Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Логопедическая сказка для старших дошкольников

Конспект НОД по теме: «Звук «Ш», буква  «Ш».
Автор: Пономарёва Татьяна Ивановна, учитель-логопед, МКДОУ Детский сад №10 «Ивушка»,Волгоградская область, г. Фролово.
Описание: предлагаю вашему вниманию  логопедическую сказку для проведения непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего возраста по теме «Звук «Ш», буква «Ш». Данный материал будет полезен воспитателям логопедической группы и логопедам. Этот конспект познавательного занятия.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного  возраста по теме« Звук «Ш», буква  «Ш».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Цель: уточнение артикуляции звука «Ш», его акустических признаков.
Речевые :дифференциация «ш» - «с», языкового анализа; упражнение в образовании прилагательных от существительных, в употреблении приставочных глаголов; закрепление образа буквы ш.
Развивающие: развитие слухового внимания, фонематического восприятия, развитие мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
Воспитательные: воспитание вежливому, доброму отношению к окружающим.
Демонстрационный материал: избушка с бабой Ягой, макеты деревьев, клубок, письма, схемы слов, колокольчик, сундук, мыльные пузыри, костюмы зверей (игрушки), музыкальное оформление.
Раздаточный материал: грибы со схемами слов, камешки, листочки.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог.
ХОД  НОД.
1.Дети заходят в музыкальный зал.
Логопед:- Сегодня мы отправимся в сказку. Жили-были дед и баба. Была у них внучка Машенька. Пошла она с подругами в лес по грибы да ягоды, но отстала от них и заблудилась. Подруги кликали, аукали, не отзывалась Маша. Как быть? Что делать? Поможем  отыскать девочку?  Давайте скажем волшебные слова: «Дорога сказок раз, два, три, нас в гости к Маше приведи.» (играет музыка)
2. (Помощник забрасывает в зал клубок с письмом)
Логопед: - Что это?  (Читаем)
- Здравствуйте, ребята. Пи-ет вам девочка Ма-а. Я гуляла с подру-ками и заблудилась. Вы-ла на опу-ку и увидела боль-ой дом, оказалось там живет Ле-ий. Он заставил меня  у него жить, звуки, буквы его учить. Но я и сама-то не все знаю. Помогите мне. Идите, куда покажет клубок.
Логопед: -  Ребята, какую букву не знает Маша?   (Бросаем клубок, идем по направлению к избушке)
3.  (Подходим, логопед спрашивает)
Логопед: -  Кто же здесь живет? Давайте вежливо поздороваемся и спросим, не знает ли баба Яга, где живет Леший.  (Дети спрашивают)  
Баба Яга: Фтоф, ребята, помогу, только незадаром.
                 К дому Лефему смогу указать дорогу.
                 Вы найдет свою Мафу, но а мне, старухе,
                 Расскажите, как у вас произносят звуки.
Логопед: – Ребята, какой звук не умеет говорить Баба Яга? Давайте вспомним и расскажем, как произносить «ш».
- Что делают наши губы? (округляются)
- Где находится язык? ( за верхними бугорками)
- Какой он? (в виде чашечки)
- Где проходит воздушная струя? (по середине языка)
- Произносим с голосом или нет? Значит он какой?  
- Звучит он твердо или мягко?
- Этот звук гласный или согласный?
- Покажем Бабе Яге, как мы произносим этот звук.
- На что похоже звучание «ш»? (листья шелестят, гусь шипит)
Баба Яга:  – ш-ш-ш. спасибо, я все поняла. Вот вам ковер-самолет. Становитесь на него и закрывайте глаза. Да не подглядывайте, а то упадете.  Летите.  ( Звучит музыка.Смена декораций: избушка уходит, появляются деревья).
4.Бежит заяц.
Заяц: – Ой, здравствуйте. Я бежал вместе с мишкой-шалунишкой, он куда-то подевался. Так вот, бежал я, а лес шумел: - аш-ош-уш. Я насторожился. (поднял свои ушки)
Логопед:-  Ребята, как лес шумел? Как зайчик насторожился?
Заяц: - Затем лес запел: - шта-што-шты. Я испугался. (присел)
Логопед:-  Как лес запел? Как зайчишка испугался?
Заяц: – Но тут листья запели: - шу-шу-шу. И я успокоился.
Логопед:– Как листья запели?
Заяц: Со мной произошла такая история.
