Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий праздника для детей начальных классов

Внеклассное мероприятие по технологии для младших школьников
КУКОЛЬНАЯ ИСТОРИЯ
ЦЕЛЬ: изучение истории русской народной куклы.
ЗАДАЧИ:
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать уважение к русской культуре;
- научить изготавливать куклу своими руками.
Ведущий: Ребята, отгадайте загадку:
Ей меняю я наряды,
Спать кладу, гулять вожу.
Причешу и, если надо,
Бант красивый повяжу.
С кем же так играю я
Подскажите мне друзья?

Конечно это кукла! Сегодня вы услышите кукольную историю.
Слайд 2   кукольная история
Поднимите руку, у кого есть кукла? Что такое кукла? Для чего она нужна?  
В толковых словарях русского языка объясняется, что кукла - это детская игрушка в виде фигурки человека.

Кукол в мире великое множество. - Какое разнообразие кукол нас сейчас окружает. Зайди в любой магазин «Игрушки» и глаза разбегаются от изобилия. Можно выбрать себе игрушку по душе и по карману.
- Ребята, как вы думаете, а ваши бабушки и прабабушки играли в такие же куклы?
- А где они их брали?

Слайд 3    самые первые куклы..
Самые первые куклы делались из золы, глины, дерева, кости, лыка, воска, льна.
Слайд 4   В глубокой древности..
В глубокой древности кукла была человеку защитой от болезней, несчастий, злых духов.
Слайд 5  История тряпичной куклы

Начинаем нашу историю с тряпичной куклы

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.
«В детстве самыми любимыми игрушками были куклы. С малолетства мы умели делать кукол. Делали из тряпочек, рямушечек, носовые платочки использовали. Куклы одни сшивали, а другие просто закручивали и завязывали нитками. Куклам никогда не рисовали лицо. Такие куклы назывались безликими. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может селиться нечистая сила. «Безликая» кукла считалась предметом неодушевленным и не могла навредить ребёнку. Одевали кукол, как сами ходили. Обязательно сарафан. Сзади все складки прошивали. Поверх сарафана кофту и передник. Обязательно поясом подвязывали.. У взрослой куклы-женщины делали даже грудь. Делали и кукол-мужчин и детей. С куклами играли, кормили их, укладывали спать, обыгрывали всю взрослую жизнь на куклах. Вот посмотрите, как мы делали куклы

Слайд 6   пеленашка
Пеленашка
У каждого новорожденного дитя была в колыбельке яркая куколка, охраняющая младенца от «дурного глаза»    Ещё до рождения ребёнка делали куколку и укладывали в колыбельку, чтобы кукла "обогрела" её для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, приговаривала мать: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Кукла отвлекала на себя злые духи, оберегая ребёночка.
    
Слайд 7  десятиручка
Десятиручка — кукла, предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж). Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы, соломы, лыка и красиво оформляли.
Слайд 8  зерновушка
Зерновушка — кукла, которая символизировала достаток в доме,. Делали эту куклу после сбора урожая. В основе этой куклы- мешочек, наполненный зерном. Также эту куклу могла делать женщина, чтобы у неё были дети. Эта кукла символизировала достаток, благополучие в семье.  Бытовала в районах, где выращивали злаковые культуры.
Слайд 9 неразлучники
Важным моментом в жизни человека является свадьба. На этот случай существовала специальная обрядовая кукла «Парочка», иногда такую куклу называли «Неразлучники». У женской и мужской фигуры общая рука — символ крепкого брачного союза. Свадебную «Парочку» изготавливали из трех красных лоскутов одного размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закрепленную на полотенце. Когда рождался в молодой семье первый ребенок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребенку или хранили всю жизнь как оберег семьи и брака.
Слайд 10  Вот …
Вот такие были куклы
Игра «Кукольные движения» - (делай как я) (в кругу , водящий отворачивается…)
А сделать кукол можно самостоятельно, для этого нужно всего лишь несколько обрезков лоскутков, нитки, и фантазия.
Сейчас наши мастерицы покажут мастер -класс.
Приглашаются желающие поучаствовать

МАСТЕР-КЛАСС (от каждого класса по 4 ученика изготавливают кукол- (берестушка,колокольчик,закрутка, масленица.Ребята старшеклассники проводят мастер - класс.)
(в это время игра со зрителями «Рассмеши царевну Несмеяну»

