Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) для обучающейся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной умственной отсталостью Чалмаева Александра
Автор: учитель-дефектолог Сабитова Римма Абдрасиковна
Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее - СИПР) для обучающегося 4 класса с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью Чалмаева Александра составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» (ст. 7).,
- Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья ( специальном образовании)», письма МО РФ от 03.04.2003 №27/2722-6 «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект»,
- Конвенции ООН о правах ребенка,
- Конституции РФ,
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ,
- Приказа Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 28.05.2014) "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067),
- Распоряжения Министерства образования и науки Ульяновской области №846-р от 29.05.2014 «Об организации деятельности региональных пилотных площадок по реализации направления «Поддержка региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные государственные образовательные стандарты образования детей с ограниченными возможностями здоровья»,
- Закона Ульяновской области от 13.08.2013 №134-ЗО «Об образовании в Ульяновской области»,
- Приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35847).
Содержание СИПР направлено на освоение знаний, умений и навыков на индивидуальном нецензовом уровне.
Основой СИПР являются следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий непрерывность образования;
- принцип целостности содержания образования;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с НОДА (вариант 6.4.) всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни;
- принцип сотрудничества с семьей.
При реализации СИПР в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 6.4.) предполагается дозированное расширение его жизненного опыта и социальных контактов в доступных для него пределах.
Общие сведения.
Чалмаев Александр Валерьевич 11.12.2004 г.р. воспитывается в полной семье, является первым ребёнком от второго брака, семья проживает в 3-х комнатной квартире в городских условиях. В дошкольный период родители в основном лечили ребёнка в медицинских учреждениях и реабилитационных центрах, дошкольным образованием мальчик не была охвачен. В настоящее время находится на индивидуальном обучении в школе-интернате.
Характеристика
Чалмаев Александр, ученик 4б класса для детей с НОДА умеренной и тяжелой умственной отсталостью, в силу своего заболевания нуждается в индивидуальном обучении и по индивидуальной программе обучения. Александр получает необходимое медикаментозное лечение.
Основание для индивидуального обучения: приказ №1334/49 от 16.10.2015
Александр – мальчик, имеет сложную структуру дефекта, ДЦП, умеренную умственную отсталость, миопию слабой степени обоих глаз.
Александр Чалмаев имеет тяжёлые множественные нарушения развития. Психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия ученика приводят к трудностям обучения в следствии:
- состояния здоровья;
- несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;
- дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Состояние речи ребёнка:
- Малочисленная жестовая символика.
- Несформированость жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.
- Понимание обращённой речи ограниченно и связано только с личным опытом.
- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.
Психологические особенности ученика:
- Значительно снижен объём произвольного внимания.
- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.
- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.
- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.
- Трудности формирования учебных умений и навыков.
Особенности межличностного взаимодействия.
-Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.
-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.
-Существенное снижение устойчивой работоспособности.
-Очень низкая мотивация обучения и общения
В тоже время, мальчик показывает радость, когда приходишь к нему на занятие, радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.), но иногда проявляет негативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом несформированы, ребенку требуется постоянная помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы. Интерес к деятельности взрослого слабо выражен и неустойчив. Интерес вызывает не сама деятельность, а отдельные признаки предметов (звучание, цвет). Требуется многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать. В процессе работы предлагаемая программа действий не удерживается. Способен к совместным действиям со взрослым. Наступает быстрое пресыщение деятельностью. Волевых усилий не проявляют. Эмоциональное реагирование в процессе работы не всегда адекватно.
Александр умеет
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу);
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
- выделять признаки цвета (красный и желтый), формы (куб, шар, квадрат, круг), величины (большой, маленький) в предметах по подражанию действиям взрослого (задания типа «Найди такой же...»), по образцу и по словесной инструкции;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов совместно со взрослым;
- узнавать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и соотносить их с количеством пальцев и предметов;
- писать цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 по трафарету совместно со взрослым;
- осуществлять выбор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник) по подражанию действиям педагога;
- соотносить плоскостные и пространственные фигуры в процессе игр и игровых упражнений;
- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого;
- показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.) с помощью взрослого;
- перемещать различные предметы вперед и назад по поверхности стола по подражанию действиям взрослого,
- узнавать на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) контрастные времена года (лето и зима) и части суток (день и ночь).
- называть изученные буквы;
- писать эти буквы по трафарету с помощью взрослого;

Направления деятельности по формированию жизненной компетенции:

1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и по созданию специальных условий для пребывания в школе, о своих нуждах и правах в организации обучения.
2. Овладение социально – бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (в рамках учебного предметов «Жизнедеятельность человека», «Самообслуживание» и «Предметные действия»).
3. Овладение навыками коммуникации ( в рамках учебных предметов «Развитие речи и окружающий природный мир», «Общение и чтение», «Письмо», «Музыка»).
4. Дифференциация и осмысление картины мира и её временно – пространственной организации (в рамках учебных предметов «Развитие речи и окружающий мир»).
5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Планируемые результаты:
Планируемые результаты 4б класс.
