Технология обучения пересказу дошкольников с нарушениями речи с использованием метода наглядного моделирования
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед МКДОУ "Никольский сад" Воронежской области.
Описание. Уважаемые коллеги! Хочу предложить Вашему вниманию отрывок из моей статьи в одном из официальных печатных изданий, где пропущена теоретическая часть, а представлена только практическое описание работы по формированию навыка пересказа у дошкольников не только с нарушениями речи, но и у детей с нормой речевого развития.
Актуальность темы. В настоящее время все чаще появляются дети, которые имеют трудности в формулировании и изложении своих мыслей. Всему виной служит плохо развитая и недостаточно сформированная связная речь. В связи с этим интерес к этой проблеме возрастает и требует проведения диагностики и коррекционной работы в данном направлении.
Связная речь – это смысловое развернутое высказывание, посредством которого происходит общение и взаимопонимание. С.Л. Рубинштейн считал, что связность - это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Причинами несвязности речи могут служить неосознанные и не представленные в голове говорящего человека мысли, либо такие связи надлежаще не обнаружены в его речи.
Связная речь существует в двух основных формах – монолог и диалог. Обе эти формы противопоставлены друг другу, т.к. имеют разную коммуникативную направленность.
Одним из видов монологической речи является пересказ, который является одним из самых важных навыков не только ребенка школьника, но и дошкольника. Умение пересказывать необходимо ребенку не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. В настоящее время наблюдается тенденция снижения уровня сформированности навыка пересказа не только у детей с нарушениями речи, но и у нормотипичных детей.
При исследовании связной речи детей используется методика, направленная на получение общего представления об уровне развития спонтанной речи детей, сформированности ее грамматического строя, способности употреблять связные высказывания при общении, передавать ту или иную информацию и т.д.
Результаты ежегодного обследования речевого развития детей показывают уже не первый год, что наиболее сложными заданиями для детей - это пересказ текста и составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок. Для детей с ОНР достаточно трудными - задания по составлению предложений по отдельным ситуационным картинкам и составлению предложения по трем картинкам, связанным тематически.
Проведенное исследование натолкнуло на пересмотр рабочей программы учителя-логопеда. Вот уже третий год я провожу с детьми один раз в неделю групповые занятия по формированию связной речи. На занятиях по обучению грамоте была добавлена 10 минутная часть, посвященная формированию навыка пересказа.
Для улучшения качества детских рассказов, для повышения их речевой активности, для создания условий для привлечения внимания детей была создана технология формирования навыка пересказа с использованием метода наглядного моделирования. Всем хорошо известна народная пословица: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как известно, дошкольники достаточно хорошо воспринимают зрительную информацию. Поэтому, на коррекционных занятиях по развитию связной речи, рекомендуется использовать наглядный материл: картинки, игрушки, натуральные предметы.
На начальных этапах работы по обучению пересказа отлично подходят небольшие рассказы, объединенные одним сюжетом, одними действующими лицами. На занятиях по обучению грамоте я использую пособие Ю М. Козловой «Буквенные сказки». На занятиях по развитию связной речи отличным помощником является методика Т.А. Ткаченко «Формирование и развитие связной речи у детей с ОНР».
Обучение пересказа с использованием наглядного моделирования включает в себя несколько этапов работы. Пример работы по обучению пересказу, представлен на материале одной из буквенный сказок.
Аленка и аист
Алёнка сидела у моря и ела апельсин. Она смотрела на алый закат. По небу летела белая птица. Это был аист. Он приземлился около Аленки. В клюве аист держал красивый камень. Это был алмаз. Аист подарил алмаз Аленке. Девочка погладила птицу по голове и угостила апельсином. Аист кивнул головой, взмахнул большими крыльями и улетел.
Вопросы:
1.Где была Аленка и что она делала?
2. Кто летел по небу?
3. Что сделал аист?
4. Что аист держал в клюве?
5. Кому аист подарил алмаз?
6. Чем угостила девочка аиста?
7. Как аист сказал«спасибо»?
1 этап. На первом этапе детям читается рассказ с одновременным предъявлением картинок в правильной последовательности. Картинки поочередно прикрепляются к магнитной доске или на фланелеграф.
2 этап. Сначала происходит чтение текста. Далее предъявляются картинки в разброс. Задача детей – восстановить правильную последовательность. Данное задание может выполняться как индивидуально, так и группой детей.
3 этап. Сначала происходит чтение текста. Среди предъявленных картинок добавляются 2-3 лишние, желательно очень близкие по смыслу. Задача детей – восстановить правильную последовательность, вычленив лишние картинки. Данный вид работы помогает в развитии слухового и зрительного внимания, слуховой и зрительной памяти.
4 этап. После прочтения рассказа дети сами предлагают прикрепить картинки с героями и предметами, которые встречались в рассказе.
Переход от одного этапа к другому происходит после полного овладения предыдущим.
На каждом из этапов проходит параллельная работа над формированием навыка пересказа, которая также состоит из нескольких последовательно отработанных ступеней.
На
первой ступени дети учатся отвечать полным ответом на вопросы. Во время проведения данной коррекционной работы было замечено, что дети остаются на этой ступени. Задача педагога правильно объяснить весь секрет – практически весь ответ спрятан в вопросе. Главное внимательно выслушать вопрос и добавить несколько слов.
На
второй ступени дети учатся пересказывать рассказ по цепочке. На данном этапе хорошо формируется и тренируется произвольное внимание детей.
Третья ступень необходима для занятий, на которых каждый ребенок от начала и до конца пересказывает весь рассказ. Для того, чтобы остальные дети не отвлекались во время рассказа их товарища, используется метод «оценки». Заключается он в следующем. Пока один из детей пересказывает, остальные дети его внимательно слушают, запоминая ошибки и недочеты, если таковые допускаются. И так происходит по очереди с каждым ребенком. После всех рассказов дети оценивают каждый ответ, пытаясь аргументировать свою оценку. Оценивает себя и сам рассказывающий. Данный метод хорошо развивает произвольное слуховое внимание.
Высшим пилотажем является умение ребенка пересказывать рассказ от лица каждого действующего героя, а не только от лица автора. Это умение отрабатывается на последней ступени.
Для того, чтобы такие занятия были наиболее эффективными, их проводят с небольшим числом количеством детей. Оптимальное число – 6.
Работа с использование такого метода требует подготовительной работы в изготовлении большого количества наглядного материала. В современный век компьютерной технологии хорошим помощником является интернет – ресурсы, на которых можно найти любые картинки хорошего качества. Есть несколько способов их использования:
- распечатать их на цветном принтере, по возможности заламинировать, для того, чтобы продлить срок их службы;
- на каждое занятие готовить коротенькие интерактивные презентации с использование триггеров и макросов, которые сократят время занятия за счет отсутствия времени прикрепления картинок к доске;
- возможно чередование первых двух способов;
- скачать необходимое количество картинок и работать с ними в программе интерактивной доски, если таковая имеется в дошкольном учреждении.
Надеюсь, что мой материал окажется полезным не только специалистам, работающим с детьми, но и их родителям.
Рекомендуем посмотреть:
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ
Развивающие технологии в логопедии
Педагогический семинар в детском саду "Неделя Здоровья"
Развитие информационной компетенции воспитанников с ОВЗ в условиях информационно - развивающей среды