1.Домашняя Масленица
В масленичную неделю такую куклу вывешивали за окно. Это было знаком того, что теща ждала зятя и дочь в гости на блины.  Чаще всего  таких кукол изготавливали из соломы и лыка. Лицо обтягивали льняной тканью и одевали в традиционный наряд.
Широкое распространение на Севере России имела кукла — 2.берестушка, кукла была изготовлена из бересты, свёрнутой в трубочку. Внутрь вкладывалась молитва (или заговор). Это был сильный оберег. Как правило, эту куклу делала для ребёнка и дарила ему родная бабушка (поэтому её иногда называли "бабушкина кукла").
3.Закрутка - игровая кукла
4.Кукла колокольчик. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.

Игра «Мыршим» казахская народная игра с конфетой за щекой.

История фарфоровых кукол
Слайд 11
Для девочек из богатых семей кукол заказывали за границей. Французские куклы прославились на весь мир уже в 16 веке. Но кроме игровой у них была еще одна важная роль – они знакомили дам с последними веяниями моды. Аристократки выписывали таких модниц для своих дочерей, чтобы привить им хороший вкус.

Слайд12 В конце ХIХ века в России появились куклы, которые были ничуть не хуже зарубежных. У них были фарфоровые головы с прелестными личиками и красивыми волосами, а носили они искусно сшитые народные костюмы разных губерний России. Таких кукол назвали этнографическими. Их с удовольствием покупали не только в России, но и гости из-за рубежа. Эти куклы  были недёшевы. Костюмы  у них были самые настоящие: сарафаны, шушуны, поневы, душегрейки. Отделка – вот в чем была особая красота народной одежды. Для нее использовались ленты, тесьма, позументы, канитель, блёстки, бисер, мулине разных цветов. Бусики и пуговки делали стекольщики. Кукольную обувь шил сапожник. Куклами в национальных одеждах играли и царские дочери.  Одежду для таких кукол шили лучшие портные Постельной палаты в Кремле.

Самые дорогие куклы с фарфоровыми головками, в костюмах из парчи и шёлка, украшенных бисером, золотыми и серебряными галунами, затейливыми кружевами, теперь входят в музейные собрания России, Франции, Америки и других стран.

Слайд13   матрёшка

Кукольную историю продолжают деревянные куклы
Матрёшка
Яркая матрешка, известная всему миру, стала кукольным символом России
– ни один турист не уедет от нас без этой расписной русской крестьяночки


А сегодня у нас в гостях куклы- неваляшки. Танец исполняют девочки 1 класса.

Игра «Матрёшки»
2 команды, в шеренги, завязывают платки впередистоящему - кто вперёд.

Слайд 14
Продолжают историю современные куклы
Куклы70-80 годов прошлого века.
Такими куклами играли ваши мамы, наверное, они ещё сохранились у вас дома. Куклы из пластмассы с капроновыми волосами. У кукол закрывались глаза, двигались руки и ноги.
Такую куклу можно было мыть делать ей причёски, одевать, раздевать.
Слайд15
Кукла Барби
В 1959году в мае месяце родилась знаменитая кукла Барби.  Её рост29 см, а весит она лишь135 грамм.

Слайд16 Авторские куклы
Кукла которую сделал автор - человек, она одна такая. Эти куклы очень дорогие, они изготавливаются не для игры, для коллекции.

Слайд17   Кукольный театр

Вам трудно себе представить жизнь без кино, телевидения, компьютеров? А ведь когда-то ничего этого не было. Тогда народ очень любил смотреть кукольные театральные представления.