Личностные результаты:
У обучающихся с НОДА умеренной и тяжелой умственной отсталостью 4 класса будут сформированы:
- основы российской гражданской идентичности, элементарное чувство гордости за свою родину, российский народ и историю России на основе примера учителя;
- осознание социально-ориентированного взгляда на мир и элементарные навыки социального поведения (в рамках школы-интерната и окружающего социума, взаимодействие с которым необходимо для реализации планируемых результатов);
- осознание необходимости безопасного, здорового образа жизни, мотивация к обслуживающему труду, бережное отношение к материальным и приобщение к духовным ценностям (материальные ценности школы-интерната и собственных вещей, приобщение к школьным традициям, и основным международным и Российским праздникам).
- осознание нравственно-эстетических ценностей и экологических потребностей на основе положительного примера.
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях в условиях класса, школы-интерната и некоторых социальных объектов.
- установка на безопасный, здоровый образ жизни (выполнение гигиенических требований), мотивация к предметно-практической деятельности и совершенствованию навыков самообслуживания.
Жизненные и социальные компетенции:
- принимать практическую и познавательную задачу (в рамках учебного материала), под руководством учителя определять и удерживать цель, оценивать собственные действия и своё поведение;
- работать по алгоритму, предложенному учителем для реализации поставленной цели под контролем и с помощью учителя;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих и действия с точки зрения морально-этических норм под руководством учителя;
- использовать знаково-символические средства представления информации с учётом программных требований;
при помощи учителя формулировать выводы и проводить элементарные рассуждения.
- применять логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов (с помощью учителя) в рамках программного материала;
- активно вступать в учебное сотрудничество с учителем, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению под руководством учителя.
- ставить вопросы, обращаться за помощью к учителю, формулировать свои затруднения;
- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, регулировать конфликты ненасильственным путём.
- осознавать себя учеником;
- осознавать хорошие качества ученика, интересоваться внеурочной деятельностью, совершенствованием навыков самообслуживания;
- брать пример своего поведения и отношения к учёбе с хороших учеников.

Индивидуальный учебный план
Учебный план СИПР разработан на основе учебного плана примерной АООП НОО для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (вариант 6.4.). В инвариантную часть учебного плана включены учебные предметы: «Общение и чтение», «Письмо», «Математические представления», «Развитие речи и окружающий природный мир», «Жизнедеятельность человека», «Самообслуживание», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Предметные действия», «Адаптивная физическая культура». Учебный план ОГКОУ «Школа-интернат №88 «Улыбка» для обучающихся с НОДА и умеренной и тяжёлой умственной отсталостью направлен на разрешение задач, связанных с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность обучающихся в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности. Коррекционно-развивающая область представлена следующими коррекционными курсами: «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».
Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности, осуществляются учителем или узким специалистом через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
областного государственного казённого образовательного учреждения
«Школа -интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 88 «Улыбка» на 2016-2017 учебный год
(для обучающегося с НОДА и умеренной умственной отсталостью
Чалмаева Александра при обучении на дому (вариант 6.4.)
Содержание образования в условиях организации и семьи.
Организуемое в рамках СИПР обучение и воспитание должно подготовить Чалмаева Александра к жизни и работе в специальных поддерживающих условиях. В процессе учебной и внеурочной деятельности педагогическими работниками для компенсации нарушений развития используются следующие возможности процесса обучения: определение объема доступного учебного материала на каждом уроке, многократное повторение одного и того же учебного материала, перенос знаний, полученных на одном уроке, в учебные ситуации других уроков, увеличение времени на непрерывное повторение одного и того же учебного материала; обеспечение вариативности связной речи (использование одного и того же словаря в разных ситуациях) поддержание интереса к обучению; создание ситуации успешности; снижение энергозатрат на усвоение нового материала; поддержание психологического комфорта.
Содержание программного материала по учебному предмету «Общение и чтение».
В основу программы по данному учебному предмету положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации. Учитывая значительные ограничения вербальной коммуникации, предмет «Общение и чтение» предполагает обучение альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. В программу 4б класса включены такие раздела как:
- «чтение» телесных и мимических движений;
- «чтение» изображений на картинках, фотографиях и пиктограммах.
Обучение в заявленной последовательности «Общению и чтению» ориентировано на индивидуальные психофизические и речевые функции.
Основные задачи учебного предмета.
- формировать первичные ценностные представления о книгах и иллюстрациях;
- ознакомить их с жестовыми, изобразительными средствами выразительности;
- приобщать к словесному искусству в доступных для обучающегося ситуациях;
- организовывать речевую среду, пробуждать речевую активность:
- расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового опыта;
- знакомить с простыми по содержанию сказками, стихотворениями, потешками.
Нарушения развития не позволяют сформировать у Александра навыка самостоятельного чтения. Поэтому, активно используются звукозаписи текстов с последующим пересказом и их разбором, а последовательность изучения основных слоговых структур, чтение слов, предложений, коротких текстов носит нетрадиционный характер и включает элементы глобального чтения. Чалмаев Александр должен научится читать и понимать несложные тексты, инструкции, вывески, некоторые деловые бумаги, выполнять необходимые действия в определенной последовательности. Должен научиться ставить свою подпись, писать полностью свою фамилию, инициалы или полное имя и отчество, делать несложные записи.
Планируемые предметные результаты:
В результате изучения программного материала обучающийся научится
- делить слово на слоги, предложения на слова;
- составлять простейшие предложения и делать схему предложения;
- составлять из букв разрезной азбуки после предварительного анализа слоги, слова, составлять предложения из слов указанной сложности;
- слоговое чтение вслух слогов, слов. Составлять предложения и короткие тексты;
- отвечать на поставленные вопросы.

