Из опыта работы музыкального руководителя ДОУ. Тема: «Развитие и совершенствование звуковой речи дошкольников посредством игровых и музыкальных технологий»
Автор: Шатохина Рита Вячеславовна, музыкальный руководитель МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №97» г. Саратов.
Описание: Данный материал составлен на основе личного опыта работы. Материал будет полезен в работе педагогов и музыкальных руководителей дошкольных учреждений..
Развитие речи детей дошкольного возраста происходит во всех видах деятельности: занятия, прогулка, игра, общение со сверстниками и взрослыми и т.д. Музыка – это один из инструментов, который помогает сделать это развитие более интересным, содержательным и разнообразным.
Речь детей развивается во всех видах музыкальной деятельности:
Пение – дети учатся правильно дышать, произносить и «пропевать» буквы-звуки; работают над артикуляцией; узнают новые слова и их значение;
Музыкально-ритмические движения: развитие моторики напрямую воздействует на развитие мозга; ориентация в пространстве; упражнения, в которых соединяются движения и речь;
Музыкальные игры: развивают память, речь, артистические способности детей;
Игра на детских музыкальных инструментах: развитие чувства ритма, слухового внимания, музыкального слуха, речи.
На музыкальных занятиях, задача педагога, активизировать с помощью игровых и музыкальных технологий развитие речи детей.
Все виды музыкальной деятельности развивают творческое мышление и речь. А творческое мышление в свою очередь запускает в свою очередь развитие речи. Как же активизировать развитие речи? Творческое мышление запускается каждый раз, когда человек делает что-то не по инструкции.
Чтобы развивать творческое мышление, нужно, чтобы у ребёнка были задачи, которые ему приходиться решать не по инструкции. Не сразу ставить перед ребёнком конкретную задачу, а дать возможность потренироваться. Важно! Научить детей задавать вопросы. Вопросы помогут больше узнать о предмете или ситуации, а значит, помогут найти путь решения, возможно нетрадиционный.
Один из примеров – это
использование в работе русских народных песен. Многие песни дети хорошо знают и с удовольствием их подпевают. Можно предложить детям выбрать народный инструмент, который поможет исполнить и сделать более ярким исполнение песни: деревянные ложки, трещётки, колокольчики.
Детям предложена русская народная песня для исполнения «Во кузнице…». Педагог с детьми слушает песню и предлагает детям задать вопросы, которые у них появились после прослушивания. Отвечаем на вопросы вместе с детьми, рассуждаем.
Педагог предлагает детям спеть песню.
Следующий этап – подбор музыкального инструмента, который сделает выступление интересней. Детям на выбор предлагается несколько русских народных инструментов. Дети участвуют в обсуждении, задают вопросы, выбирают музыкальный инструмент.
Исполняя песню «Во кузнице..», дети сопровождают своё исполнение игрой на деревянных ложках. Для усложнения можно не только «простукивать» ритм, но и добавить движения руками и ногами. Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием придумывают движения самостоятельно. Текст песни часто повторяется, музыка ритмичная, хорошо запоминающаяся.
Репертуар можно постоянно пополнять и таким образом весело играя дети развивают речь, учатся задавать вопросы, развивают свои музыкальные и творческие способности.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Моделирование, как средство развития связной речи дошкольников по ФГОС
Эйдотехника в детском саду