Игры для автоматизации звука [Ч] для детей дошкольного возраста
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области Новоусманского района
Описание работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам, а также заинтересованным родителям.
Цель: автоматизация звука [Ч] .
Задачи:
1. Развивать слуховое внимание.
2. Развивать грамматический строй речи.
3. Развивать слухоречевую память.
4. Развивать зрительную память и тактильное восприятие.
Уважаемые коллеги, сегодня предлагаю вашему вниманию игры для автоматизации звука [Ч].
Кроме картинного материала в своей работе я часто использую разные игрушки, предметы обихода (баночки, стаканчики, коробочки и т.д.). Поэтому в сегодняшнем материале вы увидети только их фотографии.
Автоматизация звука [Ч] в словах
Игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных).
утка – уточка
белка – белочка
жираф – жирафчик
волк – волчок
лиса – лисичка
черепаха – черепашка
кошка – кошечка
собака – собачка
Автоматизация звука [Ч] в словосочетаниях
Игра «Давай посчитаем»
Если вы располагаете большими количеством предметов со звуком [Ч], то можно считать до 5 предметов. Я предлагаю фото с занятия с девочкой, с которой помимо автоматизации звука [Ч], шла работа над словом «ДВА».
Игра «Что у кого?»
У меня есть большая коллекция резиновых игрушек. Можно дарить им разные подарки.
Использую два варианта этой игры.
1. Игра на развитие речеслуховой памяти. Педагог дает инструкцию: «Дай собачке звездочку». Если ребенок хорошо удерживает одноступенчатую инструкцию, то можно её удлинить. Например: «Дай девочке стаканчик, а уточке червяка». Инструкция выполняется в соответствии с данной последовательностью.
2. В этом варианте свобода выбора подарков дается ребенку. Педагог в конце спрашивает: «Что ты дал девочке? У кого из гостей грибочек?». Ребенок дает полный ответ.
В данной игре одновременно идет работа по формированию грамматической категории – родительный падеж имени существительного.
У девочки – стаканчик. У лисички – мячик. У уточки – червяк.
У зайчика – яблочко. У белочки – грибочек. У черепашки – цветочек. У собачки – звездочка.
Игра «Изучаем или повторяем предлоги»
Для этой игры я использую такие предметы, как бочка, баночка, стульчики.
Перед вами вариант игры с белочкой и бочкой.
«Где белочка?». Задача педагога получить полный ответ на этот вопрос. Ребенок должен ответить: «Белочка на бочке (за бочкой, перед бочкой, около бочки).
Следующая игра для
предлога «между». «Где жирафчик?» «Жирафчик между бочкой и баночкой». Вместо жирафчика добавляется новая игрушка.
Игра «Что в чемодане?»
Помимо автоматизации звука работаем над зрительной памятью.
Прячем в чемодан предметы, количество которых зависит от возраста ребенка. Если ребенку – 6 лет, предметов должно быть 6 +- 1. Ребенок должен вспомнить, какие предметы он спрятал в чемодан.
Игра «Что в мешочке?».
Проводится аналогично первой, но ребенок должен нащупать предмет пальцами и назвать его.
Фотографии нет, т.к. эту игру придумала, пока писала эту статью.
Автоматизация звука [Ч] в предложениях
Игра «Чаепитие».
Ребенок повторяет предложение: «Девочка (собачка, кошечка и т.д.) пьет чай с печеньем».
Игра «Посиделки на печке»
Ребенок повторяет предложение: «На печке сидит собачка (девочка, лисичка, волчок и т.д.).
Если смастерить маленькую книжечку, можно удлинить предложение: «На печке читает книжечку белочка (черепаха и т.д).
Игра «Покачалки».
Ребенок повторяет предложение: «На качалке качается зайчик (волчок, уточка и т.д.).
Надеюсь, что сегодняшний материал окажется полезным для специалистов и родителей. А также поможет придумать свои игры с теми предметами, которые есть в арсенале каждого, заинтересованного в хорошем результате, педагога.
Желаю всем удачи и жду комментарии и оценки!
Рекомендуем посмотреть:
Игры для автоматизации звука Ш в речи детей дошкольников
Игры на автоматизацию звука Ж
Игры на автоматизацию звука Ч
Игры на автоматизацию звука С