Содержание программного материала и предметные результаты по учебному предмету «Письмо»
Цель
Формирование элементарных графомоторных навыков;
Понимание обращенной речи.
Задачи
Формирование и коррекция изобразительных, графомоторных навыков;
Развитие и коррекция мелкой моторики;
Развитие внимания, зрительной и двигательной координации;
Формирование пространственных представлений; наглядно-действенного мышления;
Развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия, слухового анализа и синтеза;
Воспитание положительной эмоциональной реакции на совместную деятельность с педагогом, умения подчиняться
словесным инструкциям.
Общая характеристика предмета
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения детей с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Этот вид речи оказывается чаще всего недоступным для обучающихся данной категории. Предмет «Письмо» предполагает обучение следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное соотношение;
рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
написанию печатных букв («печатанию» букв);
написанию письменных букв по трафаретам;
составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
Обучающиеся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают лишь элементарные ос¬новы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности. Обучение носит сугубо практическую направленность, не требующую от них соблюдения четких правил. Значимая цель обучения обучающихся данной категории заключается в том, чтобы научить их писать свои фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.
На уроках по учебному предмету «Письмо» обучающиеся данной категории усваивают элементарные изобразительные и графомоторные навыки, пространственные представления. Независимо от возраста обучение проводится в игровой форме, наиболее доступ¬ной детям и подросткам с НОДА и умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей учащимся познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные). Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушка¬ми, обыгрывание разного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая возможности каждого ученика, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп.
Предмет «Письмо» интегрируется с различными учебными предметами, а также с направлениями коррекционной работы.
Письмо используется для закрепления навыка чтения. Письменные работы заключаются в обводке, списывании печатных букв.
На данных занятиях решаются задачи подготовки к овладению зрительным образом букв. Для решения данной задачи на занятиях используются специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр. Дополнительно развивается моторика мелких мышц руки на занятиях с учителем – дефектологом.
Предметные результаты:
В результате реализации программы по данному учебному предмету обучающийся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится:
- писать под диктовку или печатать буквы, слоги, немногосложные слова, написание которых не расходится с произношением, и предложения, состоящие из 3-4 таких слов (с предварительным анализом);
- правильно списывать пройденные заглавные и строчные буквы, слова, состоящие из этих букв, и необходимые тексты;
- писать отдельные слова (с предварительным анализом).
Над правильным звукопроизношением работает дополнительно и индивидуально и фронтально учитель-логопед. Вся работа проводится в виде игр и игровых упражнений.
Содержание программного материала по учебному предмету «Математические представления».
Ограниченные возможности интеллектуального развития обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( в том числе и у Чалмаева А.), при низком темпе усвоения учебного материала, формируют только элементарные знания и умения по счету и счетным операциям. Уроки носят практический характер с опорой на наглядный материал и содержат незначительный объем нового материала. В качестве примера конкретных предметов: одна рука, руки, предметы бытового назначения, учебные и личные вещи, календарь, денежные знаки т.п.
Обучение математике в 4 классе направлено, главным образом, на овладение счетными операциями сложения и вычитания в пределах 10.
Математика готовит обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением такой задачи как коррекция и развитие познавательной деятельности и личностных качеств ребенка. Для овладения элементарными математическими представлениями большое значение имеет развитие сенсорных представлений, которые являются базой для детской конструктивной деятельности, именно поэтому математическая и конструктивная деятельность представлены в данной программе. Учитывая возрастные и психофизические особенности развития обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), материал распределен с постепенным усложнением и увеличением объема. В связи с вышеизложенным определяются следующие цели и задачи реализации программы:
Задачи программы:
диагностика и развитие наглядно-действенного мышления, памяти;
формирование элементарных общеучебных умений и навыков;
овладение элементарной терминологией;
формирование представлений о форме, величине, количестве и пространстве;
коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
Цели программы:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия, способствующие коррекции и развитию познавательных процессов;
Способствовать общему сенсорному развитию высших психических функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой активности в условиях совместной учебно-игровой деятельности.
Предметные результаты:
Обучающийся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится:
- различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал);
- ориентироваться в пространственном расположении предметов;
- выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
- счёту предметов в пределах 10;
- осуществлять счётные операции в пределах 10;
- читать и записывать числа от 1 до 9;
- использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины (сантиметр);
узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, круг;
выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты.
Содержание программного материала и предметные результаты по учебному предмету «Развитие речи и окружающий природный мир». 4б класс (33 ч)
Освоение знаний о себе, об окружающих предметах и мире, о природе, о других людях, о микросоциуме позволяют расширить количество социальных контактов; интегрировать Чалмаева А. в ближайший социум и включить в домашний и доступный общественный труд. При знакомстве с миром растений и животных развивается память, речь, внимание, логическое мышление, повышается интерес к деятельности и происходит коррекция личностных качеств.
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, елочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги. Используется материал разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера. Упражнения проводятся с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счётными палочками.
У обучающегося формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, получает некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Развиваются:
1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям. Интерес к объектам и явлениям неживой природы. Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).
Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.
2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека. Интерес к объектам живой природы. Расширение представлений о животном и растительном мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).
Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними. Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).
3) Элементарные представления о течении времени.
Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года. Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.
Предметные результаты:
Обучающийся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 б класса научится:
называть предметы, их части, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу)*
участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- характеризовать признаки времён года,
- рассказывать о своей семье, называть свое имя, фамилию, возраст, пол;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах (под руководством учителя);
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах.
Содержание и планируемые результаты по учебному предмету «Жизнедеятельность человека».
На уроках по предмету «Жизнедеятельность человека» у обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе и у Чалмаева Александра) будут сформированы элементарные навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, а также первичные представления о здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности жизнедеятельности.
Содержание учебного предмета «Жизнедеятельность человека»
Формирование культурно-гигиенических навыков:
Мытьё рук. Формирование знаний о последовательности процесса и практические упражнения по усвоению навыка мытья рук: использование мыла (намочить руки, взять мыло из мыльницы, намочить мыло, намылить руки, положить мыло в мыльницу), мытьё рук круговыми движениями, стряхивание остатков воды с рук, использование полотенца (снять с крючка индивидуальное полотенце, вытереть руки, повесить на место).
Умывание лица. Формирование знаний о последовательности процесса и практические упражнения по усвоению навыка умывания лица: вымыть руки, сложить ладони чашечкой, набрать воды, поднести к лицу и умыть его.
Питание:
Посуда. Знакомство или уточнение названий посуды и действий с ней (чашка, ложка, вилка, тарелка). Посуда для завтрака, обеда.
Отработка действий ложкой во время еды.
Обучение последовательности приема пищи: ложкой берём столько еды, сколько можем сразу поместить в рот, едим аккуратно, жуём пищу медленно.
Уход за жилищем:
Предметы уборки жилища: ведро, тряпки (называние, узнавание, соотнесение предметов с соответствующими картинками, пиктограммами).
Вытирание пыли с полок. Формирование знаний учащихся о последовательности процесса и практические упражнения.
Влажная уборка. Наблюдение за трудом уборщицы. Название действий: намочил(а), отжал(а), - с использованием вербальных и невербальных средств общения.
Мытьё столов. Формирование знаний о последовательности процесса и практические упражнения.
Безопасность в школе, в доме и на улице:
Безопасное поведение в школе. Правила поведения на уроке, во время перемены. Правила передвижение по школе: только в сопровождении взрослого, движение парами, движение по лестнице, по коридору, вход в помещение и выход из помещения. Выход на прогулку, поведение на школьном дворе.
Безопасное поведение в умывальной комнате. Формирование знаний учащихся о последовательности процесса и практические упражнения по усвоению навыка пользования водопроводными кранами: открывание (сначала открывать кран с холодной водой, затем постепенно с горячей), закрывание (сначала кран с горячей водой, затем с холодной), определение по цвету кнопок кранов, в каком холодная (синий цвет), а в каком горячая (красный цвет) вода.
Безопасное поведение в столовой.
Пожароопасные предметы: спички, зажигалки и пр. Формирование умений определять и узнавать их.
Безопасное поведение на улице. Различение тротуара и проезжей части дороги. Ознакомление с правилами перехода улицы (только с взрослыми, держась за руку взрослого).
Предметные результаты:
- названия предметов личной гигиены и действий с ними: мыло, полотенце;
- правила пользования водопроводными кранами;
- названия предметов уборки жилища: ведро, тряпки;
- название посуды и действий с ними (кроме вилки): ложка, чашка, вилка, тарелка;
- правила поведения в школе и на школьном дворе;
- правила перехода через улицу.
- о последовательности мытья рук, умывания лица;
- о последовательности процессов вытирания пыли, мытья столов;
- о пожароопасных предметах и правилах обращения с ними: спички, зажигалки и пр.
Содержание и планируемые результаты по учебному предмету
«Самообслуживание».

Проблема социализации обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является наиболее значимой в процессе их образования. Обучение предмету «Самообслуживание» готовит их к взрослой жизни в обществе через овладение ими навыков самообслуживания и общения. Необходимость включения предмета «Самообслуживание» в учебный план обусловлена крайне низким развитием высших психических функций, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Выполнение программных требований позволит обучающимся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) усвоить социально значимые умения и навыки.
Содержание тем учебного курса
Культура поведения
Обучение соблюдению элементарных правил поведения (здороваться с учителем, другими детьми, садится за парту после звонка, трудиться на уроке и пр.), рассматривание иллюстраций, картинок, на которых изображены дети в классе, действия, которые они выполняют. Просмотр видеосюжетов о поведении детей во время уроков.
Дежурство в классе. Обучение элементарным действиям (намочить тряпочку, отжать ее, вытереть доску и пр.) с помощью педагога. Отработка алгоритма действий по пиктограммам, сопряженное проговаривание алгоритма выполненных действий. Воспитание желания выполнять трудовые поручения.
Поведение в столовой. Обучение элементарным правилам культурного поведения в столовой (есть аккуратно, не бросать продукты и пр.). Формирование умения пользоваться салфеткой.
Одежда и обувь
Название (если возможно) предметов одежды. Различение одежды и обуви для занятий физкультурой и одежды и обуви для классной комнаты.
