Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Весна»
Подготовила и провела: Учитель-логопед МДОУ
«Суксунский детский сад «Малышок» Шестакова Елена Ивановна
Цель: обобщение знаний детей по лексической теме «Весна»
Ход
Логопед: Ребята сегодня к нам в детский сад пришло письмо и посылка. Давайте посмотрим, кому оно адресовано. П.Суксун, ул. Плеханова детский сад «Малышок» детям подготовительной группы.
Всё правильно, наш адрес, интересно от кого оно?
Воспитатель читает письмо:
« К вам ребята на занятье так хотелось мне попасть,
Но пришлось мне задержаться надо землю украшать!»
Тут ещё загадка: « Я раскрываю почки в зелёные листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня …..
Логопед: Ребята, вы догадались, кто же нам прислал это письмо?
Ответы детей: это письмо от весны.
Слайд1
- Какие слова вам помогли догадаться? (раскрываю почки …)
Логопед: Весна хотела прийти к нам в гости с подарком, но не смогла. Т.к. у неё сейчас очень много дел. Но свой подарок она нам уже отправила. Весна пишет, что :
«Нужно все сосульки, с наших крыш убрать,
Птиц принять, что с юга, будут прилетать.
Да ещё расчистить место для травы..
Всех не перечислить хлопот у весны»
Логопед: А ещё весна предлагает нам поиграть и что знаем о весне рассказать.
А для начала давайте назовём по каким признакам мы определяем что наступила весна?
Предположительные ответы детей:
-небо стало высокое и голубое;
- солнце светит ярко и пригревает;
- на солнце снег начинает таять;
- появились первые проталины;
- ночи стали короче, а дни длиннее;
- побежали весёлые ручейки;
-зимнею одежду поменяли на лёгкую, весеннею;
-прилетают перелётные птицы, строят гнёзда;
Логопед: Молодцы! Справились с заданием.
Логопед: А теперь, «Весну не огорчайте, весенние месяцы по порядку называйте.
Логопед: Март. Апрель. Май.
Логопед: А вы знаете ребята, как раньше в старину называли весенние месяцы:
Март - протальником.
Как вы думаете, почему его так называют?
Предположительные ответы детей (потому что появлялись первые проталины)
Апрель – снегогон.
( солнце светит ярче, пригревает, снег тает бегут ручьи)
Май – травень.
( Появляется свежая травка, на деревьях распускаются почки. Появляются листочки )
Логопед: Посмотрите на картинке и скажите, какая картинка, к какому вре-мени года подходит и почему?
Слайд 2
Ответы детей:
Первая картинка – это март. Потому что, ещё везде лежит снег, но уже появляются первые проталинки…
Вторая картинка – май. Май последний месяц весны, самый тёплый…
Третья картинка - апрель. Бурно тает снег, бегут ручьи. На реках начинается ледоход. Появляются первые цветы…
Логопед: Молодцы!
Послушайте стихотворение посмотрите внимательно на картинку и скажите, а кто является главным помощником весны?
(логопед читает стихотворение)
У Весны работы много,
Помогают ей лучи:
Дружно гонят по дорогам
Говорливые ручьи,
Топят снег, ломают льдинки,
Согревают все вокруг.
Из-под хвои и травинок
Выполз первый сонный жук.
Слайд 3
Предположительные ответы детей: солнышко. Потому что от его тепла всё просыпается…
Логопед: Посмотрите в окно, какая сегодня погода (пасмурная)
Я вам предлагаю сделать солнышко.
Игра «Подбери слово»
Солнце какое? (На полу лежит круг, дети говоря слово разворачивают ленточкулучик). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.
Логопед: А вот и следующее для вас задание. Я буду говорить слова, а вы подумайте какое слово будет лишнее и почему:
Капель, проталина, урожай, сосулька.
Дети (урожай, потому что урожай собирают осенью)
Подснежник, весна, листопад, грач. (листопад)
Таять, капать, набухать, заготавливать. (заготавливать)
Март, апрель, декабрь, май. (декабрь)
Логопед: Следующее задание «Предложение рассыпалось»
Я вам прочитаю слова, а вы составьте с ними предложение о весне.
Весна, солнышко, греть, сильно.
Дети (Весной солнышко греет сильно)
Сосульки, крыши, дома, висят, на.
Дети: На крышах домов висят сосульки
Проталинки, снег, появились, из-под.
Дети: Из –под снега появились проталинки
Дороги, ручьи, бежать, весело, по.
Дети: По дороге бегут ручьи.
Логопед: А сейчас я предлагаю вам намного отдохнуть и отгадать загадки.
У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы маленький цветочек.
Полузамёрзший, чуть живой. (подснежник)
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеёк)
Дни погожие не редки,
Греются на солнце ветки.
И как маленькие точки,
На ветвях набухли …..(почки)
Синяя сосулька плачет,
Но от солнца нос не прячет.
И весь день под птичью трель
Кап -кап-кап- звенит….. (капель)
Веселится весь народ,
Льдины двинулись в поход!
Мы на речке каждый год
Наблюдаем……(ледоход).
Логопед: Говорят, что птицы приносят весну на крыльях, как называются птицы, которые прилетают весной?
Дети: Перелётные
Логопед: А что птицы делают весной?
Дети: Готовят гнёзда, высиживают птенцов…
Логопед: - «Перелетных птиц назовите, слова хлопками на слоги разделите,
в нужное гнездо птицу поселите»
Слайд
Логопед: - Молодцы!
(Раздаётся стук в дверь, почтальон принёс посылку)
Ребята, вы уже догадались от кого эта посылка? (от весны)
Я тоже думаю, что это подарок, о котором она нам писала. Давайте посмотрим.
Логопед открывает посылку и читает стихотворение
Солнце радостно смеётся
Звон капели раздаётся.
Ручейки звенят, бегут.
Птицы весело поют.
Шагает по земле весна,
В гости к нам она пришла.
Солнце дарит всем улыбку и
Тепло своих лучей
Маленьких птичек возьми дружок скорей!
Логопед: Весна вам дарит птиц (ласточек) как признак весны.
Презентация на тему: Весна
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
НОД в подготовительной к школе группе
НОД в подготовительной группе на тему: Женская русская национальная одежда.
Конспект НОД для детей подготовительной группы. Ознакомление с социальным миром
Похожие статьи:
Конспект занятия по развитию речи в детском саду
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Животные
Интегрированная НОД в старшей группе по развитию речи на тему «Составление рассказа»