Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект осенней экологической прогулки "Путешествие в осенний лес". Старшая группа

Экологическая прогулка в старшей группе детского сада "Путешествие в осенний лес"
Название прогулки: «Путешествие в осенний лес»
Форма проведения тематической прогулки: прогулка-поход
Возрастная группа: старшая группа
Время проведения прогулки: первая половина дня
Продолжительность прогулки: 45 минут
Цель: создание ситуации развития детей по формированию представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Задачи:
• способствовать развитию умения у детей устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи;
• способствовать развитию у детей умения выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезон;
• создать условия по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе.
Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя и дикой ранетки с почками, листья, таз, игрушка-ёжик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.
Ход
Воспитатель:
Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только с начало побудем немного на опушке и рассмотрим песок.

Опыты с песком, наблюдения
Цель – создание условий по развитию умения различать и называть свойства песка.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Дети: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Из песка можно лепить. Цветом он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
Воспитатель: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. (Воспитатель просит, одного ребенка пройдись по песку и рассказать о своих ощущениях.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. (Воспитатель просит выбрать ребенка, который будет дождиком, он должен взять леечку и полить цветок.) Куда ушла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно? (Выбирают дети, кто выполнит следующее задание.) Пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, ребенок ушел, а что осталось на песке?
Дети: Следы.
Воспитатель: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Дети: Песок остается на подошве.

Наблюдение№1
Цель – создание условий по развитию умения наблюдать, делать выводы, что песок состоит из песчинок.
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит очень маленьких песчинок.

Наблюдение №2
Цель – создание условий по развитию умения сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование.
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать. Слушать стук при падении камня, шуршание струйки песка.
Воспитатель: Назовите свойства камней.
Дети: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
Воспитатель: Песчинки – это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга.

Опыт №2
Воспитатель: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.
В лесу
Воспитатель.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои!
С. Погореловский

Игровое упражнение «Продолжи слово»
Воспитатель: Давайте докажем лесу, что мы свои.
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово.
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я бел-ка, кА-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.п.

«Правила друзей леса»
Воспитатель: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.
Дети: Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они – санитары леса. Нельзя ловить насекомых – бабочек, божьих коровок, - они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору, нельзя подходить близко, что не напугать лесных обитателей.
Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.)
Ответы детей. (Лес - это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
Воспитатель: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Дети: Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц.
Воспитатель: Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это… а что можно в лесу?
Дети: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями – цветами, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Признаки поздней осени (закрепление)
Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку, держа нить в своей руке. Дети называют признаки осени – клубок идет по кругу.
Воспитатель: Дни короткие, а ночи длинные, темные.
Дети: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит, но не греет. Идет дождь иногда со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки.

Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
Дети выполняют образные движения согласно тексту.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий,
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно.
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень –
Разлетается листья вмиг.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся.
Дети: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы не поить и не кормить, - им самим нужны силы, чтобы пережить зиму. Листья сбрасывают на землю, под корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает снег, и ветки сломаются под его тяжестью.
А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют… что? (Предположения детей.)
Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками): какие они по форме, величине, цвету? (Ответы детей.) Сравните почки тополя и дикой ранетки. (Ответы детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут?
Дети: Нет. Деревья находятся в покое, они как бы спят.
Воспитатель: Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям. Кустам осенью и зимой для утопления. А сейчас еще и снежок прикрыл их.

Опыт с листьями
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуйте какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: Почему листья завяли засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку. Посмотрит на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья – это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими, и не будут шуршать).

Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком
Воспитатель: Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игрушку-ёжика.) Ёжик еще маленький и не знает, где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы можете подсказать, где он и как может перезимовать. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные могут приготовить гостям осенний рисунок – «рисовать» они будут песком.
Дети создают макет и «рисуют» песком.

Опыт «Сухим из воды»
Цель – создание условий для демонстрации существования атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься)
Воспитатель: Ребята посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла.
Дети заглядывают в тарелку с водой – там лежит ключ.
Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы.
Дети предлагают разные способы и проверяют их.
Воспитатель: Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнаружив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан.

Экологическое кафе
Воспитатель: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе. Приходите. Неслучайно такое кафе открылось именно в лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, ребята, вы хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину!
1.Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
2.То рыжая, то серая, а названьем – белая. (Белка)
3.Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках. (Заяц)
4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. (Ежи)
5.Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (Волк)
А теперь, девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!
П/и «Обитатели леса» (Дети изображают медведя, зайца, волка, лису.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам было трудно выполнять задания. Проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект осенней прогулки с детьми средней - старшей группы детского сада Конспект прогулки в парк с детьми старшей группы. План-конспект осенней прогулки в старшей группе Конспект осенней прогулки для детей старшей группы ДОУ

Похожие статьи:

Осенняя прогулка «Наблюдение за солнцем». Старшая группа

Осенняя прогулка в старшей группе. Знакомство с работой дворника в ДОУ

Осенняя прогулка в детском саду в старшей группе. Увядшие растения

Памятка для родителей детского сада «Как научить ребёнка правильно держать карандаш и кисть» | Книжный уголок в детском саду
Опубликовано: 2288 дней назад (23 декабря 2017)
Просмотров: 2879
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Анастасия Юрьевна Гуртовая # 26 декабря 2017 в 21:55 +1
Здравствуйте, Софья Александровна! Спасибо за представленный конспект! Очень ценный материал для познавательного развития детей. Понравился интересный подход к построению прогулочного занятия. Такая прогулка запомнится деткам надолго!
Марина Станиславовна Ефимова # 30 августа 2018 в 15:51 0
Сценарий имеет не только развлекательную, но и ярко выраженную познавательную направленность. Дети выполняют множество исследовательских заданий, изучают свойства песка, камней и других материалов и делают доступные им научные выводы на основе проведенных опытов. Кроме того, дети в игре повторяют правила поведения на природе, а также рисуют, выполняют динамические упражнения. Занятие носит ярко выраженную интегрированную направленность.