Проект в средней группе "Путешествие в мир насекомых"
Автор: Пономарёва Людмила Геннадьевна, воспитатель I кв. категории, МБДОУ "Савинский детский сад" (Пермский край, Карагайский район, д. Савино)
Вид проекта: познавательно — исследовательский
Продолжительность проекта: краткосрочный, недельный
Участники проекта: дети, воспитатели, родители
Проблема: Многие дети с отвращением относятся к насекомым.
Одних насекомых боятся и губят их, потому что мало знают о пользе насекомых.
Актуальность: экологическое образование - это формирование у дошкольников экологического сознания , экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического ,патриотического
нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка , способствует формированию положительных моральных качеств.
Цель: формирование представлений о жизни насекомых.
Задачи: уточнить особенности внешнего вида насекомых, познакомиться с циклом развития ,способах питания, образе жизни, защите от врагов.
Заложить основы экологического воспитания, вызвать удовольствие от общения с природой.
Подготовительный этап.
I. Планирование
1 день — знакомство с пчелой
2 день — знакомство с бабочкой
3 день — знакомство с муравьем
4 день — знакомство с комаром
5 день — знакомство с божьей коровкой
• подбор масок, эмблем
• подбор энциклопедий, журналов о насекомых
• оформление НОД ,схем развития
• подбор художественного слова
• подбор дидактических игр(лото, пазлы)
• подбор дисков со звуками насекомых
II. Практический этап
Знакомство с пчелой.
1) Художественное слово, загадки, чтение сказки Павлова «Находка»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа: « Что дети знают о насекомых?»
Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме
4) НОД « Сравнивание пчелы со шмелем и осой»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»
5) Наблюдение за пчелами на прогулке
Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара
6) Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: развивать умение бегать в разных направлениях
7) Хоровод насекомых
Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы
8) Разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка»
Цель: развивать память и чувство ритма, речь
9) Рисование сотовых ячеек по шаблонам
Цель: развивать точность движения и мелкую моторику
Знакомство с бабочкой
1) Художественное слово, загадки о бабочке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о бабочке
2) Рассматривание энциклопедий, журналов
Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых
3) Беседа с детьми о бабочке
Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки
4) Изобразительная деятельность («Бабочки на цветах»)
Цель: учить детей вырезать трафарет бабочки и наклеивать его, закрепить знания об особенностях окраски бабочки (лимонница, капустница, наполеон)
5) Наблюдение за бабочками на клумбе
Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек
6) Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры
7) Игра «Соедини точки и узнай во что превратиться гусеница»
Цель: развивать точность движения руки, воображение
8) Украшение бабочками на нитке веранды
Цель: вызвать желание украсить участок для всех
Знакомство с муравьем
1)Художественное слово, загадки о муравье, чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье
2)Поиск муравейника
Цель: закрепить знания о жилище муравья, способе охраны муравейников
3)НОД «Из жизни муравьев»
Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей
4)Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
Цель: развитие чувства ритма
5)Экскурсия в лес. Наблюдение за муравейником
Цель: уточнить знания детей о поведении муравьев, месте обитания
6)Опыт «Выделение муравьинной кислоты»
Цель: развитие познавательной активности
7)Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьика домой спешил»
Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь
8) Изодеятельность «Кто помог муравьишке добраться домой»
Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых
Знакомство с комаром
1)Художественное слово, загадки о комаре, чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре
2)Рассказ комара о том откуда он прилетел(книга Ю. Дмитриева «Календарь зеленых чисел»)
Цель: знакомство с внешним видом комара
3)НОД «Насекомое-комар»
Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых
4)Прослушивание музыки «Комаринская»
Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям
5)Наблюдение за комарами в разных местах участка
Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность
6)Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнать детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
7)Логоритмическое упражнение «Насекомое над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух
8)Ручной труд «Комар из природного материала»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев
Знакомство с божьей коровкой
1) Художественное слово, загадки и стихи о божьей коровке
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о божьей коровке
2)Рассматривание энциклопедий и журналов «Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок
3)НОД «Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь
4)Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
Цель: развитие мелкой моторики
5)Аппликация «Божья коровка»
Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе
6)Наблюдение на прогулке за божьей коровке
Цель: развивать наблюдательность
7)Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха
8)Викторина «Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых
III. Результативный этап
• у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
• дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе
• появилось желание получить больше информации о насекомых
Работа с родителями по проекту «Путешествие в мир насекомых»
• памятка для родителей желающих участвовать в проекте
• оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр
• оформление масок для подвижных игр
• наблюдение с родителями в разных местах и в разное время за насекомыми
• изготовление фотоальбома о насекомых
Материал к проекту:
Стихотворение «Трудолюбивая пчелка»(по методике расскажи стихи руками)
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт —
(Одну руку вытягивают вперёд, затем — вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)
Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»
От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы! Дети прижимают ладони к щекам и ритмично покачивают головой.
Ритмично сгибают и разгибают ноги.
Бегут на месте.
Делают ритмичную пружинку.
Ритмично закрывают глаза ладонями.
Ритмично хлопают в ладоши.
Логоритмическое упражнение «Насекомые над лугом»
— Жу-жу-жу, — жужжит пчела:
— Я лечу издалека.
— Зу-зу-зу, — комар пищит.
— Уф-уф-уф, — как паровоз
Шмель пыхтит, пыльцу повез.
Жук гудит: «Гу-жу, гу-жу.
Я любого разбужу».
Дети поднимают руки в стороны и ритмично ими машут, как крылышками.
Ритмично «выбрасывают» указательные пальцы вперед. Ритмично притопывают ногами.
Ритмично хлопают в ладоши.
Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.
Рекомендуем посмотреть:
Образовательный проект в детском саду
Проект в средней группе «Грибы-грибочки»
Проект в средней группе «По страницам сказов Бажова»
Детский исследовательский трудовой проект «Комнатные растения». Средняя группа