Тема урока: Зима: покой природы.
Задачи:
- познакомить ребят с зимними явлениями, научить их отличать признаки зимы;
- научить школьников устанавливать взаимосвязь между похолоданием и жизнью растений и животных;
- воспитывать чувство сопереживания, желание помочь животным в трудные времена.
Оборудование:
для учителя - презентация;
для учеников – учебник, тетрадь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ночью в полях, под напевы метели.
Дремлют, качаясь березы и ели:
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает:
Кажется ночью: меж белых берез
Бродит в пушистом сиянье Мороз.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
- Загадки от Мороза Ивановича подскажут вам тему нашего урока.
Щиплет щеки, щиплет нос,
Но не страшен нам : (мороз)
На коньках я мчусь вперед,
Под ногами крепкий : (лед)
Стали звездочки кружиться,
Стали на землю ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а : (снежинки)
Зимние каникулы!
Веселые деньки!
Нужны ребятам санки,
Лыжи и : (коньки)
Наступили холода,
Превратилась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым,
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
- С каким словом, связаны все отгаданные вами слова?
- Они связаны со словом "зима".
- Отгадаете следующую загадку:
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
- Это зима и зимние месяцы.
- Кто назовёт зимние месяцы?
Декабрь - это начало зимы. Это первый снежный месяц. Декабрь - это самый темный месяц. В это время самые длинные ночи и самые короткие дни. Солнышко встает поздно и прячется рано. Высоко не поднимается, так и ходит по краю неба. А еще декабрь это последний месяц года.
Январь - это первый месяц года, но второй, средний месяц зимы. Это самый холодный месяц. Особенно холодно бывает в ясную погоду, когда днём на небе светит солнышко, а ночью - луна. В такую погоду щечки и носы становятся красными и горят, как будто за них кто-то щепает. Это мороз. За это его и прозвали Мороз - красный нос. А когда набегут тучи и повалит снег становиться теплее. Всё наоборот! Всё не как летом! При солнышке – холодно, при тучах – тепло.
Февраль - последний месяц зимы. В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. Это последний месяц зимы.
В феврале самый глубокий снег и самые большие сугробы. А также хорошо в такую погоду играть в снежки. А еще в феврале часто дуют ветры. Они сдувают снег с земли. Крутят его, несут, кидают. Поземка, Вьюга, Метель, Пурга, Снежная буря.
- Возьмите карточки с предметами и обведите синим карандашом, предметы, которые встречаются только зимой.
- Давайте теперь проверим.
- Отгадайте загадки и назовите этот предмет.
Меня не растили,
Из снега слепили,
Вместо носа ловко,
Вставили морковку.
Глаза - угольки, губы - сучки.
Холодный, большой,
Кто я такой? (Снеговик)
Вниз вершиной растет, вверх корнем растет (Сосулька)
III. Совместное "открытие" новых знаний.
- Как вы думаете, когда отдыхает природа? Летом, осенью, весной или зимой?
- Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке?
- Тема нашего урока "Зима: покой природы".
- А почему зиму называют «покой природы»?
- Посмотрите на иллюстрацию и скажите, какие изменения (признаки) происходят в природе с приходом зимы?
- Зимой становится холодно, природа надевает снежный наряд, реки замерзают, идёт снег. (Становится холоднее, небо чаще покрыто облаками, осадки выпадают в виде снега, дни становятся короче, а ночи длиннее).
- Послушайте и скажите, о чем так говорят:
Светло-пушистая,
Искристая, белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
- Так говорят о снежинке.
- А кто из вас знает, как образуются снежинки?
- Послушайте рассказ "Летят снежные пушинки" В.Архангельского и узнаете много интересного об образовании снежинок.
Летят снежные пушинки.
Пришла зима. С севера подул студеный ветер, и с неба посыпались снежинки. Кружатся в воздухе и падают на землю - одна красивее другой! Вот цветок с шестью лепестками; вот звездочка с шестью лучами; вот тончайшая пластинка с шестью гранями!
Побывали ученые в облаках при снегопаде и увидели, как образуются снежинки. Под самолетом крупными хлопьями падал снег, а высоко-высоко в небе мелькали крохотные кристаллики льда. А как только льдинки опускались в тучу, они сразу же становились легкими, нежными снежинками.