Различение верхней одежды и одежды, которую носят в помещении. Дидактические игры на распознавание различных видов одежды: «Одень куклу на прогулку», «Обведи по контуру и раскрась одежду для улицы (дома)» и пр.
Уход за одеждой. Рассматривание иллюстраций, на которых изображена грязная и чистая одежда. Средства ухода за одеждой (щетка). Практические упражнения по чистке одежды щеткой (с помощью педагога).
Питание
Продукты питания. Формирование умения узнавать продукты питания по показу (на картинках, пиктограммах) или по их названию (хлеб, каша, суп, сок, чай и др.).
Подготовка к приему пищи (мытье рук, аккуратная правильная посадка за стол и пр.).
Режим питания (завтрак, обед, полдник, ужин). Рассматривание иллюстраций, картинок: дети обедают (завтракают, ужинают) и пр. Дидактические игры: «Обведи по контуру продукты, которые ты будешь есть в завтрак, обед» и др., практические упражнения «Накрой на стол» и др.
Транспорт
Узнавание (называние) видов транспорта: автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай. Рассматривание картинок, иллюстраций дороги с движущимся транспортом, дорожных знаков.
Светофор. Рассматривание иллюстраций, модели светофора. Упражнения в назывании цветов светофора.
Практические упражнения в игровых ситуациях: «Переходим через дорогу» и пр., дидактические игры: «Красный – стой, зеленый - иди», «Мы едем, едем, едем…» и пр.
Учебный предмет «Самообслуживание» имеет немаловажное значение для формирования у обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных навыков самообслуживания (в том числе у Чалмаева А.), личной гигиены, культуры поведения, простейших навыков ведения домашнего хозяйства, бытового труда. Все необходимые и доступные знания умения и навыки, которые предусматриваются содержанием курса самообслуживания, носят практический, жизненно необходимый характер: обучение только тому, что Чалмаев А. может использовать в настоящей и дальнейшей жизни. Самообслуживание предусматривает реализацию следующих приоритетных задач содержания образования детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости, а именно:
отработка навыков самообслуживания и личной гигиены для достижения возможной степени независимости;
включение обучающегося в домашний, хозяйственный труд;
мотивация на помощь другому, а не только ожидай помощи себе;
эмоциональное развитие, чувство уверенности, положительное отношение к самому себе и окружающим;
развитие умения участвовать в совместной трудовой деятельности.
Предметные результаты:
- усвоить правила поведения в школе, в классе, столовой;
- знать названия видов одежды и обуви; различать собственную одежду и обувь, различать одежду и обувь для помещений, улицы;
- усвоить элементарные навыки по уходу за одеждой (не бросать вещи, вешать на свою вешалку, обувь убирать в ящик и пр.);
- знать названия продуктов питания;
- различать цвета светофора; усвоить элементарные правила перехода через улицу по светофору (Красный – стой, желтый - жди, зеленый – иди).
Содержание программного материала и предметные результаты по учебному предмету «Предметные действия».
На уроках по учебному предмету «Предметные действия» обучающиеся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают навыками предметных действий и трудовыми навыками. В рамках данного учебного предмета воспитывается трудолюбие, настойчивость, умение работать в как самостоятельно, так и в коллективе. Сообщаются элементарные знания по разнообразным видам труда и предметным действиям. Происходит формирование организационных умений в труде – вовремя приходить, быть на уроке организованным, убирать своё рабочее место, правильно располагать не нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.
Коррекционная направленность уроков «Предметные действия» выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании, на плоскости стола (анализировать объект, условия работы);
- предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения);
- контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий). В процессе предметной деятельности развивается наблюдательность, воображение, речь, пространственная ориентировка, исправляются недостатки физического развития. Особое внимание уделяется правилам безопасной работы и гигиены труда при проведении практических работ. При оценке знаний и умений следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места). Программа по данному учебному предмету определяет необходимый объем знаний и умений, который доступный большинству обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Предметные результаты:
Обучающиеся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 4 б класса научатся
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность
- организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;
- применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертежными (линейка, угольник), режущими (ножницы);
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- изготавливать несложные конструкции по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
- знать правила работы с пластилином, бумагой;
- сортировать нитки по цвету, наматывать на катушку;
- уважительно относиться к труду людей.

Содержание и планируемые результаты по учебному предмету «Изобразительное искусство».

Изобразительное искусство как учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствуют формированию личности обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), воспитанию у них положительных навыков и привычек (в том числе и у Чалмаева А.).
Данная программа призвана сформировать у обучающегося с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской культуры.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» создана с учетом личностного, деятельностного, дифференцированного, компетентностного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании. Процесс обучения изобразительному искусству неразрывно связан с решением специфической задачи – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение изобразительному искусству носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, является одним из средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Программа по учебному предмета «Изобразительное искусство» построена так, чтобы дать обучающимся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средствами художественной выразительности являются форма, пропорции, пространство, цветотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
В рамках данной программы реализуется возможность учить и различать форму предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки, узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); определять разницу по величине между предметами одной и той же формы; ориентироваться на плоскости листа бумаги; находить середину, верхний, нижний, правый и левый края; формировать графические представления формы (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник), различать круг и овал.
