Зачем творчество детям?
Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
В.А. Сухомлинский
Любое соприкосновение с творчеством воспитывает чувства, наполняет внутренний мир, раздвигает рамки сознания, заставляя думать и рассуждать, высказывать свое мнение. Я уверена, что творчество помогает людям полнее реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Человек, являющийся творческой личностью, всегда добьется успеха, каким бы родом деятельности он не занимался. Поэтому я считаю, что одной из наиболее важных задач воспитания, было и будет – формирование творческой личности. Занятие творчеством – это большой вклад в развитие не только интеллектуальных способностей детей. В первую очередь, поддерживая задатки творчества в ребёнке – мы воспитываем человека, способного чувствовать и жить по-настоящему.
Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь для того, чтобы создать что-то новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни, глядя в небо, видят облака, а другие – диковинных животных. Желание и умение фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях.
Творческий потенциал заложен в каждом ребенке с рождения и развивается по мере его взросления. Природная одаренность ребенка проявляется довольно рано, но то, в какой степени разовьется его творческий потенциал, во многом зависит от людей с которыми малыш больше общается – семьи и воспитателей. Именно они могут развить или загубить творческие способности ребенка.
Так как дети впитывают все как губки и подражают взрослым, воспитатель должен быть человеком творческим, иметь огромный запас идей, ведь неизвестно кем придется быть сегодня – психологом или актером, учителем или режиссером, волшебником или просто другом.
От профессионализма педагогов напрямую зависит уровень развития творчества детей, их готовность к обучению в школе и к жизни. Требования современного мира таковы, что просто суммы усвоенных знаний явно недостаточно. Поэтому развитие творческих способностей должно стать одним из важных звеньев современного образования. Но прежде, сам воспитатель должен уметь нестандартно мыслить и действовать, то есть подходить к проблемной ситуации с разных точек зрения, творчески.
Одним из важнейших факторов, влияющих на творческое развитие детей, я считаю
создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. Для этого необходимо сделать процесс жизни и деятельности детей в саду интересным, занимательным, творческим. Я стараюсь ставить детей в ситуации познавательного, художественного и нравственного творчества. Думаю, что организация интересной и содержательной жизни ребенка, способствует обогащению яркими впечатлениями, обеспечивает накопление эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом необходимым для работы воображения. Для этого в нашей группе регулярно проводятся тематические развлечения, праздники.
Несомненно,
успех в воспитании творческой личности во многом зависит от эмоциональной атмосферы в группе, от тех отношений, которые сложились между детьми, между родителями и ребенком и, конечно, между детьми и воспитателями. Давно известно, что для творчества необходима комфортная психологическая обстановка. Поэтому в нашей группе мы поддерживаем атмосферу тепла и доверия. Консультируя родителей, я всегда призываю их с уважением и бережностью относиться к процессу и результату детской деятельности, постоянно стимулировать ребенка к творчеству, поощрять его успехи и проявлять сочувствие к неудачам, терпеливо относиться даже к самым странным идеям. Поощряя творчество ребенка нужно помнить, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе, чем мы. Ведь главное – не воспитание таланта или гения, а то насколько будет разнообразен его внутренний мир, реализуются ли его творческие способности.
Я считаю, что предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в способах и методах действий, способствует его самовыражению.
Это достигается с помощью подготовленной среды, созданной, исходя из психологических потребностей каждого ребенка в группе. Свою задачу, как воспитателя, я вижу в том, чтобы помочь ребенку почувствовать себя творцом, не мешая ему в творческом поиске. Можно подсказать, подать идею, но не настаивать на ней, это может снизить инициативность ребенка. Главное в процессе воспитания творческой личности – это дать ребенку возможность осознать свою способность к творчеству!
Дошкольное детство является наиболее благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И воспитатель, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствует расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более старших детей. Оно более независимо и еще не задавлено стереотипами. Творческий воспитатель всегда найдет возможность для развития способностей к творчеству каждого ребенка. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Рекомендуем посмотреть:
Ознакомление дошкольников 5-7 лет с природой в детском саду
Опыт работы воспитателя детского сада. Образовательные инновации
Кинезиология в детском саду
Опыт работы воспитателя ДОУ. Поделки из бумаги для подготовки дошкольников к письму
Похожие статьи:
Из опыта работы. Воспитание культуры речевого общения у дошкольников