Т-с-с..Ребята! Мы сегодня с вами попадём в волшебный мир говорящих кукол. Здесь не принято шуметь и громко разговаривать, потому что эти куклы артисты, и они готовятся к выходу на сцену

Появляется Петрушка
Это про кого вы разговор так тихо ведёте? Ишь, притихли! Я даже и не слышал, что зрители уже собрались. Здравствуйте ребята!
Дети здороваются.
Эй, белобрысый из первого ряда.
Ты не узнал меня с первого взгляда:
А я – Петруша!Любимая всеми игрушка!
Остер колпачок, еще острей язычок.
Ох, и посмеюсь я над вами –
Да так, что расхохочитесь сами!
(Звучит музыка «Бродячие артисты» в исполнении ансамбля «Веселые ребята»)
Входит сказочник с большим ярким чемоданом.
Петрушка:
О! это еще кто такой?
Не хочешь ли поиграть со мной?
Сказочник: Я сказочник, хожу по городам и сёлам, показываю людям весёлые спектакли, добрые сказки, представления….
Петрушка:
И у нас сегодня представление Всем на удивление!
Я хочу рассказать детям о театре, Кому, как ни мне это знать.
Ведь театр с меня начинается –
Я самый любимый детский персонаж.
Спектакли со мной народ уже 100 лет смотрит.
Эх, без Петрушки и шутки, не шутки.
И театр, не театр!Так ведь, ребята?!
Сказочник:
О! да ты как я погляжу,  Хвастунишка, Петрушка.
Петрушка: А что это за чемодан у тебя?
Сказочник: В таком волшебном чемодане живут куклы, и где открывает его сказочник, там и поселяется сказка, начинаются настоящие чудеса.
Достаёт кукол.  это кукла – «марионетка».
Петрушка: Почему у этой куклы такое странное имя?
Сказочник: Эти игрушки давным-давно придумали в далекой Италии.
«Мариона» - это по-итальянски маленькая Мария – так и прозвали в ту пору забавных кукол.
А чтобы эта кукла ожила,  скажите вместе со мной
Волшебные слова:
«Динь-дон, динь-дон, Под весёлый перезвон,
Кукла наша оживай Танцевать начинай!» Ребята кто хочет оживить куклу? (дети показывают действие с куклой)
Петрушка: очень интересная кукла.
Петрушка: Сказочник! А будут ли сегодня новые сказки?
Сказочник: Конечно, Петрушка. Сегодня мы  с вами увидим очень интересную сказку «репка». её Артисты очень волнуются, похлопайте им дружней, чтобы выступать было веселей!

Кукольный театр. Сказка «Репка».

Петрушка: понравилась сказка?  Приглашайте нас по чаще. До свидания.

Подведение итогов
-Вот и подошла к концу наша встреча. Сегодня мы заглянули в прошлое. Но без него не возможно будущее.
В наши дни, интерес к куклам, как в России, так и в других странах с каждым годом растет все больше и больше. Ведь когда кто - либо начинает приобретать куклы, он как будто попадает в новый удивительный мир, из которого не хочется выходить, а хочется искать в нем, что -то новое и неизведанное.

Пусть та кукла, которую держите в своих руках, будет кому-то игрушкой, кому-то оберегом в дальнейшей жизни. Мне хочется, чтобы вы ребята как можно больше обращались к традициям наших предков, изучали их и смогли передать уже своим детям, будущему поколению.
Спасибо всем за работу и тёплую нашу встречу

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий спортивного внеклассного мероприятия в начальной школе Театрализованное представление для учащихся начальных классов Внеклассное мероприятие во втором классе по теме: «Весна пришла, птички запели!» Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе

Игра счастливый случай для младших школьников

Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии

Осенний праздник в начальной школе

Конкурсная программа для младших школьников

Корзинка с цветами из цветной бумаги. Мастер-класс
Опубликовано: 3903 дня назад (19 марта 2014)
Просмотров: 3044
+3
Голосов: 3
Котова Ирина Владимировна # 23 марта 2014 в 12:12 +2
Хороший сценарий. Очень важно знакомить детей с русской национальной культурой. Через знакомство с разными куклами Вы знакомите детей с традициями, укладом жизни. Лично мне хотелось бы посмотреть фото кукол, о которых говорится в сценарии. Разные виды деятельности делают ваш сценарий веселым, живым. +1
Ирина Викторовна Бестик # 27 апреля 2014 в 22:08 +1
Уважаемая Елена Викторовна. Мне очень понравился ваш сценарий. Я сама узнала очень много нового о русской национальной культуре. По своему содержанию материал интересный, доступный для восприятия и познавательный. Думаю после такого мероприятия детям захочется побывать в музеи и увидеть этих кукол. Спасибо за интересную разработку и успехов вам в труде.