Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Организация самостоятельной работы на уроках труда в коррекционной школе

Самостоятельная работа на уроках
Статья. Организация самостоятельной работы на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе.
Данная статья будет полезна для ознакомления и применения на практике педагогам использующим самостоятельную работу как активный метод обучения на своих уроках.
Исследованием проблемы организации самостоятельной работы в школе занимались известные ученые – педагоги, такие как В.В.Давыдова , Д.Б.Эльконин, И.Т.Огородников, Р.М.Микельсон и другие. . Анализируя научную литературу по вопросам исследования, можно сделать вывод что организация самостоятельной работы включает: целевой компонент, содержательный компонент, контрольно-корректировочный компонент.
Целевой компонент самостоятельной работы. Основаниями для отбора целей является конкретизация целей по разделам. Кроме того, цели самостоятельной работы должны соответствовать структуре готовности к дальнейшему самообразованию, включающей мотивационный, когнитивный, деятельностный компоненты.
Содержательный компонент самостоятельной работы. Основаниями отбора содержания самостоятельной работы являются источники самообразования (литература, опыт), индивидуально-психологические особенности учеников (обучаемость, обученность, интеллект, мотивация, особенности учебной деятельности). При этом важную роль играет подборка учебного материала, с его помощью мы черпаем информацию содержания обучения. Однако сама по себе информация вне потребности ребенка не имеет для него никакого значения и не оказывает никакого воздействия. Если же информация созвучна потребностям учащегося и подвергается эмоциональной переработке, то он получает импульс к последующей деятельности. Для этого содержание учебного материала должно быть доступно ученику, должно исходить из имеющихся у него знаний и опираться на них и на жизненный опыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным и трудным.
Необходимо отметить тот факт, что содержание самостоятельной работы полностью направлено на реализацию её целей. Это является основополагающим при рассмотрении проблем эффективного применения самостоятельной работы учеников при изучении сельскохозяйственного труда в школе.
При отборе содержания для самостоятельной работы необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия, способствующие повышению эффективности ее применения:
- включение в образовательный процесс дидактических средств, оптимизирующих деятельность учителей и учеников;
- усиление роли контрольно-диагностических процедур для повышения эффективности самостоятельной работы;
- формирование активно-поискового уровня самостоятельности школьников через использование дидактических средств образовательного процесса;
- учет индивидуальных стилей учебной деятельности.
К условиям отбора содержания самостоятельной работы можно отнести достаточно большой ряд различных факторов, но большую роль играют следующие:
1. Обеспечение правильного сочетания объема совместной с учителем
работы и самостоятельной.
2. Методически правильная организация работы учащегося в классе и вне его.
3. Обеспечение ученика необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.
4. Контроль за ходом самостоятельной работы и меры, поощряющие
ученика за ее качественное выполнение.
Контрольно-корректировочный компонент самостоятельной работы. Включает тщательный отбор средств контроля, разработку индивидуальных форм контроля.
При самостоятельном обучении у школьников формируются прочные мотивы учения, постоянного совершенствования, самообучения, самовоспитания и самоорганизации в ходе урока. Такой урок обучает рациональной организации самостоятельной и учебно-тренировочной деятельности. Так как по форме и содержанию самостоятельные работы могут быть разнообразны, это позволяет значительно повышать интерес учащихся к предмету и влиять на совершенствование процесса обучения. Таким образом, использование самостоятельной работы улучшает развитие познавательных способностей, развивает практическую направленность, формирует у учащихся необходимые знания, умения и навыки, учит использовать полученные знания в повседневной жизни.
Практические рекомендации по проведению самостоятельных работ на уроках сельскохозяйственного труда в школе VIII вида
Особое место на уроках сельскохозяйственного труда в коррекционной школе VIII вида занимает процесс формирования и развития самостоятельности школьников в познавательной деятельности.
Успешное протекание этого процесса возможно при условии включения учащихся в самостоятельные работы с учетом формирования у них рациональных приемов умственных действий.
Применение различных видов и типов самостоятельной работы на уроках позволило выработать практические рекомендации, которые способствуют развитию познавательных процессов, повышают интерес к предмету, а также влияет на изменение качества знаний по данному предмету и развитию других умений:
1. Использовать на уроках сельскохозяйственного труда все виды самостоятельной работы;
2. Составить карточки для индивидуальной работы с детьми;
3. Использовать для самостоятельной работы задания с учетом индивидуальных способностей детей и давать детям для выполнения задания из знакомого материала.
4. Использовать групповые самостоятельные работы.
5. Использовать в своей работе фронтальные самостоятельные работы.
6. Использовать различные виды организации самостоятельных работ учащихся: работа с книгой, устные самостоятельные работы, письменные самостоятельные работы (включая дифференцированные) …
7. Организовывать проведение практических самостоятелных работ на пришкольном участке по обработке почвы и выращиванию растений.
8. Проводить опыты и наблюдения.
В процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся приобретают более конкретные, осознанные знания, умения и навыки; учатся наблюдать, логически мыслить, сравнивать, делать первичные обобщения и самостоятельные выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Рекомендуемые самостоятельные работы содержат разнообразные вопросы, задания, сельскохозяйственные задачи, многие из которых имеют практическое значение. Использование подобных заданий поможет учителю не только проверить знание фактического материала, но и проследить за формированием и развитием умений, навыков и основных приемов умственных действий, таких как анализ, сравнение, обобщение на основе сравнения, наблюдение, установление причинно-следственных связей.
Различная степень сложности предлагаемых заданий дает возможность учителю осуществить дифференцированный и индивидуализированный подход к учащимся; использовать различные формы организации самостоятельных работ (фронтальная, групповая или индивидуальная формы). Некоторые из рекомендуемых самостоятельных работ могут быть использованы в качестве дополнительных домашних заданий.
Таким образом, данные разработки самостоятельных работ по сельскохозяйственному труду помогают проследить за успеваемостью учащихся, степенью усвоения материала. Систематическая работа по индивидуальным карточкам поможет получать знания поэтапно, а это позволит учителю привести знания учащихся в систему. Обобщающая самостоятельная работа поможет учителю проверить остаточные знания, а по возможности и даже закрепить их. Индивидуальные карточки на этапе закрепления нового материала дадут возможность учителю увидеть степень усвоения нового материала, а также помогут определиться над, чем необходимо работать на следующем уроке.
Наблюдения осуществляются под руководством учителя, а затем и самостоятельно по программе , разработанной совместно учителем и учениками, но всегда организуется с определённой целью, сопровождается записями , зарисовками данных.
Все эти особенности проведения самостоятельных работ на уроках сельскохозяйственного труда в школе VIII вида помогут развить у школьников самостоятельность, а также повысить познавательный интерес к предмету.
Некоторые виды заданий по теме"Горох" :
Работа по карточкам.
Задание 1.Ответьте на вопросы. Запишите ответы.
1.)Какой стебель имеет растение гороха?__________________________
2.) Какие листья имеет растение горох? ____________________________
3.) Какого цвета могут быть цветки гороха? _________________________
4.) Как называются плоды гороха? _________________________________

