Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Возможности игровой технологии для формирования коммуникативных и регулятивных УУД на занятиях по внеурочной деятельности, 3 класс

Возможности игровой технологии для формирования коммуникативных и регулятивных УУД на занятиях по внеурочной деятельности («Риторика» и «Юный умелец»)

Тема: Путешествие в Страну Добрых Слов

Автор: Поняева О.Г., учитель начальных классов ГБОУ СОШ №1 г Чапаевск
Цель: формирование коммуникативных и регулятивных УУД посредством воспитания культуры речи школьников.
Задачи:
1. Создать условия для развития  навыков культурного общения через формирование коммуникативных УУД средством игровой технологии.
2. Способствовать развитию речи, обогатить словарный запас, развивать воображение.
3. Воспитывать культуру общения.
Оборудование: компьютер, проектор с экраном, бумага А4, заготовка поезда на ватмане, шаблоны фигур человечков, цветная бумага, клей, ножницы.

I Сообщение темы, постановка целей занятия
Дети читают пословицы (на экране проектора).
От хорошего слова и камень добреет.
Недоброе слово больней огня жжёт.
(пословицы)
Как понимаете смысл первой пословицы? (не только человеку приятны добрые слова).
        А что это за добрые слова? Вы их знаете?
        Как понимаете смысл второй пословицы?
Подумайте, чем будем заниматься на занятии? (узнавать, что может слово).
- Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие на поезде в Страну Добрых Слов.

II Работа по теме занятия

1 станция «Сказочная»
1. Учитель читает сказку (на экране иллюстрации к сказке, сама сказка).
Сказка "Цветок мудрости".
В одном царстве-государстве все люди очень любили цветы. В палисаднике около дома каждый житель выращивал какие-либо цветы. Кто-то розы, кто-то пионы, кто-то маргаритки, а у самого короля рос цветок Мудрости. Это был самый необычный и самый прекрасный цветок, когда-либо известный людям. Каждый, кто видел его и вдыхал его прекрасный аромат, становился радостнее и мудрее. И не иссякал поток людей, желающих полюбоваться цветком.
Король был в восторге от цветка Мудрости, и ему хотелось, чтобы цветок разрастался ещё больше и цвёл ещё пышнее. Он решил, что цветку нужно хорошее удобрение, и кинул клич по всему королевству - кто привезёт для цветка самую лучшую землю, богатую удобрениями, того он по-королевски наградит.
Многие откликнулись, но королю особенно понравилась земля одного крестьянина из  самой дальней избы - настоящий чернозём, так она была черна. Но не знал король, что на самом деле это был вовсе не чернозём, а земля была черна из-за чёрных, скверных слов, которые постоянно употреблял в своей речи этот крестьянин.

- Как понимаете выражение «из скверных слов»? (Это плохие, неприличные слова.)

Когда в эту землю посадили цветок мудрости, то он, вместо того, чтобы расти и цвести пуще прежнего, стал вдруг вянуть.

- Как вы думаете, почему стал вянуть цветок мудрости? (Потому что земля слышала плохие слова, и, может, от этого  у нее было плохое настроение, самочувствие  и это передалось цветку).

Король убрал привезённую землю, но цветок все засыхал. Тогда король стал искать с двойным усилием средство, которое поможет страдающему цветку обрести прежнюю красоту. Он позвал самого главного мудреца королевства.

- Ребята, а, по вашему мнению, какое средство порекомендовал царю мудрец? (Например, сказать цветку добрые слова).
- А теперь представьте, что вы - жители королевства. Какие бы слова принесли вы для цветка? ( Не грусти, всё будет хорошо, мы тебя любим и т.п.)

Когда, ребята, все жители королевства сказали цветку мудрости добрые слова, то он почувствовал, что его очень любят, и перестал вянуть.
А однажды, когда король путешествовал по своему королевству, он забрёл высоко в горы и, к своему удивлению, увидел в горах хижину, вокруг которой благоухали самые красивые цветы из всех, когда-либо виденных им. Они были точь-в-точь как его цветок Мудрости, только необыкновенно больше. Удивило короля и то, что росли-то они высоко в горах, где вообще вряд ли возможна была какая-либо растительность, а тут - цветы!

- Как вы думаете, почему такое произошло? (Наверное, там говорят много добрых слов, а в королевстве  их было мало)

Человек, который жил в хижине, был очень добрым и отзывчивым.
- Как выросли у твоей хижины в таком изобилии цветы Мудрости? - спросил король.
- Я думаю только чистыми мыслями и произношу только чистые и добрые слова,  - ответил человек, - кроме того, я очень люблю эти цветы, и они мне отвечают тем же.
Король сразу понял, что перед ним Мудрец. И он  стал брать пример с него, и цветок его королевства заблагоухал и расцвёл, как нигде прежде. И долго потом люди вспоминали добрыми и красивыми словами правление этого мудрого короля.

- Какое впечатление осталось от сказки?(поучительное – словом можно навредить, обидеть, расстроить или поддержать, одобрить, приласкать).

2 станция «Пословицы»
2. В русском языке существует такая пословица: Язык мой – враг мой (пословица на экране проектора).
- Как вы понимаете ее смысл?
- А что нужно делать, чтобы язык стал другом человека? (Выбирать слова, когда ты хочешь что-то сказать, задумываться с кем, где  и как общаться и др.)

3. Задание в группах (4 группы).
- Выбери пословицы о слове.
Дети зачитывают пословицы. Учитель показывает их на экране (в презентации). Идет работа над смыслом пословиц (комплект пословиц в количестве 5 штук – одна из них о Слове).

Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
Сердечное слово до сердца доходит.
Малое слово большую обиду творит.
Ласковое слово, что весенний день.
От хорошего слова и камень добреет.
Худое слово и мёдом не запьёшь.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковым словом и камень растопишь.
Язык голубит, язык и губит.
Недоброе слово больней огня жжёт.