Воспитывать интерес к рисованию и рисункам. Развивать моторику руки, формировать графические навыки и умения; навыки и умения владения карандашом; навык произвольной регуляции силы нажима; навык произвольного темпа движения (его замедление и ускорение), навык прекращения движения в нужной точке: навык удержания направления движения. Различать цвета: красный, желтый, зеленый, синий, коричневый, черный, белый. Учить раскрашивать рисунок: соблюдать направление штрихов (сверху вниз, слева направо, наискось), не оставлять пробелов, не выходить за пределы контура. Рассматривание в иллюстрациях простейших изображений предметов, сравнивание их по форме, цвету и величине; рисование предметов. Работа с использованием различных техник рисования и аппликации.
Предметные результаты:
Обучающийся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) научится:
- правильно держать карандаш, кисточку.
- различать основные цвета и их названия (красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый и т.д. ).
- различать круг, квадрат, треугольник, рисовать их по трафарету, намеченным линиям, опорным точкам;
- проводить от руки прямые вертикальные, горизонтальные и наклонные линии; упражнять в закраске элементов орнамента, соблюдая контур рисунка; применять трафареты ( шаблоны);
- по возможности правильно размещать элементы рисунка на листе бумаги.
- формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
- развитие интереса к изобразительной деятельности и ее результатам;
- развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
- уметь рисовать указанные в программе предметы по подражанию учителю, по точкам или по образцу.
Содержание учебного предмета «Музыка» .
Большое значение для обучения и воспитания, развития эмоционально-волевой сферы обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (в том числе Чалмаева А.) оказывает учебный предмет, такой как «Музыка». Благотворно воздействует музыка (грустная, веселая и т.д), хоровое пение, игра на простейших музыкальных инструментах на эмоционально-волевое состояние. Учебный предмет «Музыка» направлен на формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур в различных видах музыкальной деятельности (пении, танцах, музицировании, музыкально-дидактических и хороводных играх).На уроках музыки есть возможность научиться разнообразным ритмическим движениям, соответствующим характеру звучания музыки. Значительная роль на уроках отводится вокальным упражнениям: «распевание» на подпевках и простых по звукослоговой структуре слов песен. Уроки музыки являются катализатором, стимулирующим эмоционально-нравственное развитие.
Предметные результаты:
Формируемые знания, умения, навыки:
знать детские песни для самостоятельного исполнения 2-3;
значение динамических оттенков \ форте, пиано \;
знать некоторые народные музыкальные инструменты и их звучание \ домра, балалайка, баян, гусли, свирель, гармонь, трещетка, ложки, мандалина;
особенности мелодического голосоведения, плавно, отрывисто, скачкообразно.
петь сольно и хором ( в соответствии с возможностями);
различать разнообразные по характеру и звучанию марши, танцы;
Знать некоторые танцевальные движения в соответствиии с возможностями (приставноые движения, танцевальные приседания, движения рук от себя и т.д.)
Знать название некоторых танцев, имитировать движения животных и т.д.
Содержание программы по учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
Учебный предмет «Адаптивная физическая культура» (далее - АФК) является основой физического воспитания обучающихся с НОДА и умеренной умственной отсталостью сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре, физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады — достигается формирование физической культуры личности.
На уроках АФК развиваются координация движений, общая, мелкая моторики, пространственная ориентировка, формирование двигательной активности. Все занятия делятся на несколько этапов, а упражнения выполнять по трём направлениям:
- по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»).
АФК включает в себя формирование мотивации и потребности в систематических занятиях физической культурой, коррекцию двигательных действий, укрепления и длительное сохранение собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного (по возможности) отдыха.
Должны быть сформированы:
Элементарные представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью.
Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту.
Овладение и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений,
Овладение умениями включаться в доступные и показанные подвижные игры и занятия на свежем воздухе,
Соблюдать необходимый индивидуальный̆ режим питания и сна.
Овладение доступными двигательными действиями (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание).
закаливание организма
бросать, ловить мяч, метать мяч;
Коррекционно-развивающая работа c Чалмаевым Александром направлена на:
Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов;
Мотивацию двигательной активности;
поддержку и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
обучение переходу из одной позы в другую;
освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации;
формирование функциональных двигательных навыков, которые в дальнейшем он научится использовать в повседневной жизни;
развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
формирование ориентировки в пространстве; обогащение сенсомоторного опыта.
Здоровьесбережение:
Введение в режим ежедневной утренней гимнастики.
Соблюдение условий учебной нагрузки и своевременная смена видов деятельности во избежание переутомления и пресыщения учебной деятельностью.
Введение в образовательный процесс физкультминуток и зрительной гимнастики.
Контроль над правильностью осанки.
Создание благоприятных условий для удовлетворения двигательной активности на переменах.
Социальное развитие:
Формирование установок на взаимодействие и доброжелательное отношение к детям (одноклассникам) и взрослым.
Развитие умения владеть средствами общения (невербальные и вербальные) с учётом особенностей и возможностей обучающегося.
Расширение и систематизация представлений о себе (имя, отчество, фамилия; возраст).
Расширение и систематизация представлений о своей семье/группе (имя и отчество родителей/воспитателей; профессии родителей; имя сестры/брата).
Продолжать формировать и совершенствовать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки.
Познавательное развитие:
Обобщение первичных представлений о временах года по существенным признакам сезона. Формирование представлений о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в живой и неживой природе.
