Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обучение пересказу детей дошкольного возраста с нарушением речи

Технология обучения пересказу дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский сад" Воронежской области.
Описание. Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию отрывок из моей статьи в одном из официальных печатных изданий, где пропущена теоретическая часть, а представлена только практическое описание работы по формированию навыка пересказа у дошкольников не только с нарушениями речи, но и у детей с нормой речевого развития.
Актуальность темы. В настоящее время все чаще появляются дети, которые имеют трудности в формулировании и изложении своих мыслей. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь. В связи с этим интерес к этой проблеме возрастает и требует проведения диагностики и коррекционной работы в данном направлении.
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, посредством которого происходит общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что связность - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Причинами несвязности речи могут служить неосознанные и не представленные в голове говорящего человека мысли, либо такие связи надлежаще не обнаружены в его речи.
Связная речь существует в двух основных формах – монолог и диалог. Обе эти формы противопоставлены друг другу, т.к. имеют разную коммуникативную направленность.
Одним из видов монологической речи является пересказ, который является одним из самых важных навыков не только ребенка школьника, но и дошкольника. Умение пересказывать необходимо ребенку не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. В настоящее время наблюдается тенденция снижения уровня сформированности навыка пересказа не только у детей с нарушениями речи, но и у нормотипичных детей.
При исследовании связной речи детей используется методика, направленная на получение общего представления об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.
Результаты ежегодного обследования речевого развития детей показывают уже не первый год, что наиболее сложными заданиями для детей - это пересказ текста и составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. Для детей с ОНР достаточно трудными - задания по составлению предложений по отдельным ситуационным картинкам и составлению предложения по трем картинкам, связанным тематически.
Проведенное исследование натолкнуло на пересмотр рабочей программы учителя-логопеда. Вот уже третий год я провожу с детьми один раз в неделю групповые занятия по формированию связной речи. На занятиях по обучению грамоте была добавлена 10 минутная часть, посвященная формированию навыка пересказа.
Для улучшения качества детских рассказов, для повышения их речевой активности, для создания условий для привлечения внимания детей была создана технология формирования навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования. Всем хорошо известна народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как известно, дошкольники достаточно хорошо воспринимают зрительную информацию. Поэтому, на коррекционных занятиях по развитию связной речи, рекомендуется использовать наглядный материл: картинки, игрушки, натуральные предметы.
На начальных этапах работы по обучению пересказа отлично подходят небольшие рассказы, объединенные одним сюжетом, одними действующими лицами. На занятиях по обучению грамоте я использую пособие Ю М. Козловой «Буквенные сказки». На занятиях по развитию связной речи отличным помощником является методика Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР».
Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы. Пример работы по обучению пересказу, представлен на материале одной из буквенный сказок.
Аленка и аист
Алёнка сидела у моря и ела апельсин. Она смотрела на алый закат. По небу летела белая птица. Это был аист. Он приземлился около Аленки. В клюве аист держал красивый камень. Это был алмаз. Аист подарил алмаз Аленке. Девочка погладила птицу по голове и угостила апельсином. Аист кивнул головой, взмахнул большими крыльями и улетел.
Вопросы:
1.Где была Аленка и что она делала?
2. Кто летел по небу?
3. Что сделал аист?
4. Что аист держал в клюве?
5. Кому аист подарил алмаз?
6. Чем угостила девочка аиста?
7. Как аист сказал«спасибо»?

1 этап. На первом этапе детям читается рассказ с одновременным предъявлением картинок в правильной последовательности. Картинки поочередно прикрепляются к магнитной доске или на фланелеграф.

2 этап. Сначала происходит чтение текста. Далее предъявляются картинки в разброс. Задача детей – восстановить правильную последовательность. Данное задание может выполняться как индивидуально, так и группой детей.
3 этап. Сначала происходит чтение текста. Среди предъявленных картинок добавляются 2-3 лишние, желательно очень близкие по смыслу. Задача детей – восстановить правильную последовательность, вычленив лишние картинки. Данный вид работы помогает в развитии слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти.

