Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка для 5 класса с презентацией: Степени сравнения имён прилагательных

Конспект урока русского языка в 5 классе "Степени сравнения имён прилагательных" УМК. Львова, Львов Русский язык. 5 класс
Автор: Розова Елена Андреевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ "СОШ № 252" города Санкт-Петербурга

Класс: 5
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний
Цель: познакомить учащихся со степенями сравнения имён прилагательных
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить с понятием степеней сравнения;
• Определить, какие степени сравнения бывают;
• Выяснить, как образуются степени сравнения в русском языке;
• Отработать орфографические навыки написания слов спортивной тематики;
• Научить образовывать различные степени сравнения.
Воспитательные:
• Воспитание любви к родному языку;
• Воспитания умения вести диалог на научную тему, слушать собеседника;
• Воспитание чувства гордости за родную страну.
Развивающие:
• Развитие языкового чутья.
Формирование УУД.
Личностные УУД:
• Смыслообразование;
• Целеполагание.
Регулятивные УУД:
• Планирование;
• Контроль в форме сличения способа действия и его результата.
Познавательные УУД:
• Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
• Поиск и выделение необходимой информации;
• Структурирование знаний.
Коммуникативные УУД
• Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
• Владение монологической и диалогической речами.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Методы и приёмы: выполнение морфемного и морфологического разборов, анализ лингвистического материала, беседа, поиск языкового материала, выполнение упражнений, конструирование предложение, чтение научного и художественного текстов, работа и иллюстрациями, составление опорного конспекта, выполнение упражнений.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
УМК: Львова, Львов Русский язык. 5 класс.
Оборудование: мультимедийная презентация, проектор, ноутбук, «пергамент».
Ход урока
I. Организационный этап. Здравствуйте ребята! Рада вас всех здесь сегодня видеть. Присаживайтесь, пожалуйста, на свои места.
II. Этап проверки выполнения домашнего задания. Д/з № 619 (зад. 1, 2) 3 ученика предварительно выполняют морфемный и морфологические разборы, один из них вставляет буквы в текст презентации.

Большинство древних книг написано на пергаменте. Его делали из козлиной, телячьей, бараньей или свиной кожи.
Для изготовления пергамента кожу подвергали тщательной обработке. Вымачивали, уничтожали остатки волос. Втирали мел, чтобы он впитал жир, выглаживали и сушили.
Пергамент был очень дорогим материалом. Из одной шкуры изготавливали только два или три листа. Чтобы написать книгу, требовалось целое стадо животных.

Козлиной
Коза
Козёл
Изготовления
Готовить
Приготовленный
Козлиной – имя прилагательное
1. Признак предмета, Н.ф. – козлиный
2. П.п.: притяжательное
3. Н.п.: Р.п., ед.ч., ж.р.
4. Определение, из козлиной кожи

Изготовления – имя существительное
1. Предмет, Н.ф. – изготовление
2. П.п.: нарицательное, ср.р., неодуш., особое склонение
3. Н.п.: Р.п., ед.ч.,
4. Дополнение, для изготовления.

Четвёртый ученик называет, какие притяжательные, и какие относительные прилагательные ему встретились. На слайде они последовательно выделяются цветом. Какой разряд прилагательных не встретился в тексте? (относительные)

III. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
- Ребята, а вы знаете, в какой стране появился пергамент? (Материал «пергамент» назван по имени города Пергам в Малой Азии, где во II веке до н. э. имел широкое применение. Оттуда она перешла в Грецию, где употреблялись для письма обработанные овечьи и козьи шкуры). Грецию считают родиной пергамента ошибочно.

- А вот родиной чего Греция считается по праву, в особенности гора, которая находится на юго-востоке Фессалии? (Олимпийских игр)

- А кто может мне назвать девиз Олимпийских игр в независимости от места и времени их проведения? (Быстрее, выше, сильнее!). Именно под этим девизом и пройдёт наш сегодняшний урок. Но у нас не урок физкультуры… К сожалению… И поэтому в первую очередь меня интересует лингвистическая подоплёка олимпийского девиза.

