Заседание родительского клуба «Логопедическая школа»
Автор: Порохова Эльвира Геннадьевна, учитель – логопед МКДОУ д/с «Рябинка», г. Тайшет
Цель: Ознакомление родителей с видами речевых нарушений, с разнообразием нарушений звукопроизношения; с ролью артикуляционной гимнастики в формировании правильного звукопроизношения. Обучение родителей основным артикуляционным упражнениям для формирования правильного уклада разных групп звуков.
Повестка:
1. Знакомство друг с другом. Кратко изложить цель своего визита: Что бы вы хотели получить от данной встречи? Какие вопросы вас беспокоят?
2. Выступление логопеда «Виды и причины речевых нарушений у дошкольников», «Нарушение звукопроизношения»
3. Артикуляционный практикум для родителей
Оборудование: интерактивная доска, презентация Power Point, зеркала, салфетки.
Уважаемые родители, рада вас видеть на первом заседание родительского клуба под названием «Логопедическая школа». Руководителем клуба являюсь я – учитель – логопед ДОУ Эльвира Геннадьевна. Наш клуб создан с целью просвещения родителей в вопросах речевого развития детей, в вопросах развития всех сторон речи ребенка, обучения его чтению .
Для начала я хочу предложить вам познакомиться. Предлагаю вам представиться, назвать свое имя, какую группу посещает ваш ребенок, и кратко изложить цель своего визита: что вы хотите получить от встречи, какие темы вас интересуют и волнуют.
Идет знакомство.
Логопед подводит итог: какие вопросы наиболее интересуют родителей? Намечает направление следующих заседаний.
Речевое развитие ребенка. Речь – один из наиболее мощных факторов для развития ребенка в целом. Это средство общения, основа для мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) развиваются в процессе овладения речью, от уровня речи будет зависеть и общее интеллектуальное развитие. Речь отражает социальную среду, в которой живет ребенок. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию. Когда ребенок начинает овладевать речью, какое то время он говорит неправильно- это закономерное, так называемое физиологическое нарушение. Но всему есть свое время. Когда ребенок смешно произносит слова, порою нас это умиляет, не волнует, многие родители активно поддерживают ребенка в его неправильном произношении. А должно быть все наоборот: родители должны демонстрировать образец правильной речи, показывать ребенку как правильно произнести тот или иной звук, а встречаются такие случаи, что хватает одного занятия, когда после объяснения ребенку правильной артикуляционной позы для конкретного звука, звук сразу появляется в речи. И тогда встает вопрос, неужели родители сами дома не могли сделать того же самого.
Когда плохо говорит старший дошкольник ( с 5 лет) – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети начинают нередко стыдиться своего речевого недостатка, становятся нервными, необщительными. Но сейчас последнее время наметилась тенденция угасания критичности к собственным речевым недостаткам. Дети перестают их замечать.
Многих родителей волнует вопрос: какова причина речевой патологии? Как вообще должна развиваться речь? Когда следует бить тревогу, чтобы не упустить время?
Выделяют несколько этапов становления речи:
От 1, 5 мес до 3 мес – гуление, когда малыш издает звуки
От 3 до 6 мес – малыш тянет звуки, поет их: агу –аааа
От 6 до 9 мес – лепет (звукоподражание и неосмысленные слова: па-па-па, ба-баб-ба
От 9 мес до года – первые слова и звукоподражание: мама, папа, ав-ав, би-би.
От года до 2 – стремительно набирает слова, должно быть до 350
В психологии есть такое понятий СЕНЗИТИВНЫЙ период – это наиболее приятный период для формирования определенной функции. Для развития речи таким периодом является от 1,5 до 3 лет.
От 2 до 3 лет – ребенок практически усваивает грамматический строй родного языка: склоняет прилагательные, употребляет наречия и местоимения
От 4 до 5 лет- овладевает умением связно рассказывать: повторить сказку, пересказать содержание мультика, передать свои впечатления. Это период «почемучек». Ребенок задает много вопросов, использует речь как инструмент познания.
Если к 4-5 годам ребенок не произносит пару трудных звуков (Р,Л, Ш) это не страшно, но вот к 5-6 годам речь должна быть в порядке.
А если в ней много ошибок, ребенок не научился произносить большое количество звуков, да еще словарный запас его мал, это уже серьезно, следует обратиться за помощью к логопеду. Что может стать причиной нарушения речи?