4 этап. После прочтения рассказа дети сами предлагают прикрепить картинки с героями и предметами, которые встречались в рассказе.
Переход от одного этапа к другому происходит после полного овладения предыдущим.
На каждом из этапов проходит параллельная работа над формированием навыка пересказа, которая также состоит из нескольких последовательно отработанных ступеней.
На первой ступени дети учатся отвечать полным ответом на вопросы. Во время проведения данной коррекционной работы было замечено, что дети остаются на этой ступени. Задача педагога правильно объяснить весь секрет – практически весь ответ спрятан в вопросе. Главное внимательно выслушать вопрос и добавить несколько слов.
На второй ступени дети учатся пересказывать рассказ по цепочке. На данном этапе хорошо формируется и тренируется произвольное внимание детей.
Третья ступень необходима для занятий, на которых каждый ребенок от начала и до конца пересказывает весь рассказ. Для того, чтобы остальные дети не отвлекались во время рассказа их товарища, используется метод «оценки». Заключается он в следующем. Пока один из детей пересказывает, остальные дети его внимательно слушают, запоминая ошибки и недочеты, если таковые допускаются. И так происходит по очереди с каждым ребенком. После всех рассказов дети оценивают каждый ответ, пытаясь аргументировать свою оценку. Оценивает себя и сам рассказывающий. Данный метод хорошо развивает произвольное слуховое внимание.
Высшим пилотажем является умение ребенка пересказывать рассказ от лица каждого действующего героя, а не только от лица автора. Это умение отрабатывается на последней ступени.
Для того, чтобы такие занятия были наиболее эффективными, их проводят с небольшим числом количеством детей. Оптимальное число – 6.
Работа с использование такого метода требует подготовительной работы в изготовлении большого количества наглядного материала. В современный век компьютерной технологии хорошим помощником является интернет – ресурсы, на которых можно найти любые картинки хорошего качества. Есть несколько способов их использования:
- распечатать их на цветном принтере, по возможности заламинировать, для того, чтобы продлить срок их службы;
- на каждое занятие готовить коротенькие интерактивные презентации с использование триггеров и макросов, которые сократят время занятия за счет отсутствия времени прикрепления картинок к доске;
- возможно чередование первых двух способов;
- скачать необходимое количество картинок и работать с ними в программе интерактивной доски, если таковая имеется в дошкольном учреждении.
Надеюсь, что мой материал окажется полезным не только специалистам, работающим с детьми, но и их родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ Развивающие технологии в логопедии Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья" Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды
Печатные и интерактивные игры для автоматизации звуков в предложениях | Сочинение на тему "Жизнь для меня это…"
Опубликовано: 2670 дней назад (1 сентября 2017)
Просмотров: 3477
Рубрика: статья
+14
Голосов: 14
Оксана Анатольевна Данильченко # 1 сентября 2017 в 11:41 +2
Замечательная публикация!
Методика великолепная! Видно, что опробована на практике! Педагог делится своим опытом, который может пригодится многим родителям, воспитателям и учителям!
Методика подробно описана на конкретном примере. МОЛОДЕЦ!!!
ГОЛОС!
Елена Викторовна Багрова # 1 сентября 2017 в 17:25 +2
Снежана Анатольевна, здравствуйте!
Поздравляю Вас с замечательной публикацией и началом нового учебного года!
Вам есть, чем поделиться с коллегами.
Интересный опыт, позволяющий научить пересказу детей с нарушением речи.
Голос! Успехов!
С уважением!!!
Екатерина Зыкова # 2 сентября 2017 в 15:07 +2
Мне, как молодому специалисту,очень интересны подобные материалы.Развитие связной речи очень актуальна в настоящее время,в своей практике я использую мнемотаблицы,это очень похоже на вашу работу.Возьму на заметку вашу разработку!Голос.
Софья Владимировна Юхнина # 2 сентября 2017 в 20:08 +2
Снежана Анатольевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение на знакомство с Вашей разработкой: "Технология обучения пересказу дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования".