- Скажите, пожалуйста, слова какой части речи составляют лозунг? (Имя прилагательное). Здесь нужно заострить внимание на том, что в зависимости от контекста данные слова могут менять частиречную принадлежность.
- А в какой форме употреблены данные имена прилагательные? (сравнительной степени)
- Как вы думаете, какая будет тема урока? (Степени сравнения имён прилагательных). Запишем в тетрадях число, классная работа и тема урока.
- Что мы должны сделать, чтобы раскрыть тему урока? (Вспомнить, у какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения; сколько степеней сравнения бывает; как они образуются).

Экран выключается.
IV. Этап усвоения новых знаний и способов действий.
Обратимся к странице учебника 100 и прочитаем теоретический материал.
- Итак, скажите, пожалуйста, какой разряд прилагательных имеет степени сравнения? (только качественные)
- Сколько всего степеней сравнений имеет имя прилагательное в русском языке? (три)
- Назовите их (положительная, сравнительная и превосходная)
- Какая степень сравнения называется положительной? (та, которая выражает признак предмета без сравнения с другими предметами, то есть исходная форма прилагательного).
- В чём особенности сравнительной степени? (указывает на то, что в одном предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом)
- Что подчёркивает превосходная степень? (что данный предмет по качеству превосходит другие).
Рассмотрите три картинки внизу 100 страницы, и, используя их, объясните смысловые различия между положительной, сравнительной и превосходной степенями сравнения.
Заслушиваются 1 – 2 ответа учащихся.
Включается экран.
Обратим внимание на то, как образуются сравнительная и превосходная степени сравнения. Для этого построим Олимпийскую деревню при помощи ручки, линейки и карандаша.

V. Этап первичной проверки понимания изученного.
На столе у вас лежит импровизированный пергамент, сохранившийся ещё с первой олимпиады в древней Греции. Давайте же полюбопытствуем, что на нём начертано.
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