- Какой можно сделать вывод? (Нужно задумываться и выбирать слова при общении)  (слайд с пословицами и картинками).

3. «Станция Вежливых Слов»

4. Ролевая игра (в группах).  
- Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего.
Рассмотрим четыре игровые ситуации:
- приветствие
- обращение с просьбой
- умение благодарить
- прощание.
- Вам нужно выбрать своё задание (жребий – выбери билетик).  
- Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию (четыре группы инсценируют ситуации).
(в билетике инструкции – дети следуют им).
-  Каким тоном необходимо приветствовать? (Искренне, внятно, с улыбкой).
- Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший).
- Допустимо ли делать какие-то другие движения, кроме рукопожатия? (можно)
- Варианты приветствий? (помахивание рукой, кивок головой, похлопывание по плечу, поклон).
- Покажите несколько вариантов приветствия (можно поприветствовать гостей).
- Какое  бывает обращение? (Обращение бывает с приглашением, с просьбой, с уведомлением – сообщением. Например, «Уважаемый Николай Алексеевич! Прошу Вас……..» или «Дорогой Димка! Приглашаю тебя на праздник ………» «Дорогая мамочка! Поздравляю тебя…….»).
-  А в письменной форме может быть обращение? (на открытках, в сети интернет, в письмах, в записках).
- Варианты обращений? (официально-деловое и родственно-дружеское).
- Покажите варианты приветствия (можно обратиться к гостям, другу, маме).
- А какими словами выражается благодарность? ( «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю», «Сердечно благодарю», «Вы оказали мне неоценимую услугу», «Вы мне очень помогли, за что Вам спасибо»).
- К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого  за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить, общаться, не проявит желание помочь, не захочет помогать).
- Покажите ситуации благодарности за внимание, за оказанную помощь, за чуткое отношение.

Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит? (Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!», «До встречи!», «Гуд бай!», «До скорого», «До завтра», «Приятных выходных!»).
- Покажите ситуации прощания – деловое, дружеское, родственное.

Какой делаем вывод? (Вежливость должна быть уместной, соответствовать моменту, объекту-человеку общения).
5. Музыкальная физминутка.
4 станция «Творческая»

III Творческая работа

- Наше занятие мы начали со сказки «Цветок мудрости»,  а я предлагаю нам отправиться дальше в Страну Добрых Слов на сказочном поезде (слайд в презентации).
- Подумайте, какие добрые слова отправятся на нашем поезде?  
Работа в группах.
- Посоветуйтесь друг с другом и скажите слова добра. (Обсуждение в группах). Ответы детей - (слова приветствия, слова просьбы, помощи, поддержки, благодарности, прощания).
Выполнение работы. Дети изготавливают человечков-пассажиров из бумаги плоских, полуобъёмных и объёмных. Дети выбирают таблички со словами вежливости и наклеивают их на вагончики. Усаживают человечков в вагоны и собираем поезд из Добрых Слов.
5 станция «Конечная»
IV Рефлексия
Выставка работы.
- Какой вывод для себя сделали?
- Пожалуйста, поднимите руки те, у кого за время урока снизилось настроение?
- А у кого повысилось?
- Кто почувствовал, что занятие прошло быстрее, чем обычно?
- Кто устал на уроке?
- А кто чувствует, что у него прибавилось сил.
V. Самооценка учащихся работы на уроке
Оцените свою работу «семафор»: зеленый цвет – у меня все получилось отлично, желтый цвет – все получилось хорошо, красный цвет – не все получилось так, как хотелось, синий цвет – ничего не получилось.
(раздаточный материал для гостей – билетики с добрыми словами).
- А моя оценка вашей работы на уроке такого же цвета, как четвёртый вагончик (зелёный). Спасибо за занятие!
- Поблагодарите друг друга за занятие улыбкой, рукопожатием.

Список используемой литературы

1. Адаменко А.С. Творческая деятельность детей. - М.: 2010
2. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010
3. «Дорогою добра». Методическое пособие к рабочей тетради по риторике. – Томск: «Твердыня», 2011
4. Занько С.Ф. Игра и учение. – М.: Пром, 2011
5. Методические рекомендации к занятиям «Риторика». – М., 2011
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Наука, 2010

Рекомендуем посмотреть:

Внеурочное занятие в 3 классе на тему: ЗОЖ, Конспект Конспект внеурочного творческого занятия для школьников 3-4 класса с презентацией Внеклассное занятия для 3 класса. Тема: Моя семья. Конспект с презентацией Внеурочное занятие о кошках, 3 класс. Конспект с презентацией

Похожие статьи:

Конспект внеклассного занятие по Основам безопасности для учащихся 3-4 класса

Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений

Умеем ли мы вежливо общаться, 3 класс. Конспект

Классный час «Умей организовать свой досуг», 3 класс

Конспект внеурочного занятия для 3 класса на тему «Культура здорового образа жизни»

Опубликовано: 3998 дней назад (25 ноября 2013)
Просмотров: 4416
+2
Голосов: 2
Любовь Сергеевна Новоселова # 4 сентября 2015 в 12:52 +1
Ольга Геннадьевна, добрый день. Поздравляю Вас с первой публикацией. Ваш материал очень интересен и будет полезен учителям начальной школы. С удовольствием ставлю свой первый голос. Желаю успехов в дальнейшей работе.
Анна Владимировна Сергеева # 31 марта 2017 в 17:48 0
Здравствуйте! Ваша публикация очень мне понравилась. Она вся пронизана сказочно - волшебной добротой. Мне очень часто не хватает фантазии для правильной работы с детьми. Буду черпать у Вас. Спасибо.