Конспект НОД «Как вода попадает в растение?»
Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Сидорова Зоя Григорьевна, воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида №8 «Аистенок» г. Мичуринск
Назначение работы: данный конспект предназначен для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.
Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по познавательному развитию (экспериментальная деятельность с комнатными растениями) для детей старшего дошкольного возраста. НОД направлена на развитие познавательного интереса старших дошкольников к комнатным растениям.
Цель: Формирование представления о назначении каждого органа растения.
Задачи:
1. Создать чувство эмоционального комфорта.
2. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью
Дать представление о том, как вода попадает в растение, как она передвигается к его органам.
3. Развивать умение различать комнатные растения по внешним признакам.
4. Воспитывать ответственное отношение при уходе за комнатными растениями.
Оборудование: комнатные растения /бальзамин, кактус, колеус, хлорофитум/, 2 прозрачных стакана с водой, чернила для подкрашивания воды, дневники наблюдений, цветные карандаши, конверты с разрезанными фото комнатных растений, карточки с загадками.
Ход занятия
1.Сюрпризный момент:
Воспитатель сообщает, что утром, когда детей ещё не было, приходила Фея Цветов. Она просила передать конверты детям. В конвертах - разрезанные фото комнатных растений, карточки с загадками.
2. Д/игра: «Собери картинку»
Каждый ребёнок получает конверт, в котором находится разрезанная фотография комнатного растения. Дети должны сложить правильно эту фотографию и назвать комнатное растение, изображённое на фото. Побеждает тот, кто быстро и правильно справится с заданием.
3.Д/игра: «Отгадай загадку»
Воспитатель загадывает загадки, дети называют отгадку.
Рис. 1
Листья тонкие, длинные, полосатые.
А усы на концах – рогатые.
(хлорофитум)
Рис.2
Не подушка для иголок,
Не ежик, и не елка,
Но не даст себя в обиду,
Потому что весь в иголках.
(Кактус)
Рис.3
Хоть называюсь я крапивкой,
Но не кусаюсь я совсем.
Могу быть очень я красивой,
Поставь лишь ты меня на свет
(колеус, крапивка)
Рис.4
Стоит мокрый Ванёк,
А в кудрях – огонёк
(бальзамин)
4. Знакомство с новым комнатным растением - бальзамином
Огонёк.
Хрустит за окошком морозный денёк,
Стоит на окошке цветок огонёк.
Малиновым цветом цветут лепестки,
Как будто и вправду зажглись огоньки.
Его поливаю, его берегу,
Его подарить никому не могу!
Уж очень он ярок, уж очень хорош,
Уж очень на милую маму похож!
(Е.Благинина)
Бальзамин (
огонёк, Ванька мокрый) любит тепло, много воды и много света. Но не любит ярких солнечных лучей. Пользуясь этим рецептом, поставим бальзамин на подоконник, где много света, но нет прямых солнечных лучей.
Бальзамин, или, как его называют в быту «Ванька мокрый», тоже «плачет».
Перед дождём, когда в воздухе много влаги, у некоторых наблюдается выдавливание воды каплями по краям листьев. Эти-то капли и похожи на слёзы. «Плачет» растение не потому, что ему грустно, а потому, что изменилась влажность воздуха. Если на краях растения появляются капельки воды – скоро пойдёт дождь.
Рис.5
5.Физкультминутка.
Лепестки.
Выросли в саду цветки, (Руки плавно поднять верх, потянуться.)
Распустили лепестки.
Вдруг повеял ветерок — (Легкий бег.)
Закружился лепесток.
Ветерок их оторвет
И на землю вновь вернет. (Присели.)
5. Как же влага поднимается к листьям?
Цель опыта: увидеть, как влага поднимается к листьям.
Содержание опыта:
Отрезать две веточки с голыми стебельками.
Рис.6
Поставить одну из них в чистую воду, другую – в подкрашенную красными или синими чернилами воду.
Рис.7
Поставив обе веточки рядом, сравнивая цвет стеблей, можно скоро заметить, как внутри стебелька, поставленного в подкрашенную воду, поднимаются кверху красные или синие полоски. Это по сосудам поднимается подкрашенная вода.
Рис.8
Чем дольше простоит растение в красителе, тем влага поднимется выше по стеблю. Иногда окрашиваются листья и цветы. Особенно хорошо видно изменение цвета на белых цветах.
Рис.9
Вывод: наблюдая за двумя черенками во время опыта, можно сделать вывод, что вода к листьям поднимается по стеблю.
6. Работа в дневниках наблюдений.
Задание:зарисовать поэтапно результаты опыта.
7. Итог занятия:
подвести детей к выводу, что вода поднимается из почвы через корень по стеблю к листьям и цветам.
Рис 10
ЦВЕТЫ
Есть, есть душа у каждого цветка,
Свой взгляд и стать у каждой есть травинки,
Цвет и рисунок венчика, листка,
И лепестка, и пестика с тычинкой.
У каждого цветка есть жизни срок,
Есть время детства, юности, цветенья,
Плодоношенья, старости порог,
Есть время сна и время пробужденья.
Спасибо за внимание, уважаемые коллеги! Успехов Вам!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по познавательному развитию на тему: Зачем растению корень?
Детям о лекарственных растениях
Конспект НОД для детей старшей группы. Растение в подарок маме
Конспект НОД в старшей группе на тему: Комнатное растение - Бальзамин