Грамотно! Инновационно! Последовательно! Интересные приёмы помогут коллегам научить детей с нарушением речи пересказу. Достойная публикация профессионально оформлена, качественно проиллюстрирована. Мой голос +4, УСПЕХОВ ВАМ!!!
Валентина Николаевна Матвиенко # 3 сентября 2017 в 22:37 +2
Снежана Анатольевна,с удовольствием прочитала теоретическую часть статьи.Метод наглядного моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения содержания текста,формирует приёмы работы с памятью и,следовательно,развивает связную речь,обогащает словарный запас у детей.Практическая часть(сказка "Алёнка и аист"-добрая и трогательная!)логически выстроена.Беру на заметку.Спасибо!Успехов!Мой голос!
Светлана Михайловна Радулова # 4 сентября 2017 в 17:04 +2
Снежана Анатольевна, здравствуйте! С интересом познакомилась с Вашим опытом по обучению пересказу детей дошкольного возраста с нарушением речи. Доступно, грамотно изложена теоретическая часть с обоснованием актуальности темы. Вы обучаете пересказу, используя эффективную технологию - наглядное моделирование. Подробно, профессионально изложены этапы работы по обучению пересказа. Понравились используемые разнообразные приемы на каждом этапе и метод «оценки» во время рассказа товарища. Большое спасибо за материал! Успехов Вам! Голос!
Снежана Анатольевна Колесникова # 4 сентября 2017 в 19:53 +1
Коллеги, всем большое спасибо за уделенное внимание к моей работе!
Мира Симеунович # 4 сентября 2017 в 22:44 +2
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Мне очень понравилась Ваша работа! Вы прекрасно сказали, что Вы провели работу «по формированию навыка пересказа у дошкольников не только с нарушениями речи, но и у детей с нормой речевого развития». Это очень похоже обучению иностранному языку, начав с Вашей первой ступени, где «весь ответ спрятан в вопросе».
Ваша коррекционная работа посредством наглядного моделирования улучшает качество рассказов детей, повышает их речевую активность, воспитывает внимание детей. Формируется связная речь, как один из главных элементов коммуникативной активности детей. В работе приведены прекрасные примеры и объяснения, даже советы для изготовления наглядного материала. Молодец! С большим удовольствием посылаю вам голос!
Елена Викторовна Рево # 7 сентября 2017 в 18:51 +2
Здравствуйте! Работа с детьми с речевыми нарушениями требует определенной системы, знакомясь с Вашим материалом я понимаю, что Вы выстроили эту систему. Метод наглядного моделирования способствует развитию умения пересказывать и запоминать. Данный метод действительно развивает речь детей с нарушением. СПАСИБО!
Валентина Михайловна Скрипникова # 8 сентября 2017 в 10:42 +1
Методика великолепная! Видно, что опробована на практике!
Надежда Александровна Статных # 11 сентября 2017 в 07:28 +2
С удовольствием беру себе в копилку. Моим детям с ОВЗ этот метод тоже подходит. Голосую.
Татьяна Юрьевна Суховерша # 11 сентября 2017 в 21:18 +1
Здравствуйте, Снежана Анатольевна!
С большим интересом ознакомилась с Вашей публикацией. Материал изложен четко, подробно, красочно. Самой сложной, на мой взгляд, является третья (оценочная) ступень обучения пересказу. Ребятам необходимо самим пересказать рассказ и, внимательно выслушав своих товарищей, оценить ответ каждого, в том числе и свой. Преодоление этой ступени подтверждает эффективность метода наглядного моделирования в формировании связной речи дошкольников.
Благодарю Вас за приглашение и голосую с пожеланием успеха!
Наталья Александровна Сулейманова # 13 сентября 2017 в 10:24 +1
Добрый день, Снежана Анатольевна. Очень понравилась технология обучения пересказа детей, все этапы описаны. Очень хорош этап показа наглядности (картинок) для лучшего восприятия текста детьми с нарушениями в речи.Творческих Вам успехов. Голос.