Задание 2. Рассмотрите рисунок и опишите процесс прорастания семени гороха.

Задание 3. На рисунке изображено молодое растение гороха. Внимательно рассмотри рисунок и подпиши названия частей растения.

Задание 4. Установите последовательность этапов прорастания семян.
Поглощение воды
Увеличение размеров
Набухание семян
Появление побега
Появление корешка

Задание 5. Какие ручные орудия труда используют для обработки почвы на огородах и школьных участках? Вставьте пропущенные слова и допишите предложение.
На небольших участках для перекопки почвы используют ______________ , для рыхления почвы, подрезания сорняков и окучивания растений применяют _____________ , а для выравнивания и рыхления верхнего слоя почвы, заделывания семян некоторых растений -_______________________ .

Тест
Тема: Строение и особенности гороха
Задание. Выбери один правильный ответ
1.Листья гороха
а. Простые
б.Сложные с крупными прилистниками.
в. Длинные

2.Плод у гороха называется
а. Боб
б. Стручок
в.Семянка.

3.С помощью чего стебель гороха удерживается в прямом положении
а. Клубеньков
б. Усиков
в.Прилистников

4. Клубеньковые бактерии это:
а. Мельчайшие живые организмы
б.Плоды гороха
в. Вредители растений гороха

5.Семена гороха начинают прорастать при температуре
а. -1 - +2 °С
б. 4 - 6° С тепла
в. 10-15°С тепла

6. Недозревшие семена гороха
а. твёрдые белого цвета
б. твёрдые зелёного цвета
в. мягкие зелёного цвета.

7.Что приготавливают из зрелых зёрен гороха
а. Супы, пюре, каши
в. Консервируют
в. Салаты

Ответы
1 2 3 4 5 6 7
б а б а б в а

Рекомендуем посмотреть:

Создание авторских учебных пособий по химии Конспект занятия лечебной физической культурой Занятия с презентацией для детей с нарушением слуха, 8 класс «Спорт для глухих» Программа по созданию условий для оказания социальной помощи обучающимся групп риска
Игольница Цветок своими руками
Опубликовано: 2877 дней назад (6 января 2017)
Просмотров: 3124
Рубрика: Статья
+2
Голосов: 2
Мария Анатольевна Блинова # 6 января 2017 в 14:21 0
Самостоятельная работа на уроке,нравится ваша работа.Голос.