Закрепление обобщающих понятий.
Формирование представлений о школе и учебной деятельности.
Формирование интереса к учебной деятельности.
Развитие психомоторных и сенсорных процессов
1. Восприятие формы, величины, цвета:
Различение, выделение, называние основных цветов.
Формирование восприятия плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Сопоставление 2-х предметов контрастных величин по высоте, длине, толщине; обозначение словом.
Выстраивание сериационных рядов из 3-х предметов различных величин по высоте, длине, толщине.
2. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога).
Определение изменений в предъявленном ряду.
Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале.
3. Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация рук, ног.
Движения в заданном направлении.
Пространственная ориентировка на листе бумаги (центр, верх/низ, правая/левая сторона).
4. Развитие крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков
Формирование навыка правильного удержания письменных принадлежностей.
Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога.
Развитие координации движений кисти рук и пальцев.
Развитие координации движений руки и глаза.
Развитие связной речи и речевого общения
Расширение и уточнение словарного запаса.
Формирование умения задавать вопросы по картинке, по демонстрации действия и отвечать на них.
Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания из 2-3 предложений и распространять предложения с помощью наводящих вопросов.
Формирование навыка правильного употребления определительных местоимений и наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко).
Развитие продуктивной деятельности:
Аппликация
Формировать навык составления целостного изображения из отдельных частей по устной инструкции, по образцу.
Формирование навыка выполнения элементарных узоров по образцу.
Развитие навыка вырезания по контуру и оформления готовой работы.
Рисование
Развитие навыков «дорисовывания» рисунка.
Совершенствование рисования круга и линий различной толщины.
Совершенствовать навык раскрашивания.
Лепка
Закреплять навыки предметного оформления кусочков пластилина.
Отработка навыка соединения частей предмета путём прижимания их друг к другу и «примазывания».
Совершенствовать навык ровного размазывания пластилина внутри контура.
Формировать навык лепки предметов по образцу, по устной поэтапной инструкции.
Конструирование
Формировать навык конструирования по образцу, по устной инструкции.
Закреплять и совершенствовать конструирование геометрических фигур (треугольник, квадрат, прямоугольник), изученных букв и цифр из счётных палочек.
Формировать навык конструирования плоскостного изображения из плоскостных геометрических фигур.
Основные задачи реализации содержания коррекционно-развивающей области учебного плана:
Коррекционно-развивающий курс «Речевая практика» способствует формированию понимания обращенной речи и устной речи на доступном уровне (разговорно-диалогической), формированию умения составлять небольшой рассказ, задавать простые вопросы и отвечать на них, формированию общей разборчивости речи с целью улучшения понимания речи Чалмаева Александра окружающими.
В 4б классе осуществляется развитие понимания устной речи, вводится понятие звука и буквы, определяются и закрепляются их отличия, умения вслушиваться в обращенную речь, выделять в ней названия предметов, действий, признаков; понимание обобщенного значения слов. Осуществляется подготовка к овладению диалогической формой речи. Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, навыками демонстрации действия по картинке и наглядно-графической модели.
Усвоение навыков составления короткого рассказа по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок (трёх, четырёх), лексика в рамках программы.

Предметные результаты

Знать о двух основных группах звуков русского языка – гласных и согласных, различать гласные и согласные звуки на слух и по образу; проводить звуковой анализ слов.
Формирование навыка чтения слогов и немногосложных слов (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Осуществление звуко-буквенного анализа немногосложных слов или слогов.
Уметь отвечать на вопросы учителя 1-2-мя фразами по ходу и итогам учебной работы (начало формирования связного высказывания).
Овладеть начертанием печатных и некоторых прописных букв.

Коррекционно-развивающий курс «Основы коммуникации» способствует формированию различных форм общения детей со сверстниками, тренировка разных коммуникативных умений. Осуществляется развитие вербальных и невербальных средств общения, формированию альтернативных форм коммуникации (жестовой речи); тренировка различных коммуникативных умений, при обеспечении условий для общения детей со взрослыми и сверстниками.
Содержание коррекционно-развивающего курса «Речевая практика» предусматривает научить обучающегося, содержательной, логичной, ясной и правильной речи. Познакомить с вербальными и невербальными средствами речи (мимика, жесты, дикция). Обучающиеся с первого класса постепенно знакомятся с требованиями, которые предъявляются к речи, в процессе выполнения различных упражнений осознают, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Дети знакомятся с различными видами работ, в процессе выполнения которых строят разные виды высказываний.
Работа с лексическими темами: Особенности осени. «Овощи и фрукты». Ознакомление с разнообразием овощей и фруктов родного края. «Дикие животные». Ознакомление с животными области. «Детеныши диких животных. «Птицы». «Домашние животные». Ознакомление с домашними животными родного края. «Детеныши домашних животных».
Коррекционно-развивающий курс «Психомоторика и развитие деятельности» способствуют формированию различных видов деятельности (предметно-игровой, элементов продуктивных видов деятельности (конструирование, изобразительная деятельность), элементов трудовой деятельности. Развитие мелкой моторики и коррекция её нарушений, развитие сенсорной сферы, межанализаторного взаимодействия, формированию мотивации к деятельности, развитию сенсорной сферы (сенсорных эталонов).
