Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Этапы коррекционной работы дефектолога с детьми дошкольного возраста с детском саду

Основные этапы коррекционной работы дефектолога с детьми
рекомендовано: дефектологу, коррекционному педагогу, логопеду
цель: ознакомить с этапами и их последовательностью в коррекционной работе с детьми
содержание статьи:
В России с конца 20-х гг. XX в. установилась основная тенденция ра-боты с детьми с отклонениями в развитии. Отечественный подход носит комплексный медико-психолого-педагогический характер. Основной задачей коррекционных школ считается подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни. По Л.С. Выготскому, цель коррекционной работы заключается во всестороннем развитии аномального ребенка как обычного. Исправление и коррекция недостатков в развитии осуществляется попутно с воспитанием и обучением.

На сегодняшний день границы предмета олигофренопедагогики рас-ширились. Предметом олигофренопедагогики являются дети и с достаточно глубокой степенью умственной отсталости — имбецилы, и дети с минимальными мозговыми дисфункциями — дебилы.

Основные направления коррекционной деятельности:
1. Корректирующее воздействие на ребенка с помощью окружающей среды (социальной, природной).
2. Организация и коррекционная направленность учебного процесса.
3. Подбор культурно-массовых и оздоровительных мероприятий.
4. Психогигиена семейного воспитания.

Эти направления могут быть представлены следующим образом:
- совершенствование достижений сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи и овладение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире, обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекция отклонений ребенка осуществляется комплексно, на основе глубокой диагностико-коррекционной деятельности, выявления и изучения отклонений в развитии. В программе коррекционно-педагогической деятельности должны быть предусмотрены как работа по преодолению дефекта, так и шаги по профилактике, действия по формированию личности подростка с опорой на его положительные качества. Коррекционно-педагогическая деятельность также должна быть направлена на формирование мировоззрения, социально значимых знаний, навыков и умений. Обязательным условием коррекционной деятельности является ее практическая ориентированность. Коррекционно-педагогическая деятельность предусматривает тесное сотрудничество учителей, родителей и умственно отсталого ребенка.

Основным методом обучения детей с умственной отсталостью является интеграция детей младшего возраста в детский коллектив. Интеграция находится в центре внимания в настоящее время, это связано с особой актуальностью проблемы. Интегрированное обучение предполагает, что ребенок с особенностями в развитии овладеет общеобразовательным стандартом в более близкие к норме сроки. Интеграция является закономерным этапом развития коррекционного образования.

В соответствующей отечественной практике концепция интегрированного обучения строится по следующим принципам:
- ранняя коррекция недостатков развития, способствующая восстановлению некоторых функций детей с отклонениями в развитии;
- обязательная коррекционная помощь каждому интегрированному ребенку;
- обоснованный отбор детей для интегрированного обучения — дети с глубокими нарушениями в психоэмоциональном развитии не могут успешно воспитываться в окружении обычных детей.

Существует несколько моделей интеграции:
- полная — ребенок с отклонениями в развитии постоянно воспитывается среди здоровых сверстников. Такая форма интеграции подходит только для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению;
- комбинированная — если психофизическое развитие детей с откло-нениями в развитии соответствует или близко к возрастной группе, они воспитываются в общих группах с обычными детьми (по 1-2 человека), при этом постоянно получая помощь дефектолога;
- частичная интеграция — дети с проблемами в развитии еще не спо-собны овладевать образовательным стандартом на равных со здоровыми сверстниками, и они занимаются в массовых группах лишь часть дня;
- временная интеграция — все воспитанники специальной группы объединяются со здоровыми детьми для проведения праздников, соревнований и прочих массовых мероприятий. Это объединение происходит не реже 1-2 раз в месяц.

Для детей-олигофренов наиболее целесообразны частичная и, особенно, временная формы интеграции. Такое воспитание способствует гуманистическому воспитанию здоровых детей и более раннему социальному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.

Все направления специального образования и воспитания обладают рядом особенностей:
- дифференциация содержания обучения — в программах целесооб-разно ввести несколько уровней содержания материала, различных по объему и глубине раскрытия разделов. Различные уровни трудностей содержания программ должны учитываться при осуществлении дифференцированного подхода. Дифференциация содержания обучения в отечественной олигофренопедагогике предполагает индивидуализацию методов и приемов обучения;
- научность содержания обучения является важным принципом: даже для достижения большей доступности учебного материала нельзя упростить его до степени искажения понятий, закономерностей, причинно-следственных связей. Принцип доступности требует вскрытия сущности описываемых явлений в доступной форме, создания у учащихся верных представлений об окружающем мире;
- жизненная и практическая направленность обучения необходима для учащихся вспомогательных школ. Учебный материал значим не только с познавательной, но и с практической точки зрения. Практическая направленность обучения — это формирование системы учебных, трудовых, практических, нравственных, бытовых умений и навыков на основе получаемых знаний. Содержание обучения в коррекционной школе носит прикладной характер;
- межпредметные связи осуществляются в содержательном процессе образования, в программах и учебниках, где отражаются связи между языком и трудовым воспитанием, математикой и трудом, естествознанием, географией и трудом. Такая особенность важна для детей с умственной недостаточностью, которым трудно установить межпредметные связи;
- пропедевтический этап обучения — особая система уроков, направленная на подготовку учащихся к усвоению системы знаний, умений и навыков, определяемых программами по учебным предметам. Среди задач пропедевтического этапа обучения можно выделить следующие: сенсомоторное развитие учащихся, формирование круга элементарных представлений у детей с умственной отсталостью, формирование мыслительных качеств.

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательн Из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ Структурированное пространство и рутины
Игры на автоматизацию звуков в работе учителя-логопеда ДОУ | Формирование слоговой структуры слова у детей 3-4 лет
Опубликовано: 885 дней назад (21 ноября 2021)
Просмотров: 822
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!