Превосходная степень, конечно, превосходит Сравнительную и не скрывает своего превосходства. Одно дело, если это дерево ВЫШЕ того, а другое — если оно САМОЕ ВЫСОКОЕ, ВЫСОЧАЙШЕЕ дерево. И сравнивать тут нечего, потому что это дерево выше всех.
Разумеется, деревьев.
Потому что Превосходная степень выбирает для сравнения только себе подобных, общается только с себе подобными. САМЫЙ ТВЕРДЫЙ металл — только среди металлов (алмазы уже не считаются). КРАСИВЕЙШИЙ пейзаж — только среди пейзажей (не вздумайте сравнивать его с красивой внешностью или красивым поступком).
Превосходная степень признает только своих, и превосходство ее — над своими.
Довольно скучный удел. Прямо-таки СКУЧНЕЙШИЙ (опять же — среди уделов).
Сравнительная степень живет веселей, у нее широкий круг общения. Дерево может быть ВЫШЕ куста и не считает это для себя унизительным. Оно может быть выше дома или столба. А студент может быть УМНЕЕ профессора (тогда как САМЫЙ УМНЫЙ студент — САМЫЙ УМНЫЙ только среди студентов).
Видимо, настоящее превосходство познается не в узком кругу своих, а в более широком общении.
Да так и жить интересней. С этим себя сравнишь, с тем себя сравнишь — и сам станешь ВЫШЕ, УМНЕЕ, КРАСИВЕЕ.
А когда ты самый красивый — в узком кругу и самый умный — в узком кругу… Рано или поздно наверняка обнаружится, что самое высокое дерево ниже не слишком высокого дома…
(Ф.Кривин «Принцесса Грамматика или Потомки древнего глагола»)
- Можно ли эту рукопись назвать текстом?
- Да, можно. У неё есть тема – степени сравнения, у неё есть идея – различия в значениях степеней сравнения. Предложения связаны грамматически и по смыслу. Наблюдается завершённость и смысловая законченность.
- Какой тип речи перед нами? (размышление, автор размышляет о различиях между значениями степеней сравнения).
Работаем по группам. 3 ряд выписывает из текста прилагательные в положительной степени, 2 ряд – в сравнительной, 3 – в превосходной.
Положительная Сравнительная Превосходная
Превосходная
Сравнительная
Подобных*
Красивый
Скучный
Широкий
Унизительным
Узком
Высокого Выше
Веселей
Умнее
Более широком
Интересней
Красивее**
Ниже Самое высокое
Высочайшее
Самый твёрдый
Красивейший
Скучнейший
Самый умный
Самый красивый
* Здесь подобных значит похожих, также это слово может быть местоимением (в подобных случаях = в таких случаях)
** КрасИвее или красивЕе? – красИвее
VI. Этап закрепления новых знаний и способов действий. Дидактическая игра «Я самый».
В любой области знаний, а также в спорте нужно уметь правильно оценивать свои сильные и слабые стороны. И, разумеется, и каждого из нас есть свои преимущества. Сейчас я предлагаю вам записать в тетради 5 своих самых лучших качеств, используя для этого конструкцию «Я самый…» и дальше продолжить. Ваши спортивные достижения приветствуются.
- Ариана, ты у нас баскетболистка, значит ты…
- Я самая меткая!
- Али, ты у нас боксёр, значит ты…
- Я самый сильный!
- Полина, ты очень хорошо бегаешь, значит ты…
- Я самая быстрая!
- Посмотрите, какие мы все самые-самые! А при помощи какого языкового явления мы себя расхваливали?
- При помощи превосходной степени сравнения.
- Молодцы! А самым-самым спортивным прямая дорога на Олимпиаду, поэтому начнём к ней готовится прямо сейчас.

VII. Физкультминутка.

Встаньте, пожалуйста. И повторяйте движения за тренером, то есть за мной. Трибуна болельщиков активно поддерживает свою сборную и не отстаёт от неё!
Чтобы стать хорошим фигуристом, нужно быть пластичным, а для этого потянемся вверх и схватим с неба свою звезду!
Чтобы сыграть партию в кёрлинг, нужно быть очень гибким! Наклонимся и дотянемся до носочков! И пусть британцы удивляются, как этим русским всё удаётся!
Хоккеисты вынуждены всегда носить во время матча шлем, а в нём так затекает голова. Сделаем по три наклона головой в разные стороны. Теперь сборная команды может даже не рассчитывать на сокрушительную победу!
В биатлоне нам необходимо острое зрение – поработаем глазками! Вправо-влево, вправо-влево. И поморгали. Вверх-вниз. Вверх-вниз. И поморгали. А теперь закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Снова закроем глазки. 1,2,3 и посмотрим вдаль. Ну, теперь наше зрение острее, чем у орла.
И, наконец, гонка преследования. Чтобы обогнать немцев, нужно быть в хорошей форме. Пробежкой от бедра ать-два!
Теперь вы готовы к Олимпийским состязаниям! Продолжим нашу работу!
Экран выключается.
VIII. Этап обобщения и систематизации знаний. Очень трудно сравнивать спортсменов между собой. Однако один в чём-то превосходит другого, а третьему удаётся выполнить двойной тулуп намного лучше, чем четвёртому. Давайте вместе разберём, чем отличаются спортсмены друг от друга.
Включается экран.
Запишите предложения, вставляя прилагательные в нужной степени сравнения.
• Легкоатлет прыгает … всех.
• Группа юных баскетболистов … среди других групп.
• Конькобежка Фаткулина … из российской сборной.
• Выступление этого фигуриста оказалось … , чем на Олимпиаде в Ванкувере.
Слова для справок: быстрый, далёкий, удачный, высокий

IX. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.
Взаимопроверка. Ответ:
• Легкоатлет прыгает дальше всех.
• Группа юных баскетболистов самая высокая среди других групп.
• Конькобежка Фаткулина самая быстрая/быстрейшая из российской сборной.
• Выступление этого фигуриста оказалось, чем на Олимпиаде в Ванкувере.