Это болезни матери в период беременности, трудные роды, осложнения после заболеваний ребенка, педагогическая запущенность ребенка, и как не прискорбно говорить, вредные привычки родителей- алкоголь, курение, наркотики.
Очень часто причины плохой речи связаны с несовершенством моторики. В чем проявляется моторная неловкость?
Попросите ребенка собрать рассыпанные «нечаянно» на столе спички, бусинки. Попросите дорисовать ниточки к нарисованным вами шарикам. Если он не может собрать спички, бусинки, зажимает их в кулак, напрягается и с трудом расслабляет пальцы, если рисует зигзаги, а не прямые ниточки – он моторно неловок.
Проверьте подвижность губ - как округляет, вытягивает в улыбочку, в узенькую трубочку, как переходит от одного положения к другому. Может ли сделать язык остреньким, поднять его к верхним зубам, подвигать вправо-влево, вверх-вниз. Присмотритесь, как ваш ребенок зашнуровывает обувь, может ли он вообще это делать, настоящее время по опыту работы могу сказать, что только 10 % детей подготовительной группы могут справляться со шнуровкой, так как не имеют опыта, современная обувь не имеет шнурков. Как он застегивает пуговицы, как держит ножницы, карандаш, координированы ли его движения.
Если вы заметили неловкость ребенка, то упражняйте его на примере упражнений: собирание мелких предметов в коробочку, нанизывание бусинок на леску или веревочку, раскрашивание картинок, обводка по трафарету, вырезывание, «Щелчки» - сбивание шашек с доски щелчком.
Главное – не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Больше учите потешек, стишков. Говорите правильно, не используйте уменьшительно-ласкательные слова, употребляя сюсюкание, не подражайте детской речи.
Иногда дети очень рано начинают говорить, это вызывает столько гордости у родителей. Сначала с ребенком разговаривают много, его учат, читают ему. Все кажется идет нормально. Но ребенок вдруг начинает капризничать, плохо ест, спит плохо. Это происходит потому, что его слабая и неокрепшая нервная система не справляются с потоком информации, которая его утомляет. Ребенку нужен отдых и свобода от впечатлений. Для того, чтобы избежать неврозы, нужно больше гулять, играть с детьми в детские игры, учить общаться с другими детьми. Наблюдайте за ребенком. Главное – руководствуйтесь принципом «Не навреди».
Какие виды речевых нарушений у детей можно встретить?
ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), ФНР (фонетическое нарушение речи)
Что такое общее недоразвитие речи?
При этом речевом нарушении страдает не только звукопроизношение, недостатки которого чаще беспокоят родителей, но и страдают все стороны речи: страдает слоговая структура слова, причем нередко грубо, нарушен грамматический строй речи, словарь и связная речь. Различают 3 уровня речевого недоразвития.
1 уровень – или отсутствие общеупотребительной речи. Такие дети в речи используют лишь звукокомплексы, дополняя их мимикой и жестами.
2 уровень- или начатки общеупотребительной речи. У детей появляется фраза, которая многим кажется непонятной. Словарь становится шире.
3 уровень – фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Дети затрудняются обобщать предметы, нередко круг понятий сужен (на сарафан говорят платье, слово «вяжет» заменяют на «шьет»).
Ошибки употребления родовых окончаний прилагательных: красная (помидор, яблока). Ограничено употребление предлогов. Затрудняются называть детенышей животных, признаки предметов, подбирать слова – антонимы. Словообразование на низком уровне, нередко не могут назвать слово в уменьшительно-ласкательном значении. Связная речь не развита, фраза бедна. Дети 5 лет встречаются со вторым, чаще третьим уровнем развития
Что такое ФФН(фонетико-фонематическое недоразвитие)?
Детям характерны недостатки звуковой стороны речи, которые обусловлены незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. То есть, ребенок неправильно произносит звуки из – за недостатка различения на слух сходных звуков. Звук заменяется на другой более легкий в произношении (Ш на С, Ж на З, Ч на Т) либо на парный (например, Б на П, Д –Т, Г – К).
Им трудно различать и повторять слова типа: БОЧКА-ПОЧКА, ТРАВА –ДРОВА,МЫШКА –МИСКА.
