Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста кратко

Формирование и развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста
Данная статья предназначена для родителей детей дошкольного возраста. Также данный материал может быть интересен педагогам и специалистам дошкольных учреждений.

На протяжении многих веков музыка обладает одним из самых сильных уровней воздействия на эмоциональную составляющую человека. Она оказывает влияние на настроение людей, а также играет важную роль в процессе воспитания ребенка.

Все музыкальные способности условно можно разделить на три вида:
1) Ладовое чувство – это предрасположенность к определению ладовых функций мелодий. Другими словами способность ощущать эмоциональную выразительность произведения. Ладовое чувство проявляется в узнавании мелодии, а также в реакции на интонации звука. У детей эту способность можно определить по интересу к прослушиванию мелодий;

2) Слуховое представление характеризуется возможностью ребенка воспроизводить мелодии на слух. Эта способность позволяет в будущем развивать внутренний слух. То есть, позволяет тренировать музыкальную память и воображение. Это основная характеристика музыкального слуха и совместно с ладовым чувством она составляет основу гармонического слуха;

3) Чувство ритма дает возможность чувствовать временные отношения в музыке. Она позволяет активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и точно воспроизводить ее на слух. У детей эта способность проявляется в физической реакции на звук, которые отражают ритм музыки.

Средства развития музыкальных способностей
Дети дошкольного возраста лучше всего воспринимают информацию в игровой форме. Игры позволяют в легкой форме подогревать интерес детей к музыке, а также обучить их основным понятиям музыкальной грамоты. Используя музыкально-дидактические игры, можно развить у детей чувство ритма, координацию, способности к творческим начинаниям, а также увеличивает уровень раскрепощенности. Игры дают детям возможность применить теоретические навыки в реальной ситуации. Данная форма обучения детей имеет несколько основных задач:
- повышение ориентирования дошкольников в игровых ситуациях;
- развитие эмоциональной, эстетической отзывчивости, а также повышение интереса и любви к музыке;
- улучшение и совершенствование чувства ритма, слуха и музыкальной памяти;
- воспитание в детях отзывчивости, доброжелательности и общительности, используя игровую форму подачи информации. Каждая новая игра должна появляться после того, как усвоена предыдущая.

Планирование музыкальных занятий – это важная функция педагога. От правильной постановки задач зависит скорость обучения детей, а также развитие музыкальных способностей.

Способы развития ладового чувства
Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях с дошкольниками преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть). Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Упражнения для тренировки слухового представления
Нас окружает огромное количество разнообразных звуков. Именно этот факт помогает детям развивать слуховое представление на музыкальных занятиях для дошкольников. Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:
- узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;
- определение направления звука и местонахождения его источника;
- различение голосов;
- повторение простых мелодий на слух.

Развитие чувства ритма
Упражнений на тренировку чувства ритма у дошкольников достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его. В качестве примера можно привести следующие упражнения:
- дети могут маршировать под музыку либо счет воспитателя. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития;
- декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей;
- упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма;
- простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока;
- любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма, с детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Для качественного комплексного развития музыкальных способностей у детей родителям необходимо не оставлять данный вопрос на самотек. Помимо занятий с опытными преподавателями, дети должны получать необходимые знания и оттачивать свои умения в домашней обстановке в кругу семьи. Это позволит музыкальным способностям ребенка постоянно находиться в динамичном развитии. Главной задачей родителей в этом процессе является помощь ребенку в формировании основных предпочтений. При этом следует помнить, что насильно привить любовь к тому или иному виду искусства невозможно. Это может негативно отразиться на психологическом состоянии ребенка в будущем.

Помогая малышам в тренировке музыкальных навыков и способностей, родители готовят их к следующим этапам на пути к творческой самореализации. Ведь процесс совершенствования творческих способностей не прекращается на протяжении всей жизни и даже в зрелом возрасте. Однако только правильный старт в обучении способен обеспечить положительную динамику не только в том, что касается музыки, но и во всех творческих начинаниях.

Рекомендуем посмотреть:

Общеразвивающие упражнения под музыкальную дорожку для детей 5-7 лет Особенности слуха и голоса дошкольников Игровые методы и приёмы для развития музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Консультация музыкального руководителя для родителей в детском саду
Развивающая игра с палочками от мороженого для детей средней группы | Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста через пение
Опубликовано: 727 дней назад (26 декабря 2022)
Просмотров: 1480
0
Голосов: 0
Наталья Александровна Федорова # 29 декабря 2022 в 03:44 0
Совершенно согласна с автором статьи о развитии музыкальных способностей детей, что игровая форма особенно эффективно влияет на активизацию к восприятию музыкального материала. А так как игровой материал, особенно народный, сопровождается музыкой и пением, дети легко и непринуждённо включаются в процесс игры и пения одновременно.
Это стимулирует интерес к пению вообще, и к народным песням в частности.