X. Этап обобщения и систематизации знаний.
В начале урока мы поставили перед собой несколько вопросов. Сумели ли мы найти на них ответы?
- У какого разряда прилагательных могут быть степени сравнения?
- У качественных.
- Сколько степеней сравнения бывает?
- Три (положительная, сравнительная и превосходная)
- Как они образуются (при помощи суффиксов и вспомогательных слов)
- Сумели ли мы реализовать цель, поставленную в начале урока?
- Да.
- На следующем уроке мы с вами продолжим разговор о степенях сравнения имён прилагательных и поговорим об их употреблении с точки зрения культуры речи и грамматических норм в частности.
XI. Этап информации о домашнем задании. Откроем дневники и запишем домашнее задание.

XII. Этап подведения итогов занятия. Подводятся итоги занятия, комментируются и выставляются оценки.
XIII. Этап рефлексии.

«Пьедестал почёта». Сейчас я попрошу встать тех, кто понял тему урока, но не до конца, кому ещё нужно доработать и разобрать в материале. Поздравляю! Вы – бронзовые победители!
А теперь встаньте те, кто практически полностью разобрался в материале урока, но нужно уточнить кое-какие сведения. Поздравляю! У вас серебряная медаль!
И, наконец, встаньте те, кому разобраться в этой теме было так же просто. Как щёлкать орехи и кто уверенно может двигаться вперёд! Поздравляю! Сегодня вам достался золотой кубок!
Однако посмотрите, каждый из вас, независимо от того, какое место занял, тем не менее стоит на пьедестале почёта. А значит, каждый из вас сегодня победитель. И, наверное, неслучайно девиз 5 «В» класса: «Хоть ты лопни, хоть ты тресни, 5 «В» на первом месте!».
А сегодня был непростой и несколько волнительный урок, так бывает и после Олимпийских игр. Необходимо снять накопившееся напряжение. Для этого по очереди по моей команде будем поднимать руки вверх. Сначала поднимают обучающиеся, сидящие за первыми партами, затем – за вторыми, за третьим и т.д. Когда поднимают руки вверх учащиеся за последней партой (а я вместе с ними), то мы дружно говорим: «Опа!» и резко опускаем руки вниз. Проигрывается 3 раза.
Спасибо за урок!
Презентация на тему: Степени сравнения имён прилагательных

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока русского языка для 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Конспект урока-игры русского языка для 5 класса

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Участник №91 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 декабря 2015 года по 15 марта 2016 года
Конспект урока русского языка в 5 классе. Этикетные слова
Опубликовано: 3228 дней назад (20 января 2016)
Просмотров: 9015
+3
Голосов: 3
Валерий Григорьевич Вершинин # 22 января 2016 в 23:45 +2
Здравствуйте, Лена! Мне понравился ваш урок. Хорошая разработка в одной спортивной теме. Учтены и продуманы все моменты. Примите мой голос
Наталья Геннадьевна Романова # 8 февраля 2016 в 17:37 0
Здравствуйте, Елена Андреевна!Ваш урок полностью соответствует ФГОС. Формирует УУД. На уроке используются современные технологии, развивается активность и самостоятельность учащихся, прослеживаются межпредметные связи. Проблемные вопросы задаются, репродуктивная и поисковая деятельность присутствует, используются почти все методы познания, все виды работ. Очень насыщенный урок. Даже навыки самоконтроля и самооценки в конце урока присутствуют. Есть и психологические и физические паузы разрядки. Домашнее задание оптимально, доступно. Урок не шаблонный. Отлично. Голос ваш.