ФНР? Фонетическое нарушение- это нарушение произношения вследствие незнания правильных артикуляций, незрелости артикуляционного аппарата. Что из этого следует? Разные нарушения требуют разной коррекционной работы. Но везде следует осуществлять комплексный процесс при участии логопеда и родителей, и когда нужно медикаментозное даже лечение.
Какие виды нарушения произношения выделяются?
1.
Нарушение произношения свистящих звуков С – З – Ц
Звуки могут заменяться на шипящие - ШОК вместо СОК. Заменяться звуками Т-Д: ТОБАКА – вместо СОБАКА; звуком Ф – ФУМКА вместо СУМКА.
Может быть межзубное произношение, когда язык ребенка постоянно просовывается между зубами, речь невнятная и смазанная.
Давайте познакомимся с несколькими упражнениями для формирования правильного уклада свистящих звуков и попробуем их выполнить перед зеркалом.
1. Улыбочка; 2. Заборчик; Птенчик; 4. Лопаточка; 5. Желобок; 6. Горка (или Киска сердится); 7. Забей мяч в ворота (на силу и направленность воздушной струи)
Все упражнения сопровождаются показом слайдов с фотографиями выполнения упражнений (используется интерактивная доска)
Рекомендации: следует обращать внимание на то, чтобы зубы были сближены, губы в улыбке, язык упирается в передние резцы, воздух идет по середине языка.
Сначала учим ребенка произносить глухой звук С, потом переходим к звонкому З (покажи как звенит комарик, ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ), голосок проснулся. Затем учим произносить звук Ц –произносим 2 звука Т-с, Т-С, постепенно убыстряя темп, получается звук Ц
2.
Нарушение произношения шипящих звуков Ш-Ж-Щ-Ч
Шипящие звуки могут также произноситься межзубно. Язык как бы вываливается изо рта. Это связано с отсутствием зубов, с неправильным прикусом, с привычкой постоянно держать рот открытым. Звук чаще заменяется на более легкий по артикуляции - звук С. Следует научить ребенку делать и удерживать позу «ЧАШЕЧКА», округлять губы, как у уточки и вытягивать их вперед. Чтобы выработать верхний подъем языка следует выполнять следующие упражнения:
1. Качели; 2. Вкусное варенье; 3. Оближем верхнюю губку; 4. Почистим верхние зубки; 5. Маляр; 6. Чашечка. Для губ упражнение «Рупор».
Чтобы ребенок мог удерживать положение губ в момент произнесения помогите ему. Чуть сдавите пальцами щечки сбоку. Губы примут нужное положение.
3.Нарушение произношения звука Л
Звук может отсутствовать, тогда ребенок вместо ЛАПА говорит АПА; может искажаться либо заменяться другим звуком (Р, Х, В) – вместо ЛАК ребенок говорит ХАК, РАК. ВАК
Для звука Л необходимо добиться подъема языка к верхним зубам и удерживать язык за зубами. Рот открыт, губы чуть растянуты в стороны. Удержание губ в позе «Оскал» особенно нужно детям, которые заменяют звук Л на В (когда вместо подъема языка вверх у них нижняя губа подтягивается к верхним резцам).
Упражнения: 1. Иголочка; 2. Качели; 3. Вкусное варенье;4. Маляр; 5. Ступеньки; 6. Индюшата; 7. Приклей ириску; 8. Парус; 9. Самолет летит; 10.Пароход гудит
4.Нарушение произношения звука Р
Звук является наиболее сложным в произношении, поэтому требует хорошей подвижности языка, нормальной подъязычной уздечки, сильного целенаправленного выдоха
Упражнения: те же что и для звука л
Специфические: 1. Лошадка; 2. Грибок; 3. Барабанщик; 4. Автоматчик; 5. Заведи мотоцикл; 6. Кучер; 7. Подуй на грибок.
Родители выполняют упражнения после показа логопеда, демонстрируются слайды. Используется зрительный контроль – зеркало.
Подведение итога. Уважаемые родители, ответьте на вопрос, все ли вам было понятно на сегодняшней нашей встрече? Все ли ответы на вопросы по данной теме вы получили? Прошу вас оставить отзыв или пожелание на мероприятие в книге нашего клуба.
До новых встреч!
Рекомендуем посмотреть:
Программа по логопедической ритмике для детей старшей группы с ОНР
Конспект индивидуального логопедического занятия в старшей группе
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в средней группе по теме «Матрёшки с секретом»