Маленькие льдинки в высоком небе - это замерзший водяной пар. Он есть повсюду в окружающем нас воздушном океане. Весной, летом, осенью пар превращается в капли дождя, а зимой - в снежинки.
Чем тише морозная погода, тем красивее падающие на землю снежинки. При сильном ветре у них обламываются лучи и грани, и белые цветы и звезды обращаются в снежную пыль. А когда мороз несильный, снежинки скатываются в плотные белые шарики, и мы говорим тогда, что с неба падает крупа.
Падая на землю, снежинки лепятся друг к другу и, если нет сильного мороза, образуются хлопья.
Слой за слоем ложится снег на землю, и каждый слой сначала бывает рыхлый, потому что между снежинками содержится много воздуха.
- А кто из вас знает, почему хрустит снег под ногами?
- Он хрустит оттого, что под тяжестью вашего тела ломаются звездочки и лучи.
- Откройте учебники на с. 88 самую настоящую красивую снежинку.
Физкультминутка.
- Встаньте и представьте, что мы с вами в зимнем лесу Мороза Ивановича.
Солнце греет землю слабо, (Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте)
Вьюга злиться,
Снег кружится, (Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками)
- Рассмотрите фотографию с изображением зимнего леса.
- Обратите внимание на то, что большинство деревьев стоит с обнаженными от листьев голыми ветвями, кажется, что растения спят глубоким сном, но это не совсем верно. Деревья почти спят, вернее, они дремлют, так как хорошо подготовились к холодам: под корой у них плотный пробковый слой, защищающий от холодов, почки покрыты чешуйками, за лето деревья накопили запасы.
- Но не все деревья сбрасывают листья.
- Скажите, какие деревья не сбрасывают листья?
- Сосны и ели. Их иголки покрыты восковым налётом, поэтому им не страшен мороз.
- Какие трудности испытывают звери зимой, чем они питаются? (ученики рассказывают о белке, зайце, лисе)
- Не только звери подготовились пережить холод. Многие птицы осенью улетели в теплые края.
- Иволги, стрижи, ласточки улетают в тёплые края. Зимой исчезает большинство насекомых, и птицам становится трудно добывать корм.
- А вот снегири и клесты наоборот прилетают к нам зимовать. А как они зимуют расскажут нам…
- Какие птицы остаются зимовать?
- Воробьи, овсянки, сороки, синицы.
- Эти птицы хорошо переносят холод, так как перья и пух очень теплая одежда, а птичья кровь горяча, что мороз птицам не страшен.
- Так о чем же попросила синичка?
- О еде.
- Как мы можем им помочь?
Стихотворение «Покормите птиц зимой».
V. Итог урока. Рефлексия.
Ни одно время года так не волшебно. Летом ли, весной, земля бодра, шумит жизнью листва деревьев, река катит свои неспокойные воды, луга кричат пестротой цветов, стрекотаньем и писком насекомых, птиц - все движется, все оживленно и тянется к солнечному теплу.
Зимой иначе. Все живое упряталось в глубину земли, нор, щелей, дупл и спит, ожидая весны и солнца. Деревья обнажились, птицы улетели, а те, что остались, - не поют и летают зябко и неторопливо. И чародейка-зима дарит всей этой мертвой пустыне новую жизнь, "неподвижную, немую, чудную жизнь". Это жизнь сна, время необычно белой и тихой природы.
- Ребята, почему говорят, что "Зима - покой природы", что "зимой природа спит"?
- Проверим ваши высказывания, прочитав вывод на с.87 учебника.
Поднимите руки те, кто:
работал в полную силу;
работал хорошо, но мог бы работать лучше. Почему?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- Молодцы! Вы активно работали, быстро и точно выполняли задания, внимательно слушали своих одноклассников.
Рекомендуем посмотреть:
Исследовательская работа «Ухо как орган восприятия информации»
Экологическая викторина для начальной школы. Сценарий
Конспект интегрированного урока в начальной школе по окружающему миру и ИЗО
Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе
Похожие статьи:
Загадки для детей про окружающий мир
Тесты по курсу «Окружающий мир» 4 класс
Конспект урока по окружающему миру. Атмосфера: строение, значение, изучение