду на тему "Дружба". Старшая группа
Эколого-валеологический проект в детском саду в старшей группе
Проект в старшей группе ДОУ. Тема: Народные промыслы Нижегородского края