Развитие моторики, графомоторных навыков.
Обучение целенаправленным действиям по инструкции педагога, состоящей из одного-двух звеньев. Целенаправленность выполнения действий и движений по инструкции педагога (игры с мячом среднего размера и работа с оборудованием Монтесори). Согласованность действий и движений. Развитие координации крупной моторики. Развитие и координация мелкой моторики. Штриховка в разных направлениях.
Тактильно-двигательное восприятие
Определение на ощупь объемных фигур и предметов (оречевление названий предметов (шар, кубик и т.д.), их величины и их свойств. Игры с мозаикой. Кинестетическое и кинетическое развитие
Формирование ощущений от различных движений тела, верхних и нижних конечностей, головы. Выполнение упражнений по заданию педагога, обозначение словом положения различных частей своего тела. Выразительность движений (имитация повадок зверей, игра на различных музыкальных инструментах).
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов
Формирование сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник) на эмпирическом уровне в процессе выполнения упражнений. Выделение признака формы; называние основных геометрических фигур ии простейших объёмных. Классификация предметов по одному из признаков. Составление сериационных рядов из трех предметов по заданному признаку. Классификация по данному признаку. Конструирование геометрических фигур и предметов из составляющих частей (2-3 детали). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (2-3 детали с разрезами по диагонали).
Развитие зрительного восприятия
Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей, по инструкции педагога). Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. Определение изменений в предъявленном ряду. Нахождение лишней игрушки, картинки. Нахождение недостающей части или предмета в рисунке. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. Запоминание 2-3 предметов в ряду. Классификация предметов по зрительным характеристикам.
Развитие слухового восприятия
Различение звуков окружающей среды (работа со звучащей доской, оборудование Монтессори, шуршание бумаги, шелест листьев, шум дождя, вой ветра и т.д.) и музыкальных звуков.
Звуки речи, звуковое подражание.
Восприятие пространства
Ориентировка на собственном теле: дифференциация правой (левой) руки (ноги), правой (левой) части тела. Определение расположения предметов в пространстве (вверху — внизу, над — под, справа — слева,). Движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т. д.). Ориентировка в помещении по инструкции педагога. Ориентировка на листе бумаги (центр, верх (низ), правая (левая) сторона). Определение расположения объектов на плоскости (перед, за, между)
Коррекционно-развивающий курс «Двигательная коррекция» обеспечивает коррекцию индивидуального двигательного нарушения в зависимости от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата, развитию функциональных возможностей кистей и пальцев рук и коррекции её нарушений. Содержание данной программы задано в конструкции двигательной деятельности с выделением соответствующих учебных разделов: «Основы знаний», «Дыхательные упражнения», «Упражнения лечебной физической культуры», игры и упражнения».
Содержание раздела «Дыхательные упражнения» направленно на обучение разным типам дыхания.
Раздел «Упражнения лечебной физической» включает в себя физические упражнения направленные на развитие всех мышечных групп организма, релаксацию мышц, упражнения для увеличения обьема активных движений, коррекцию движений с учетом индивидуальных особенностей.
Содержание раздела игры и упражнения» включает в себя ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, направленные на коррекцию ходьбы, бега, прыжков, элементов спортивной деятельности, координации в пространстве, зрительного восприятия.
С Чалмаевым А. выполняются упражнения лечебной направленности в исходных положениях сидя и лежа, упражнения для формирования и коррекции позы стояния ( развитие мышечной силы спины, брюшного пресса и задней поверхности бедра). Упражнения для формирования силовых способностей отдельных мышечных групп, упражнения с гантелями малого веса и утяжелителями, упражнения в сопротивлении, упражнения на тренажерах. Упражнения на мышечное расслабление при помощи положения (поза «Эмбрион», поза «Плуг»), при помощи растяжения мышц в динамическом режиме, а также за счет чередования режимов напряжения и расслабления мышц. Пассивная гимнастика. Глазодвигательная гимнастика (движение по прямой с фиксацией взгляда на неподвижный объект, движение с фиксацией взгляда на движущийся объект, фиксация взгляда на объектах расположенных на разном расстоянии друг от друга).
Осуществляется коррекция элементов спортивной деятельности. Лазанье по гимнастической лестнице, бросок и ловля мяча, передача мяча, ведение мяча ногой, ведение мяча ногой по ориентирам, бег за мячом, упражнения с обручем, прокатывание и ловля обруча, вращение обруча.
Формирование координационных способностей. Повороты переступанием, равновесие, равновесие на итболле, равновесие с изменением площади

Рекомендуем посмотреть:

Сенсорные свободы и психомоторные раскрепощения в педагогической деятельности Из опыта работы учителя-дефектолога ДОУ Структурированное пространство и рутины Дефектологическое представление на учащегося. Пример заполнения, 2 класс
Участник №52 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2016 года по 20 января 2017 года
Как составить композицию из веток своими руками | Конспект занятия по флористике в дополнительном образовании
Опубликовано: 2948 дней назад (26 ноября 2016)
Просмотров: 19431
Рубрика: Статьи
+1
Голосов: 1
Наталия Николаевна Кафанова # 26 ноября 2016 в 23:27 0
Здравствуйте, Римма Абдрасиковна! Вы молодец, что занимаетесь таким не легким трудом.Примите мой голос.