Формирование и коррекция слоговой структуры слова у дошкольников
Рекомендовано: родителям, дефектологам, коррекционным педагогам, учителю-логопеду
К предпосылкам формирования слоговой структуры слова относят пространственный, динамический и ритмический факторы психической деятельности. Их зрелость проявляется в способности ребенка к последовательной переработке звуковых сигналов (при восприятии) и к линейному построению артикуляционных движений (при проговаривании) (А.Р. Лурия, А.В. Семенович, И.Т. Власенко, Т.В. Ахутина и др.)Индикатором сформированности оптико-пространственной ориентации, ритмического и динамического построения движений являются продуктивные виды деятельности, связанные с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений (А.В. Венгер, О.С. Бот, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина).При нормальном развитии ребенка овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд закономерно сменяющихся фаз. К трем годам все трудности слогообразования оказываются преодоленными. В этом же возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого высказывания.
Поскольку при нарушении слоговой структуры слова может искажаться порядок слогов, сокращаться их число, отмечаются замещения, ошибки воспроизведения стечений согласных, в ходе логопедического обследования необходимо предлагать ребенку различные типы слов: простые — из открытых слогов, без стечений согласных, и более сложные — из 4—5 слогов, со стечениями в начале, середине и конце слова. Виды тестовых заданий также должны варьироваться: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с большой концентрацией сложных слов, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом.
предлагаю материал, по которому может проводится работа по преодолению нарушений слоговой структуры.
1. Паровозики.
Ход: ребенок называет по очереди,что везут паровозики, прохлопывая слоги слов ладонями. Камушком закрывает названный предмет.
2. Что везет грузовичок
Ход: ребенок называет, что в кузове грузовика, проговаривая слова по слогам, отстукивая слоги деревянными ложками друг об друга. Названные картинки закрывает фишками.
Похожие записи:
Советы учителя-логопеда для родителей
Формирование слоговой структуры слова у детей с ОНР
Дидактическая игра «Лягушата» для детей старшей группы с ОНР
Формирование правильной слоговой структуры у младших дошкольников. Конспект подгруппового занятия дл