Вылезла из норки шишка,
На неё упала мышка.
Логопед:- Ребята, такое может быть?
Заяц: Под кустом сидели шишки,
           На сосне висели мышки.
В воздухе летала кошка,
Молоко лакала мошка.
(Дети исправляют ошибки)
Заяц: – Значит я все перепутал.
5.(Вбегает мишка)
Мишка:– Здравствуйте. Я по лесу шел и волнушку  (дети образовывают слова) (нашел). Дальше в лес (пошел). В чащу леса я (зашел). Потом к избушке (подошел). Я туда (зашел). Никого там не  (нашел). Дальше я (пошел). К дереву я (подошел). Там я сладкий мед  (нашел). По тропинке я (пошел), к вам (пришел).
Заяц: Когда мы с Мишкой шли,белка с ветки в свой домишко
                            Перетаскивала шишку.
                            Белка шишку уронила,
                            Прямо в Мишку угодила.
                            Застонал, заохал Мишка.
Мишка:-  На носу вскочила шишка.
Логопед: - Давайте успокоим Мишку.
Мишка: – Шишка-то пройдет, но я все время путаю, где нужно говорить звук «ш», а где «с».
Логопед:- А давайте вместе потренируемся различать эти звуки. Я буду называть слова, а вы, если услышите «ш», топайте ногами, «с» - хлопайте в ладоши (играют).
Мишка: Хорошо. Я все понял. Мы покажем вам дорогу к Лешему. Она трудная, поэтому идем друг за другом. (Звучит музыка)
Логопед:- По узкой дорожке; по широкой побежали; по камешкам через ручеек; перешагиваем через высокую траву; по веревочке через речку.
6. (Подошли к пеньку. На пеньке письмо. Читаем)
«Придумайте слова со звуком «ш» в начале слова, в середине, в конце.»
Логопед: - Ребята, давайте каждый из вас придумает такие слова. Следующее желание Лешего прочтем.  
«Покажите, как пишется буква ш»
Логопед:- Но как мы ее напишем? Карандашей нет. Есть только камешки, листочки, цветочки, семена. Выложим буквы из этих предметов. Мы написали  эту букву, Леший обязательно увидит.
7. (Зазвонил колокольчик)
Мишка: – Выполнили задания Лешего, теперь пойдем на звук колокольчика.
(Идем. Колокольчик звенит 4-5 раз).
8. (Подошли к домику. Стоит сундук с очередным письмом)
Заяц: – Следующее письмо должно быть в сундуке. Давайте посмотрим.
Логопед читает. «Придумайте мне, Лешему, добрые слова от слов: ласка, послушание, смелость, красота, смех, радость, пушок»
«Выложите перед собой столько камешков, сколько звуков в словах: ах, шум, кыш, ваш,  Маша, школа.»
«Подберите шляпки к грибам»   (На шляпке картинка. На ножке схема слова)
«Выложите из кубиков название вашего детского сада»
Логопед: - Возьмите каждый по кубику. Какая первая буква?
9. Из домика выбегает девочка Маша.
Маша:- Здравствуйте. Спасибо, что спасли меня.
10. Логопед:-  Давайте расскажем Маше, какие задания нам пришлось выполнить, чтобы найти её.
  Маша:  - Чтобы вернуться домой, нужно подуть в мыльные пузыри. (Достает из сундука и раздает детям. Звучит музыка.)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект фронтального логопедического занятия для учащихся 1-го класса c ОНР III уровня речевого р Конспект логопедического занятия в группе детей с нарушенным интеллектом Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Зима Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с презентацией. Тема: Весна
Конспект логопедического занятия в старшей группе
Опубликовано: 3707 дней назад (2 февраля 2014)
Просмотров: 2165
+1
Голосов: 1
Марина Александровна Горбачева # 2 февраля 2014 в 21:30 0
замечательное построение хода занятия, очень интересно и познавательно, спасибо)))
Галина Анатольевна Михайлова # 24 сентября 2015 в 15:36 0
Умело интегрированное занятие, задействованы различные образовательные области.
Особенно ценно то, что занятие позволяет совершенствовать развитие слухового внимания, фонематического восприятия, мелкой моторики пальцев рук, общей моторики.
Воспитательные: воспитание вежливому, доброму отношению к окружающим.
Хорошо подобран демонстрационный и раздаточный материал
Введение таких элементов , как игровая ситуация,несомненно усиливает внимание и интерес детей